Не знаю, на что надеялись украинские политики и чиновники, подавая министерский законопроект в Совет Европы: то не думали, что у евро-экспертов дойдут руки до анализа. То надеялись, что сквозь непомерно большой текст никто "чужой" не придерется, или они совсем уже оторваны от европейских университетских реалий и искренне полагают, что предлагаемые ими реформы соответствуют европейскому видению ... Или это была "подстава" со стороны кого-то из сознательных чиновников в Минобразования, который не имеет мужества противостоять министру, поэтому попытался сделать руками Совета Европы?
Угадать, что именно побудило спросить мнение Европы по этому поводу, - напрасное дело. А вот сокрытие выводов, подготовленных еще 21 ноября, вследствие их критичности к детищу министерства, - вполне логично. Не "демократическое" или "европейский", но вполне последовательное для украинской политики. И только 1 февраля на сайте МОН появилась новость что Совет Европы прокомментировала закон о высшем образовании.
Выводы специалистов СЕ достойны отдельного внимания. Не из-за их "новизну" - наконец, евро эксперты повторяют критику, которая уже в течение года звучит в сторону министерского проекта закона "О высшем образовании" со стороны прогрессивной части образовательного сообщества. Важность выводу о том, что даже министр Табачник не осмелится сказать, что Совет Европы - купленное учреждение, работающее на политических оппонентов или отстаивает только свои интересы. Итак, на что особо обращают внимание эксперты европейской организации?
Неоднократно повторено в отчете, что "специальному центральному исполнительному органу в сфере образования" передается непомерно много полномочий.
Особое удивление у экспертов вызвали такие полномочия МОНМС: принятие окончательного решения о назначении руководителя вуза, утверждение ученых званий, утверждение учебных планов, оценка качества образования, государственные компоненты стандартов высшего образования, утверждение решений о присуждении ученых степеней и т.д.
Государственный заказ
Эксперты обращают внимание на устарелость идеи "государственного заказа". В условиях современного мира, который постоянно меняется, государство не способно четко определить, какие специалисты потребуются через 4 года. Соответственно, существующая система государственного заказа, которая без изменений перенесена законопроекту Табачника, не может быть эффективной.
Не указывая на "правильную" систему распределения средств на подготовку специалистов, в докладе вместе с тем очень четко озвучены рекомендации изменить существующую схему.
Действующая же схема государственного заказа может эффективно функционировать разве что для подготовки в области медицины.
Уровни образования
Еще в международном семинаре, собранном для обсуждения законопроекта Табачника, эксперты отметили, что "закон о высшем образовании должен быть ограничен теми учебными заведениями, осуществляющими подготовку на первом цикле (степень бакалавра) и выше". Вместе с тем, в законопроекте регулируется также деятельность профессионально-технических колледжей и других учебных заведений, которые предоставляют максимум степень "младшего специалиста".
Контроль качества
Табачник, Луцкий, Азаров и другие политики и чиновники бесконечно повторяют как мантру слова о том, что "главное - это обеспечение качества высшего образования". Но Совет Европы трудно убедить пустыми политическими заявлениями.
Евро эксперты отмечают, что законопроект Табачника не создает условий для обеспечения качества. Законопроектом предусматривается, что функции надзора за качеством образования переданы профильному министерству.
Зато эксперты (и не только европейские, но и украинские тоже) предлагают заменить существующую систему. Главными элементами, которой являются подконтрольные правительству структуры типа ГАК, на более независимую учреждение, которое бы существовало за счет взносов университетов при минимальной поддержке со стороны министерства.
Подобным образом функционируют агентства по обеспечению качества в большинстве европейских стран. Именно эти независимые структуры проводят аккредитацию вузов.
Министр Табачник же предлагает, чтобы министерство одновременно и обеспечивало условия, и надзирало, и каралось университеты.
Угадать, что именно побудило спросить мнение Европы по этому поводу, - напрасное дело. А вот сокрытие выводов, подготовленных еще 21 ноября, вследствие их критичности к детищу министерства, - вполне логично. Не "демократическое" или "европейский", но вполне последовательное для украинской политики. И только 1 февраля на сайте МОН появилась новость что Совет Европы прокомментировала закон о высшем образовании.
Выводы специалистов СЕ достойны отдельного внимания. Не из-за их "новизну" - наконец, евро эксперты повторяют критику, которая уже в течение года звучит в сторону министерского проекта закона "О высшем образовании" со стороны прогрессивной части образовательного сообщества. Важность выводу о том, что даже министр Табачник не осмелится сказать, что Совет Европы - купленное учреждение, работающее на политических оппонентов или отстаивает только свои интересы. Итак, на что особо обращают внимание эксперты европейской организации?
Неоднократно повторено в отчете, что "специальному центральному исполнительному органу в сфере образования" передается непомерно много полномочий.
Особое удивление у экспертов вызвали такие полномочия МОНМС: принятие окончательного решения о назначении руководителя вуза, утверждение ученых званий, утверждение учебных планов, оценка качества образования, государственные компоненты стандартов высшего образования, утверждение решений о присуждении ученых степеней и т.д.
Государственный заказ
Эксперты обращают внимание на устарелость идеи "государственного заказа". В условиях современного мира, который постоянно меняется, государство не способно четко определить, какие специалисты потребуются через 4 года. Соответственно, существующая система государственного заказа, которая без изменений перенесена законопроекту Табачника, не может быть эффективной.
Не указывая на "правильную" систему распределения средств на подготовку специалистов, в докладе вместе с тем очень четко озвучены рекомендации изменить существующую схему.
Действующая же схема государственного заказа может эффективно функционировать разве что для подготовки в области медицины.
Уровни образования
Еще в международном семинаре, собранном для обсуждения законопроекта Табачника, эксперты отметили, что "закон о высшем образовании должен быть ограничен теми учебными заведениями, осуществляющими подготовку на первом цикле (степень бакалавра) и выше". Вместе с тем, в законопроекте регулируется также деятельность профессионально-технических колледжей и других учебных заведений, которые предоставляют максимум степень "младшего специалиста".
Контроль качества
Табачник, Луцкий, Азаров и другие политики и чиновники бесконечно повторяют как мантру слова о том, что "главное - это обеспечение качества высшего образования". Но Совет Европы трудно убедить пустыми политическими заявлениями.
Евро эксперты отмечают, что законопроект Табачника не создает условий для обеспечения качества. Законопроектом предусматривается, что функции надзора за качеством образования переданы профильному министерству.
Зато эксперты (и не только европейские, но и украинские тоже) предлагают заменить существующую систему. Главными элементами, которой являются подконтрольные правительству структуры типа ГАК, на более независимую учреждение, которое бы существовало за счет взносов университетов при минимальной поддержке со стороны министерства.
Подобным образом функционируют агентства по обеспечению качества в большинстве европейских стран. Именно эти независимые структуры проводят аккредитацию вузов.
Министр Табачник же предлагает, чтобы министерство одновременно и обеспечивало условия, и надзирало, и каралось университеты.
Нет комментариев.
Отправить комментарий