Актуальность
статьи.
На базе детского креативно-познавательного центра проводилась диагностика,
по результатам которой можно сделать вывод, что многие дети испытывают трудности
в общении со сверстниками, взрослыми. Им трудно усваивать организационные правила.
Поэтому возникла необходимость составить методические рекомендации по формированию
и развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, соответствуют
направлению современного обучения. Решающим фактором становления общения ребенка
психологи считают взаимодействие со взрослыми, отношение к нему как к личности,
учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут
ребенком на данном этапе развития.
Стиль общения педагога с детьми, его ценностные
ориентиры отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате
группы. Особое влияние на становление психической жизни ребенка оказывает успешность
развития его отношений со сверстниками.
Совместная деятельность детей является основным
условием возникновения и развития общения, взаимодействия и взаимоотношений. Отсутствие
умения общаться или низкий его уровень негативно сказывается на характере, участия
в совместной деятельности, обусловливает непрочность отношений, конфликтность контактов
между детьми этого возраста. К нам, педагогов-внешкольников, часто обращаются родители
с вопросами: как приучить малыша к порядку и дисциплине, как воспитывать ребенка
контактной, которая сможет налаживать отношения с другими детьми, как преодолеть
агрессию, как подготовить к обучению в первом классе энергичных, неугомонных, непоседливых
детей? И нам необходимо заинтересовать и организовать таких похожих, но в одно время
различных малышей, делать учебный процесс радостным, плодотворным и результативным.
Существуют различные способы обучения и организации детей на занятиях. Один из них
работа командами.
Цель статьи
обозначить методы формирования коммуникативных способностей, любознательности, поощрения
и психологической поддержки ребенка. Изложение основного материала исследования.
Как педагог практик хочу предложить методические рекомендации по формированию коммуникативных
навыков и мотивации у дошкольников. Тема организации командной работы на занятиях
не нова. Эту идею предлагал Д.Б. Эльконин. Мы внедрили ее в занятия с детьми дошкольного
возраста и получили положительные результаты. К шести годам у детей формируется
внеситуативно деловая форма общения. Основное стремление, побуждающее дошкольников
к контактам жажда сотрудничества. Она носит практический, деловой характер.
Игра
заметно меняется. На смену игр с сюжетом и ролями приходят игры с правилами. Для
старших дошкольников это как бы упражнения в отношениях с другими людьми. Дети старшего
дошкольного возраста демонстрируют свои познания в целях самоутверждения. Высказывания
о себе расширяются за счет сообщений о своих предметах и действиях, большего количества
рассказов о себе, не связанных с тем, что происходит здесь и сейчас, сообщений о
том, где были, что видели. Суждения на познавательные и нравственные темы в общении
со сверстниками служат для демонстрации своих знаний и утверждения своего авторитета.
На занятиях
по математике, можно разделить детей на команды или группы-семейки. Например, 6
стульев, 6 команд, 6 капитанов. В капитанов свои обязанности: проводить физические
минутки и пальчиковую гимнастику на сцене перед коллективом детей, проводить игры
на переменах. У команд также свои задачи: следить за порядком на рабочем месте,
в помещении, аккуратно складывать игрушки и учебные принадлежности. Капитаны команд
назначаются по очереди.
Каждый ребенок, на занятии является капитаном, привязывает
яркий шарф, а воспитанники, которые сидят с ней за одним столом, получают бейджики
с рисунком. Таким образом, каждая команда имеет свое название и свой цвет. В конце
занятия команда оценивает свою работу. То есть, проводится работа по самооценки.
Ставлю такие вопросы: «Как вы считаете, какая команда у нас сегодня самая внимательная,
наиболее умная, какая команда самая творческая, исполнительная?»
Каждый участник
награждается медальками, фишками и наклеивает их в свой «Дневник радости».
Командная
работа способствует социализации, формирует нравственные нормы, готовит к успешному
обучению в школе. Капитанами, прежде всего, назначаются экстраверты, активные дети,
которые обладают организаторскими способностями, с громким, четким речью. Остальные
- наблюдают и учатся. Я даю возможность каждому, без исключения, попробовать себя
в роли капитана, проявить лидерские качества и творческие способности.
Каждый педагог
- практик знает: для того, чтобы работа в коллективе была хорошо организована, важно
выделить лидеров, которые помогают наладить дисциплину, помогают своим товарищам
в выполнении заданий. Уже к декабрю, проявляют себя такие активные, инициативные
дети и именно они становятся моими первыми помощниками. То есть, данным видом работы
я показываю, как можно положительно самоутвердиться в коллективе. Можно ябедничать,
проявить агрессию, а можно провести игру, физическую минутку, придумать игру, рассказать
стихотворение, загадать. С помощью командной работы мы создаем все условия, чтобы
дошкольники проявляли доброту, доброжелательность, инициативу и лидерские качества.
Командная работа - это система, с помощью которой можно создать комфортные условия
для интровертов и экстравертов.
Хочу поделиться
еще идеей. На занятиях призываю детей самим придумывать игры, а затем играть с друзьями.
Мой воспитанник Кирилл (5 лет) придумал такую игру: «Лягушки на детской площадке».
Условия такие: пока музыка звучит, дети прыгают и держат в руках игрушки, когда
музыка остановилась, все вместе замерли.
Вот еще одна игра, которую придумал Дима
(6 лет). Игра называется «Лиса и мышки». Условия игры: лиса «спит» на ковру. Мышата
танцуют. Когда музыка остановилась лиса просыпается и ловит мышат. Мыши должны командой
заскочить в домик - яркие круги на полу. А кто не успел, прыгает сколько скажет
лиса. Мышонка может выручить команда.
Вот еще игра «Загадочный парашют». Ее придумал
Володя (6 лет). Условия игры: участник игры получает под парашютом рисунок, и никому
не показывая, составляет загадку. Остальные дети отгадывают. А в следующую игру
я приглашаю играть и детей, и родителей. Родители изображают скалу, держат парашют.
Дети - ручеек. Дети взявшись за руки обегает "скалу".
На занятиях
по грамоте дети коллективно могут создать коллаж «С какой буквы начинается слово?»,
Члены команды могут рассказать стихотворение о букве, провести игру с буквами. Хочу
привести пример игр, которые целесообразно использовать на занятиях с дошкольниками
и с учениками начальных классов.
Игра "Буквы
алфавита" (игру может проводить ребенок-капитан)
Цель игры:
развитие внимания.
Ход игры.
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Капитан называет букву,
ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.
Игра "Печатаем
на компьютере" (игру может проводить ребенок-капитан)
Цель игры:
развитие волевой (произвольной) внимания, закрепление навыков чтения.
Ход игры.
Каждому ребенку присваивается буква алфавита.
Ребенок-капитан
произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем дети, которым присвоена буква,
хлопают в ладоши в той последовательности, в которой их буквы стоят в данном слове.
Когда слово "напечатано", все дети хлопают в ладоши.
На занятиях
команда детей может построить дом для зверюшек из блоков Дьенеша, а капитан команды
расскажет о здании.
Когда изучается тема: «Количество и счет» команды могут создать
узоры с помощью палочек Кюизенера. На занятиях по теме «Ориентировка в пространстве»
команды будут играть в очень интересную игру «Геоконт» и создавать предметы с помощью
разноцветных резинок.
Занятия проходят
в игровой форме, как ведущей деятельности детей.
Хочу привести
пример диагностик. Диагностировать критерии и показатели сформированности коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста и детей начальных классов со сверстниками
и взрослыми.
- Письмо оценивания
психологического здоровья (по О.Хухлаевою)
- Методика
«Капитан корабля»
Цель: качественная
оценка межличностных отношений.
Во время индивидуальной
беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и ставят следующие
вопросы:
Если бы
ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял себе в помощники если бы отправился
в далекое путешествие?
Кого бы
пригласил на корабль качестве гостя?
Кого бы
ни за что не взял с собой в плавание?
Кто еще
остался на берегу?
- Методика
«Выбор в действии»
Цель: изучение
и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.
- Тест «Разноцветные
домики»
(По методике
Н.Ганошенко, И.Тихомирова)
Цель: диагностирование
сферы общения ребенка и его эмоциональных отношений, избирательности, интенсивности
контактов с взрослыми и сверстниками, самооценки ребенка.
Возраст: от
4 до 7 лет.
Данные методические
рекомендации имеют теоретическую и практическую значимость, используются при проведении
занятий в Детском креативно-познавательном центре и могут быть использованы дошкольными
учреждениями, а также внедрены в учебный процесс начальной общеобразовательной школы.
С помощью
командной работы ребенок приобретет положительного опыта совместных действий, освоит
морально - этические способы поведения, начнет лучше осознавать себя, у нее возрастет
уверенность в себе и способность общаться, а это основа готовности к обучению в
школе.
Выводы.
Таким
образом, работа командами позволяет детям положительно утверждаться в коллективе
и приспосабливаться к нему в условиях разнородных настроений, привычек и потребностей,
а также усваивать морально-этические нормы общения.
_____________________________________
Вы еще не были на вершине небоскреба башни "Федерация"? Тогда вам обязательно надо там побывать. Вам откроется панорамный вид в 360 градусов с наилучшего ракурса, также вы сможете полюбоваться световым проектным шоу, попробоватьс вашими детьми вкуснейшее мороженное и послушать увлекательный рассказ экскурсовода. А здесь https://variot.ru/panorama360/ вы сможете заказать билет на смотровую площадку, чтобы провести весело время и получить незабываемые впечатления от увиденного.
Нет комментариев.
Отправить комментарий