I. Работа на меловой дощечке в клетку.
Дощечка из оргалита 300 на 300 мм с процарапанными линиями. Дощечка разделена на клетки размером 50 на 50 мм. Дети работают мелом (конец мела нужно заточить).
Первоначальные умения и навыки, которые необходимо сформировать при работе на дощечке в клетку.
1. Умение держать мелок в правой руке тремя пальцами. (Дети, работающие левой рукой, не переучиваются).
2. Нахождение линий (горизонтальной и вертикальной).
3. Умение находить пересечение линий и ставить в месте пересечения точку.
4. Способность ориентироваться в пространстве дощечки в клетку, найти необходимые координаты и отметить их точкой:
(От данной точки найти точку на следующем пересечении
- справа;
- слева;
- вверху;
- внизу;
- слева внизу и т.д.)
5. Умение ставить точки через 1, 2 пересечения в заданных направлениях:
(Через одно пересечение
- справа;
- внизу;
- справа внизу.)
6. Способность соединять заданные точки линией:
(- верхнюю с нижней;
- правую с левой;
- правую верхнюю с
- левой нижней)
7. Умение называть координаты точки, поставленной на доске:
(Следующее пересечение справа.)
8. Умение сразу проводить линии необходимой длины в заданном направлении:
(До следующего пересечения справа внизу.)
9. Понимание логики орнамента, повторяемости его элементов.
Сначала при работе на дощечке, на которой помещается 36 клеток, следует изображать самые простые узоры. В дальнейшем, при работе в Прописях, орнаменты постепенно усложняются.
Возможности детей выполнять эти задания очень индивидуальны. Детям, которые не могут сразу осознать логику чередования деталей орнамента, нужно предложить работу по шаблонам. Берутся бумажные квадратики 50 на 50 мм. На них изображаются составные элементы узора. Изображенные детали поочередно накладываются на клетки оргалитовой дощечки, убираются, и ребенок должен по памяти повторить необходимый элемент.
Если подобные трудности возникнут при переходе к работе в Прописях, необходимо заготовить листы с клетками 15 на 15 мм и поработать с шаблонами такого размера.
В том случае, если дети закономерность повторения элементов осознают, но при этом будут неточно попадать в пересечения линий, следует заранее нанести основные точки.
В Прописях изображать орнаменты нужно графитным карандашом.
10. Умение самостоятельно переносить орнаменты, рисунки, схемы.
11. Умение симметрично дополнять элементы орнамента:
(Осевая симметрия.)
(Центральная симметрия.)
Если дети не видят в центральной симметрии недостающих линий или путают их направления, то нужно нарисовать сначала узор целиком, затем провести по его центру линию, стереть одну из половин и попросить воспроизвести стертое. Если работа выполняется на листах в клетку 15 на 15 мм, то следует изобразить узор полностью на отдельном листочке, отрезать половину, приклеить одну из них и попросить ребенка изобразить детали, которые отрезаны. В том случае, если ребенок совсем не видит линии, работать следует на нелинованной бумаге: изобразить простейшую фигуру, согнуть ее пополам и разрезать, одну половину приклеить на чистый лист и ярко выделить точки "обрыва", от которых следует продолжить линии, и попросить дорисовать такую же деталь, что отрезана. Необходимо давать разные направления оси симметрии: вертикальное, горизонтальное, наклонное.
Если возникают проблемы при выполнении заданий с центральной симметрией, то этапы работы подобны указанным выше. При работе с бумагой следует резать орнамент на четыре сектора и восстанавливать узор по шаблонам.
12. Способность внести недостающий элемент:
13. Изображение элементов букв:
- палочек высотой в одну клетку:
- палочек высотой в две клетки:
- крючков (в месте "излома" крючка рука не отрывается):
- кружков (методом "срезания" уголков, не одним росчерком, стороны круга лежат на линиях клетки):
Если ребенок неправильно изгибает линии "среза", то можно дать ему шаблон кружка диаметром 50 мм и попросить обвести линии "среза" мелом. Позже, при работе на бумаге, дается картонный кружок, который обводится карандашом. Затем кружок изображается одним росчерком.
Нет комментариев.
Отправить комментарий