Цели:
Развитие
личностных и коммуникативных компетенций.
Задачи:
*способствовать
расширению знаний о Конституции;
*воспитывать
ценностное отношение к окружающим людям;
*закреплять
умение аргументировано выражать свою позицию;
*использовать
АМО (активные методы обучения)
АМО применяются в воспитательных
мероприятиях, предложенных Н. Е. Щурковой, где дети становятся не зрителями, а
непосредственными участниками образовательного процесса. Система этих
мероприятий построена на уважении к личности «Другого». (В рамках этой системы,
«Другой» пишется с заглавной буквы); «Другой» не значит чужой и опасный, а
особенный и интересный. Прелесть жизни в её разнообразии, где множество
«Других»- разных, самобытных, непохожих составляет единое «Мы».
В связи с двадцатилетием принятия Конституции, в классе проводятся мероприятия, направленные на развитие ценностного отношения к другим людям, уважении их прав и свобод, а также на формирование собственной гражданской позиции. В ходе этих мероприятий обучающиеся 4 класса знакомятся с Конституцией РФ, готовят доклады, презентации, посещают библиотеку, обсуждают видеосюжеты и демонстрации. Блок занятий «Конституция и я» состоит из трёх тренингов и находится в контексте главной темы – «Наши права и обязанности», он призван помочь детям свободно выражать своё мнение, учитывать позицию собеседника, формировать умение слушать, воспитывая, таким образом, уважение к личности «Другого».
В связи с двадцатилетием принятия Конституции, в классе проводятся мероприятия, направленные на развитие ценностного отношения к другим людям, уважении их прав и свобод, а также на формирование собственной гражданской позиции. В ходе этих мероприятий обучающиеся 4 класса знакомятся с Конституцией РФ, готовят доклады, презентации, посещают библиотеку, обсуждают видеосюжеты и демонстрации. Блок занятий «Конституция и я» состоит из трёх тренингов и находится в контексте главной темы – «Наши права и обязанности», он призван помочь детям свободно выражать своё мнение, учитывать позицию собеседника, формировать умение слушать, воспитывая, таким образом, уважение к личности «Другого».
Занятие
№1 из блока «Конституция и я»
1.Эмоциональный
настрой. «Поздоровайся локтями»
Проведение:
Педагог
просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на
первый-второй и сделать следующее:
•
Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были
направлены в разные стороны;
•
Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были
направлены вправо и влево;
Ведущий говорит обучающимся, что на выполнение
задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с
как можно большим числом одноклассников, просто, коснувшись друг друга локтями.
Через
пять минут ученики собираются в две группы так, чтобы вместе оказались
соответственно первые, вторые номера.
Примечание:
эта игра позволяет весело начать
занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует
установлению контакта между учениками, созданию свободной, располагающей к
обмену мнениями атмосферы.
Выявление
проблемы.
Образовавшиеся
пары садятся напротив. Ведущий озвучивает проблему.
-Все
вы читали «Вредные советы» Г. Остера.
Предположим, что мы являемся соавторами этой книги и работаем над
следующей темой: «Как заставить людей избегать вас, как лишиться друзей и
чувствовать себя несчастными»?
(ответы участников)
Рецепт:
«Никого никогда не слушайте! Непрерывно говорите о себе. Если у вас, появляется
какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он
закончит. Он не так умён, как вы! Зачем тратить время, выслушивая пустую
болтовню! Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы».
-Конечно,
мы не хотим в жизни следовать этим вредным советам, как избежать такого
отношения к собеседнику, как научится внимательно слушать?
Постановка
целей.
Участники
вспоминают правила внимательного слушателя.
-слушать
не только умом, но и сердцем;
-думать
о предмете разговора;
-смотреть
на собеседника;
-не
перебивать, не отвлекаться;
-заинтересованность
должна проявляться в мимике, жестах;
«Человек,
который говорит только о себе, только о себе и думает, и он безнадёжно
некультурен, как бы высокообразован он не был»!- сказала одна известная
личность.
4. Проведение игры (использовать, заранее
приготовленные карточки)
-Игра
«Эстафета смыслов» поможет нам учиться внимательному восприятию.
Все
участники по очереди берут заранее приготовленные карточки, с началом фраз, и
высказывают своё мнение, продолжая фразу по схеме: тезис – аргумент –
иллюстрация. В этом учебном году мы много говорим о Конституции как главном
законе государства. Попробуем быть внимательными слушателями, обозначая свою
позицию по данной теме.
Ход
игры: участники садятся напротив парами, один игрок берёт карточку, читает
начало фразы и продолжает по указанной схеме, другой внимательно слушает. После
того, как первый участник обозначил свою позицию, второй повторяет сказанное,
начиная с фразы: «Если я тебя правильно понял, ты сказал, что…» Остальные
участники тренинга в это время являются зрителями, оценивающими внимание
слушателя.
Образец
логической цепочки
Тезис:
Я думаю, что мы не можем обойтись без Конституции Российской Федерации,
Аргумент: потому что это основной закон
государства, то есть список самых главных правил, которые установили для себя
граждане Р. Ф.
Иллюстрация:
проиллюстрировать можно простым примером из жизни. Если не будет правил
перехода улиц, будут аварии, если не будет правил жизни, не будет порядка.
_________________КАРТОЧКИ_____________________
*Каждый
имеет право на свободу и личную неприкосновенность. (Статья 22)
*Каждый
имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и
иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании
судебного решения. ( Статья 23)
*Жилище
неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в
нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на
основании судебного решения. ( Статья 25)
*Каждому
гарантируется свобода мысли и слова. ( Статья 29)
*Трудоспособные
дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (Статья
38)
*Каждый
имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. (Статья
40)
*Каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно (Статья 41)
________________________________________________
________________________________________________
5.Рефлексия
-Легко
ли было слушать? Легко ли было формулировать мысли? Как эти знания и умения
могут помочь в жизни? Найдите образ, с помощью которого вы можете обозначить
своё настроение в конце занятия. Спасибо за внимание.Продолжение следует
Автор: Егорова А. П. МБОУ «Гимназия № 2» г. Инта
Нет комментариев.
Отправить комментарий