18.01.2012 |

Урок по природоведению : Горные породы. Полезные ископаемые.



Урок по природоведению : Горные породы. Полезные ископаемые.
Тема. Горные породы. Твердые, жидкие, газообразные горные породы. Полезные ископаемые.
Цель: формировать понятие "горная порода", "полезные ископаемые"; ознакомить с самыми известными полезных ископаемых и их свойствами; выяснить данные об использовании полезных ископаемых, учить сравнивать, выделять существенные признаки, а также доказать важность и необходимость их использования. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать; расширять кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение к использованию полезных ископаемых родного края.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: коллекция полезных ископаемых, таблицы, кроссворд, алгоритмы исследования, диск (презентация к уроку)
Ход урока.
И. Организация класса.
Станьте, дети, улыбнитесь.
Земле нашей поклонитесь.
К солнцу дружно потянитесь.
И к соседу повернитесь.
Счастьем с ним вы поделитесь
И на места свои садитесь.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Тестирование:
1) Вода может находиться в состояниях:
а) жидком;
б) жидком, газообразном, твердом;
в) жидком, газообразном, текучем.
2) Запиши свойства воды-жидкости.
3) Народная пословица говорит: «Где вода, там и ива». Почему? Докажи свое мнение.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке предлагаю вам принять участие в геологической экспедиции и стать настоящими геологами.
Словарик
Экспедиция - (от лат. Expeditio - поход) - одна из организационных форм научных исследований, как правило связанная с перемещением исследователей по изучаемой территории.
Геологи - это те люди, которые изучают из чего, из какого материала состоит наша планета. Им приходится переплывать бурные реки, подниматься высоко в горы, ходить по болотам, пробираться неизвестными тропами, в мороз и жару жить в палатках. Издавна человек учился использовать разнообразные богатства, которые лежат на поверхности земли или в ее недрах, строя шахты, образуя карьеры.
Геологи открывают новые и новые месторождения.
Чтобы изготовить разнообразные машины, самолеты необходимы чугун, сталь, медь, алюминий, их выплавляют из железной, алюминиевой и медной руды.
Для отопления жилых домов нужно топливо и нефть, каменный уголь и горючий торф.
Чтобы изготовить стекло, нужен специальный песок.
Чтобы суп был соленый - нужна соль. И это также полезное ископаемое.
- IV. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
Много лет назад климат на земном шаре был иным, он способствовал образованию многих полезных ископаемых. О некоторых из них мы узнаем в сегодняшней экспедиции.
Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из недр (глубин) Земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Скопления полезных ископаемых называется месторождением.
2. Знакомство с полезными ископаемыми.
Знакомиться с полезными ископаемыми мы будем, работая в группах. Вам придется читать статью, проводить опыты и делать выводы. Выполняйте свои обязанности старательно, добросовестно, потому что от результатов вашей работы будут зависеть результаты работы ваших товарищей.
Метод «Учась учусь»
1) объединение учащихся в группы (3 группы по 6 учеников)
2) выбор экспертными группами полезного ископаемого за ответами на загадки.
Загадки
• Черное, блестящее, в воде тонет, в огне горит. (Каменный уголь).
• Маленький, беленький.
По черному полю скачет
И след оставляет. (Мел).
• Бурое, мягкое, с растений состоит,
Легко загорается. (Торф.)
3) работа в группах по алгоритму. Создание таблицы с данными:
 название;
 свойства;
 как образовалась;
 как добывают;
 производящие из нее.
(При работе учащиеся пользуются материалом учебника)
Алгоритм исследования:
o Рассмотри полезное ископаемое. Определи ее цвет.
o Понюхай полезное ископаемое. Определи его запах.
o Если полезное ископаемое твердое, попробуй ее разломать. Определи его твердость.
o Опустить полезное ископаемое в воду. Плавает оно на поверхности или опускается.
4) обмен информацией с другими группами
5) ознакомление с условным обозначением полезных ископаемых.
3. Физкульминутка
4. Просмотр мультимедийной презентации.
1) Решение проблемной ситуации. Технология «Микрофон»
- Горные породы очень нужны людям. Территория Украины богата полезными ископаемыми. Но людям необходимо использовать их очень экономно. Почему?
VI. Закрепление изученного материала.
Тест.
1. Кто создал горные породы?
а) люди;
б) природа;
в) животные.
2. Какие бывают горные породы?
а) твердые и жидкие;
б) твердые и газообразные;
в) твердые, жидкие и газообразные.
3. Как нужно относиться к полезным ископаемым?
а) экономно;
б) бережно и экономно;
в) уничтожать.
VII. Итог урока.
- Какие полезные ископаемые вы запомнили?
- Какое полезное ископаемое помогает нам учиться?
- Почему полезные ископаемые надо экономно использовать?
VII. Домашнее задание.
Проработать статьи учебника.
Узнать, какие полезные ископаемые добывают в нашем области.
Сочинить сказку или загадку об одном из полезных ископаемых (по желанию учащихся)
________________________________________
Вы когда-нибудь пробовали Лагман? Я лично в первый раз услышала о таком блюде от своей подруги... Пролистав рецепты блюд на моем любимом кулинарном сайте Магия кулинарии даже узнала как его приготовить. Получилось очень вкусно, вся семья осталась довольна.  

Нет комментариев.

Отправить комментарий