Уважаемые читатели "Педагогического журнала", извините за столь долгое молчание. В этом вина моего провайдера... 6 дней я не могла подключиться к интернету... Ну вот наконец-то настал тот день, я снова с вами и предлагаю вашему внимания сценарий праздника, посвященный 115-летию со Дня рождения Виталия Валентиновича Бианки!!!!
Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге, в семье известного русского учёного-биолога, сотрудника Петербургского зоологического музея.
Жизнь и интересная работа отца увлекла всех сыновей Бианки. С детства они участвовали в поездках вблизи Петербурга и в дальних экспедициях, знали, что такое музей, как делаются чучела, коллекции насекомых, экспозиции.
Вся обстановка, окружающая с детства будущего писателя, пробудила и на всю жизнь определила его интерес к родной природе. Дома у него был аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами, змеями, много зверей и птиц.
«Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству, и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голове, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И – самое главное – с детства приучал свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь». – отмечал Виталий Валентинович.
Через всю жизнь пронёс Бианки любовь к сказке. Именно поэтому Виталий Валентинович сохранил в своих произведениях сказочные элементы, наполнил их познавательным материалом. Он ведет своих читателей по сказочной тропе, раскрывая им самые скрытые уголки природы.
В 1915 году Бианки поступил учиться на естественное отделение Петербургского университета, но окончить его ему не удалось, забрали в армию, ведь в то время шла первая мировая война. Потом Виталий жил на Алтае, в Бийске, работал учителем в школе. Затем семья снова возвращается в Петербург.
В Петербурге Виталий Валентинович познакомился со многими детскими писателями: С. Маршаком, Б. Житковым, К. Чуковским. В 1929 году в журнале «Воробей» Бианки печатает свою первую сказку «Путешествие красноголового воробья». Так началось оживление застывшего мира музейных чучел. Одна за другой выходят книги: «Чей нос лучше?», «Первая охота», «Кто чем поёт?», «Лесные домишки».
1941 год. Началась Великая Отечественная война. Из-за болезни сердца Бианки не призвали в армию. Живёт он в эти годы в эвакуации, на Урале, а после войны снова возвращается в Ленинград.
Виталию было 12 лет, когда он увлёкся орнитологией – наукой, которая изучает птиц. Поэтому многие произведения писателя дают нам знания о птицах.
Сегодня мы с вами совершим орнитологическую экскурсию по страницам книг учёного и писателя Виталия Бианки.
Что за птичка желает с вами познакомиться первой? Отгадаете загадку получите ответ.
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!
И ставит точку…дятел
Правильно, на встречу к вам из леса прилетел дятел. ДЯТЕЛ: Вся моя жизнь, большого пёстрого дятла, связана с лесом - не будь меня ваши леса выглядели бы иначе. Все дятлы настоящие «плотники». Выдалбливая дупла, которые самими дятлами повторно обычно не используются, мы тем самым создаём «дома» для многих других птиц (синиц, мухоловок). Дятлы извлекают и уничтожают очень опасных для леса насекомых, долбит дятел лишь заражённые вредителями деревья.
Дятел за день съедает до 160 жуков-короедов, до 10 майских жуков и множество муравьёв.
Со следующей гостьей, конечно же, вы знакомы.
Не растила птица эта
Малых деток, милых деток,
Пропадала птица где-то, -
От заката до рассвета
Кто же это? – кукушка
Правильно ребята, это кукушка.50 (из 130) видов кукушек не насиживают яиц. Они отказались от постройки гнёзд и заботы о собственных детях, вместо этого приспособились класть яйца в чужие гнёзда. Но всё же польза от кукушек есть, и очень большая. Давайте послушаем нашу гостью.
КУКУШКА Я поедаю много вредителей леса и сада, которых не трогают другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. В этом и есть наша большая польза.
За лето одна из нас откладывает около 20 яиц. Часть яиц погибает, но многие остаются невредимыми и продолжают развиваться. Чем больше в лесу кукушек, тем меньше гусениц. Кто из вас не слышал нашего звонкого кукованья. В конце апреля среди лесных полян раздаётся громкое «ку-ку». Это кукует самец кукушки. Ну, мне пора, прощайте.
Пение этой птички единственное в своём роде, оно непостижимо, неподражаемо. По глубине и смыслу оно соперничает с пением человека. Когда мы слышим голос этой маленькой птички первый раз в жизни, то непременно удивляемся, как она может носить в своём хрупком тельце могучие и мощные звуки (звучит пение соловья)
СОЛОВЕЙ: Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам послушать голоса пернатых обитателей леса. Вспомните, кому они принадлежат.
О том как птицы создают звуки, вы узнаете из книги Виталия Бианки «Кто чем поёт?»
И весёлая, и проворная,
Крылья чёрные, спинка чёрная
А бока её, бока белые
Как цветы весной,
Цветы вербные (сорока)
По земле эта птичка передвигается шагами и прыжками, полёт ровный, издаёт характерные стрекочущие звуки. Что это за птичка?
СОРОКА: Все говорят, что сороки трещат без умолку. Я буду очень-очень рада, если вы отгадаете мои загадки:
Корольков, синиц приятель,
Барабанит в мёрзлый ствол:
«Эй, компания, - за стол!»
Подбирайте меж соринок
Кто жуков, а кто личинок,-
Клад разведан под корой,
Открывайте пир горой! (дятел)
Высоко он вьётся,
Чуть дрожа, замрёт,
Тихо покачнётся,
Вкось крылом черкнёт.
Песня льётся,
Оборвётся –
С высоты спадает нить:
Время птице возвратиться
И в гнездо стрелой скользить. ( жаворонок )
Прибыл он к нам весной,
Жил сперва в одиночестве
И в гнезде под сосной
Ладил ветки для прочности.
Но однажды в свой дом
Он вернулся не с веткою –
Опустился в гнездо
С белоснежной соседкою. (аист)
Клином в небо поднялись высоко,
Вольным воля на пути широком,
И летят не только днём, а ночью;
Видел кто-то, не во сне, а воочью. (журавли)
Узнать много интересного о жизни птиц, животных, насекомых вы сможете из произведений Виталия Валентиновича Бианки. Его книги знают и любят. За 35 лет роботы он написал 300 рассказов, сказок, повестей, очерков, статей, вышедших тиражом более 40 миллионов экземпляров.
Загадки о лесных жителях «Угадай, кто это?»
«Ноги как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат».(Паук-сенокосец. «Как муравьишка домой спешил»)
«Глядь – бежит по воде лодочка на ножках, подпрыгнула и зашагала по воде, как посуху. Оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде как по льду». (Водомерка-клоп. «Как муравьишка домой спешил»)
«На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху- дёрг! И закачался он на шелковой ниточке: ниточки –то на сучок были намотаны». (Гусеница. «Как муравьишка домой спешил»)
«Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке. Щенок – прыг! – и ухватил за хвост. А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень». (Ящерица. «Первая охота»)
«Один крошечный жучок идёт себе по земле и никуда не прячется. Догнал его щенок, хотел схватить, а жучок остановился, да как пальнёт в него липкой едкой струйкой – прямо в нос попал1».(Жук-бомбардир. «Первая охота»)
«Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и – один воздух вышел из них. Никакого пения». (Лягушка. «Кто чем поёт?»)
«Скрипочка у неё на крылышках, а вместо смычков - длинные задние лапки коленками назад. На крыльях – зазубринка, а на ножках зацепочки. Трёт она себя ножками по бокам, зазубринками за зацепочки задевает-стрекочет». (Саранча. «Кто чем поёт?»)
«Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях. Оказалось, это не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком – сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута». (Летучая мышь. «Чьи это ноги?»)
«Хвостом упёрся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь – барабанная дробь. (Дятел. «Кто чем поёт?»)
«Она сидела и думала: «Вот посижу здесь и погляжу на птиц. Кто лучше всех себе гнездо выстроит, той и подкину своё яйцо». (Кукушка. «Кукушонок»).
«Я вот рыбку себе поймаю – и в мешок отложу, опять поймаю – и опять отложу». (Пеликан. «Чей нос лучше?»)
Все о воспитании и развитии детей!
Главная » Сценарии библиотекарю » «Мир вокруг нас» - к 115-летию со Дня рождения Виталия Валентиновича Бианки
03.02.2009
|
Нет комментариев.
Отправить комментарий