Один из самых повторяющихся мотивов в иллюстрациях к книжкам моего детства: лежащий в постели ребёнок и бабушка или мама, сидящая с раскрытой книжкой на коленях. Он отображал реалии уже не моего поколения – когда-то детям на ночь читали сказки или просто интересные книжки. Сейчас детям на ночь в лучшем случае показывают мультик.
А ведь это чтение у постели – не просто примитивный аналог мультфильма, но нечто гораздо большее и важное для малыша! Многие мамы, пытающиеся научить своего ребёнка читать, жалуются, что у него нет никакого интереса к этому. О том же порой говорят и родители первоклассников. Дело же не в отсутствии интереса к учёбе как таковой, но в отсутствии интереса к процессу чтения. Другими словами, у детей часто нет мотивации.
Отчего же так? От того, что ребёнок не привык извлекать удовольствие из чтения.
Конечно, я говорю не о том, чтобы с удовольствием читать самому, прежде чем он выучит буквы, а о том, что в принципе книжки нет среди его основных развлечений. Такое всегда или почти всегда связано с тем, что родители сами не любят читать ему книжку, делая это без удовольствия, с трудом выкроив десять минут в течение дня, или попросту заменяя ему книжку мультиками, обучающими или нет.
Иногда это бывает связано не с родителями, а с непоседливостью ребёнка. Эта проблема в некоторых случаях отлично решается правильным выбором времени для чтения.
Вы уже догадались, что это время – вечером, перед сном. Когда малыш, уже умиротворённый, усталый, лежит в постельке, и вы, уже освободившись от дневных забот (которых хватает и в выходные дни), присаживаетесь рядом, выбираете вместе книжку, открываете её и следующие двадцать-тридцать минут посвящаете чтению и – друг другу.
Это и есть вторая, очень важная польза от чтения.
Особенность нашего времени такова, что родные, близкие люди мало проводят времени друг с другом, мало общаются и почти всегда делают это мимоходом или по праздником. Дети словно отдаляются от родителей, эмоциональная связь с ними слабеет. Родитель фактически превращается в человека, который с утра второпях поднимает, кормит, одевает, отводит в садик или школу, или усаживает перед телевизором, потом приводит из садика-школы или снова кормит, раздаёт указания и запреты, а вечером загоняет в постель.
Что делать? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем бросать работу или другие важные дела, чтобы наслаждаться только общением с малышом.
Но есть очень простой и практически необременительный способ удерживать и укреплять вашу связь с ребёнком. С утра, поднимая малыша, говорить «Доброе утро!» (две секунды, которые ничего не изменят, кроме того, что ребёнок почувствует ваше внимание), поцеловать или погладить по голове, прощаясь перед ежедневным расставанием, и выкроить вечером полчасика на то, чтобы почитать ему книжку перед сном. Спокойствие вечера, доверительная атмосфера, общее дело, превращаясь в ежедневный ритуал, прочно свяжут вас узами, которые должны соединять родных людей, яснее всяких слов и подарков покажут ребёнку вашу любовь.
Кроме того, даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа – большая эффективность живого общения (а такое чтение – форма общения!) в этом отношении уже доказана учёными при помощи наблюдений и опытов.
Главное – не делайте этого механически. Читайте вашему ребёнку потому, что любите его, а не потому, что «так надо». Дети это чувствуют, поверьте.
Автор: Лилит Мазикина
А ведь это чтение у постели – не просто примитивный аналог мультфильма, но нечто гораздо большее и важное для малыша! Многие мамы, пытающиеся научить своего ребёнка читать, жалуются, что у него нет никакого интереса к этому. О том же порой говорят и родители первоклассников. Дело же не в отсутствии интереса к учёбе как таковой, но в отсутствии интереса к процессу чтения. Другими словами, у детей часто нет мотивации.
Отчего же так? От того, что ребёнок не привык извлекать удовольствие из чтения.
Конечно, я говорю не о том, чтобы с удовольствием читать самому, прежде чем он выучит буквы, а о том, что в принципе книжки нет среди его основных развлечений. Такое всегда или почти всегда связано с тем, что родители сами не любят читать ему книжку, делая это без удовольствия, с трудом выкроив десять минут в течение дня, или попросту заменяя ему книжку мультиками, обучающими или нет.
Иногда это бывает связано не с родителями, а с непоседливостью ребёнка. Эта проблема в некоторых случаях отлично решается правильным выбором времени для чтения.
Вы уже догадались, что это время – вечером, перед сном. Когда малыш, уже умиротворённый, усталый, лежит в постельке, и вы, уже освободившись от дневных забот (которых хватает и в выходные дни), присаживаетесь рядом, выбираете вместе книжку, открываете её и следующие двадцать-тридцать минут посвящаете чтению и – друг другу.
Это и есть вторая, очень важная польза от чтения.
Особенность нашего времени такова, что родные, близкие люди мало проводят времени друг с другом, мало общаются и почти всегда делают это мимоходом или по праздником. Дети словно отдаляются от родителей, эмоциональная связь с ними слабеет. Родитель фактически превращается в человека, который с утра второпях поднимает, кормит, одевает, отводит в садик или школу, или усаживает перед телевизором, потом приводит из садика-школы или снова кормит, раздаёт указания и запреты, а вечером загоняет в постель.
Что делать? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем бросать работу или другие важные дела, чтобы наслаждаться только общением с малышом.
Но есть очень простой и практически необременительный способ удерживать и укреплять вашу связь с ребёнком. С утра, поднимая малыша, говорить «Доброе утро!» (две секунды, которые ничего не изменят, кроме того, что ребёнок почувствует ваше внимание), поцеловать или погладить по голове, прощаясь перед ежедневным расставанием, и выкроить вечером полчасика на то, чтобы почитать ему книжку перед сном. Спокойствие вечера, доверительная атмосфера, общее дело, превращаясь в ежедневный ритуал, прочно свяжут вас узами, которые должны соединять родных людей, яснее всяких слов и подарков покажут ребёнку вашу любовь.
Кроме того, даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа – большая эффективность живого общения (а такое чтение – форма общения!) в этом отношении уже доказана учёными при помощи наблюдений и опытов.
Главное – не делайте этого механически. Читайте вашему ребёнку потому, что любите его, а не потому, что «так надо». Дети это чувствуют, поверьте.
Автор: Лилит Мазикина
3 комментария
Короткая, но очень замечательная и верная статья! Спасибо! Я сначала читала перед сном, а недавно перестала по причине усталости, но эти детские годы так быстро проходят! Надо снова начать. Сыну 2 г. 3 мес. Спасибо, что напомнили!))
Прекрасная правильная статья. Чтение на ночь не должно уходить в прошлое. Это обязательно. Ведь сейчас все такое "современное", "компьютерное". Действительно, живое чтение заменили компьютерные игры или дурацкие мультики. Сейчас дети не так читают, как раньше. Да и среднее поколение перестало читать. Плохо! Нужно обязательно прививать детям любовь к книгам с самого детства. Мой сын не уснет пока я ему не почитаю или ходя бы не расскажу сказку на ночь.
Давным-давно :))..., когда моему сыну было пять лет, он тяжело заболел. Многочасовые капельницы, когда нельзя шевелиться, нам помогло пережить чтение вслух. Веселые приключения и шалости Тома Сойера - это как раз то, что нужно было мальчику, измученному лечением и вынужденным лежанием. И его маме, измученной страхом - тоже...
Рада, что много читала сыну в детстве. Теперь он у нас большой "книгоман" и "книгочей".
Так что выводы статьи подтверждаю. Проверено на себе!:))
Отправить комментарий