«Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут
добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок» Леонардо да Винчи
Обучение очень -
сложный и индивидуальный процесс. Следовательно, несведущему человеку
сложно установить в точности то, как другой человек учится. (Руководство для учителя стр.131.)
Обучение
это процесс напоминающий восхождение на гору с препятствиями на пути,
которые нужно преодолевать. Не преодолев определенный этап восхождения, есть
риск на данном этапе застрять или скатится вниз. И при восхождении на гору нам помогают наши способности в
обучении, наше окружение, наше умение и познание, ведь
как сказал Василий Сухомлинский:
«Чтобы дарить ребенку искорку знаний,
учителю надо впитать море Света». Ведь качественное образование в судьбе каждого человека, играет немаловажную роль. И сегодня в век стремительно меняющихся
информационных технологии необходимо соответствовать данному уровню развития
общества.
В каждом
ученике заложены свои принципы обучения,
которые учитель должен увидеть, помочь
раскрыть и направить на правильное
обучение. И когда ученик осознано,
подойдет к обучаемой теме, учебному процессу в целом, вот тогда образовательный
процесс будет иметь успех.
Уроки по программе,
предложенной Кембриджским университетом, я провожу
у себя в Маржанбулакской средней школе после прохождения и
обучения данной программе в филиале акционерного общества «Национальный центр
повышения квалификации «ӨРЛЕУ»
«Институт повышения квалификации педагогических работников по Актюбинской
области»
Программа включает в себя: новые методы
обучения, развитие критического мышления, оценивание
обучения, применение
информационно-коммуникационных технологий, работа с одаренными детьми, обучение
детей с учетом их возрастных особенностей, лидерство
и
руководство в среднем образовании. Все семь модулей дополняя
друг друга отлично вписываются в один урок , тем самым учитель обхватывает
множество задач, которые приводят к
замечательным результатам, что и я получила проведя экспериментальные уроки на
практике.
Если учитывать
то, что учащиеся в 8 классе
впервые изучают биологию человека на
начало эксперимента качество знаний
класса составляло - 28,57% (по итогам тестирования на
момент эксперимента)
то после проведенных уроков качество знаний повысилось на половину, то
есть стало- 57,14%, если же говорить о
среднем балле на начало было- 3,14 то на конец составило - 3,57. Динамика
улучшения среднего балла на 0,48 и качества
знаний улучшилась на – 28,57% Качество знаний каждого
ученика стала выше и суммативное
оценивание было на высоком уровне по сравнению с прежними результатами.
Данная программа, по
которой я провожу уроки, по химии и биологии помогла моим ученикам
и даже мне самой, понять суть процесса обучения: для чего мы учимся,
чему нас учат, чему мы научились и как
оценить процесс обучения. Появился интерес,
ушла вялость, усталость и безразличие к уроку. Внимательность,
мышление, развитие памяти и огромный
интерес стал развиваться в учениках. Учащиеся
стали ставить перед собой
небольшие задачи, консультировать друг друга, стали отслеживать полученный результат предлагать эксперименты, стали
рисковать при этом, понимая, что ошибки
– это неотъемлемая часть обучения,
что уже является немаловажно.
На начальном
этапе своих уроков я провожу приветствие в различных формах и при этом с психологической и с
духовно - нравственной направленностью,
так как по моему опыту это
основной и важный настрой на ход всего урока. Упражнение «Букет пожеланий», «Связующая
нить» стали самыми любимыми упражнениями в организационной
части моего урока, у
учащихся возникает
приятный
интерес и увеличивается
эмоциональная мотивация к уроку. Такая
начальная организация урока помогает выявлять
творческих лидеров. Так в серии моих уроков в 8 «Б» классе
упражнение приветствие предложила провести ученица которая в последующем
стала руководить процессом работы в группе и в классе. Такого рода необычные приветствия вызывают
приятный интерес у учащихся. Здесь, по моему мнению, ученица задумалась
об этапах урока, решилась и самостоятельно провела первый этап организационный
момент, что уже является одним
шагом к
саморегуляции.
Главная особенность этой программы — учащиеся
работают сообща. Также учителя, как это было раньше, не объясняют тему урока, а создают условия для обучения. Учащиеся изучают материал
самостоятельно и консультируют друг друга.
Работа в группе
является неотъемлемой частью программы Кембриджского обучения, и основной
на моих уроках. Конечно, первые деления на группы сопровождались
недовольством учащихся из-за личных взаимоотношений с одноклассниками. Но
в течение серии уроков с применением различных методов и приемов деления на
группы, повлияло на отношения учащихся,
в совместной работе при решении одной проблемы они стали работать
сообща, понимая то, что только в такой форме
работы можно достичь
результата. На последующих уроках
ученики были рады новому члену группы, так как с ним вместе приходила новая
идея, новые мысли и иной взгляд на вещи. Деление на группы так же происходило с
психологическим наблюдением за классом с целью лучшего изучения учащихся. Учащихся
делила на группы с помощью геометрических фигур, по которым в дальнейшем я могла
определить их характер. Что внесло ясность
в планирование при дальнейшей
работе с ними. На одном из уроков,
так как применяла прием критического мышления «Охота за сокровищами» я
разделила учащихся по уровню
познавательных способностей, то есть сильные ученики работали с дополнительной
литературой, со средней успеваемостью ученики с ноутбуком и слабые учащиеся с
сотовым телефоном. Деление в таком
порядке помогло заинтересовать и вовлечь в учебный процесс слабых учеников.
Далее делила
группы по интересам, с помощью
различных игр все это способствовало происхождению диалога и привело к плавному переходу в сам процесс обучения. А на
уроке обобщения я предлагаю право
выбора деления на группы самим ученикам.
Здесь конечно ученики
задумаются над тем, в какой
группе работать и в ходе возникающего диалога приходят к общему решению данной задачи.
Приятно наблюдать за работой учеников и видеть, как налаживаются
взаимоотношения в классе.
Выгодский утверждал, что всякая функция в
культурном развитии ребенка появляются на сцену дважды, в двух планах, первоначально
в социальном, далее – в психологическом; Социально- культурная теория
фокусируется не только на том, как
взрослые и сверстники влияют на обучение индивида, но также и на том, как
культурные убеждения и отношения влияют на процессы обучения и воспитания.
(Руководство для учителя стр.143.)
Обучение
новому зависит от того, что человек
уже знает и понимает. (Тезис первый. Руководство для учителя
стр.151) В данном случае помогает работа в группе и не
только. Работа в группе помогает развитию речи, мышлению, пониманию и решению проблемы в сотрудничестве с более способными учащимися, возникает добрый командный дух. Здесь
ученик не обучается изолированно, а работает сообща, что помогает ему в работе над собой. Работа в группе помогла моим ученикам
сплотиться, раскрыться и показать свои способности. Постоянный диалог в группе становиться основным фундаментом в понимание обучения
тому, как учиться. Сам того не замечая в начале работы ученик начинает
работать над собой и в последующих уроках видно как успешно выполняют задания.
Также учащиеся предложили идею,
самим выполнять лабораторные работы, что на практике
оказалось намного эффективнее в действие, проговаривая этапы работы, объясняя материал, учащиеся больше запомнили
и могли выстроить свои мысли и понимания в
правильном алгоритме. Сами ученики были удивлены тем, что самый слабый
ученик, который сидел за последней партой
вдруг не просто заговорил, а стал
высказывать свои мысли и предлагать новые идеи.
Мои ученик стал мыслить, стал говорить,
стал более активным, включился в
жизнь класса и школы.
Один из факторов влияния на изменения
ученика, по моему мнению, это
поощрение и оценивание в процессе
обучения.
Оценивание на уроках я провожу в стадии
рефлексии, где ученик оценивает себя,
может оценить работу учителя, оценить работу одноклассника. На каждом уроке провожу различные виды рефлексии, что помогает
планировать следующий урок.
Вначале проведенных мной уроков
взаимооценивание и самооценивание было завышенное, но после
применения различных способов работы на уроке учащиеся стали более осознано самооценивать и взаимооценивать. При
этом моими помощниками в оценивании были такие
приемы как «Райтинг»,
«Экран успеха и настроения» где были расписаны этапы урока и в конце мы
подводили итоги по критериям, так же «Зеркальный журнал» к которому я пришла самостоятельно по итогам своих наблюдений и
работ по оцениванию, все виды оценивания
привели к гуманной адекватной самооценке
учащихся.
Данная программа хороша тем, что ученики
обучаются, не изолировано друг от
друга, а сообща в группе. Ведь
работа в коллективе вносит свои коррективы на сознание, воспитание и
познание ученика. В учебном процессе необходима обратная связь, чтобы понять, как ученики
проработали в группе, как они оценили себя, и других и что при этом на них
повлияло в процессе оценивания.
Рефлексия является на моих уроках палочкой выручалочкой лично
для моего дальнейшего планирования и понимания учащимися процесса обучения. В конце занятия обязательным является предоставление всем
возможности высказаться, а также подведение итогов и выводов лицами,
руководящими диалогом. Итак,
создание рефлексивной среды предполагает: в мышлении - проблемно- конфликтных
ситуаций; в деятельности - установки на кооперирование, а не на конкуренции; в
общении - отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека
для других и открытость опыта другого для себя. Зависящие от меня
ученики на уроках стали работать
самостоятельно и даже просили не помогать им по той причине, что они сами хотят узнать
свои возможности. Независимость порождает волю к действиям. Вот это -
саморегуляция.
Я увидела разницу до и после проведения уроков по Программе
Кембриджского университета. Я сейчас вижу своих учеников на стадии взросления через получение независимости, а независимость ведет к самостоятельности. Я надеюсь
продолжить работу с учениками, чтобы увидеть результат моего дальнейшего обучения
учащихся.
Планируя уроки по Программе Кембриджского
университета в среднесрочном планировании,
в ключевых идеях я описала те качества, которые хотела добиться от своих
учеников. Сейчас я, проанализировав
уроки, свою работу и работу учащихся
понимаю, что я добилась своего результата в обучении учащихся 8 «Б» класса.
На данный момент я вижу в них
сплочение классного коллектива, совместную работу в группе, взаимоуважение и добрые отношения,
и большой интерес к самому процессу обучения.
Все это способствовало тому,
что тихие голоса заговорили, включились
в активную классную деятельность, лидеры стали стремиться к самоуправлению и самоорганизации не ущемляя
слабых учащихся, а наоборот
взаимодействовать сообща, появился интерес к урокам, эмоциональное
состояние в классе улучшилось, ученик стал
думать, мыслить, говорить.
Каждый этап моего урока оказал положительное воздействие на
учащихся в процессе всего его обучения в
целом.
Оглядываясь назад и анализируя проведенные уроки, я могу
сделать следующие выводы: проведенные
уроки по Программе Кембриджского университета
позволили не только скрасить мои
уроки, но и плодотворно повлиять на мое
мировоззрение и метакогнитивные способности в обучении и самоуправлении
учащихся. Я смогла, используя данную программу
сделать шаг к тому, чтобы ученика
обучить тому, как учиться.
Своим
коллегам я рекомендую использовать
данную программу с той целью, чтобы воспитать
самостоятельную, независимую, коммуникабельную и конкурентоспособную личность.
Использованная литература
1.
Руководство
для учителя (3) 2012г
Ps:
статья была написана после прохождения курсов по Кембриджской программе
обучения.
Автор: учитель химии и биологии Маржанбулакской средней школы Алгинского района Актюбинской области Хамзина Гульжан Минуллаевна
Нет комментариев.
Отправить комментарий