Тема
урока: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цель
урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о
делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию –
отсутствию главных, второстепенных
членов, осложненности).
План
урока:
I.
Оргмомент.
II.
Сообщение
темы и задач урока.
III.
Выборочная
проверка домашнего задания.
IV.
Орфографическая
работа. Запись под диктовку с комментированием.
V.
Запись
под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной
характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.
VI.
Заполнение
таблицы.
VII.
Итог
урока. Рефлексия.
VIII.
Домашнее
задание
Ход
урока:
I.
Оргмомент.
II.
Сообщение
темы и задач урока.
III.
Выборочная
проверка домашнего задания.
IV.
Орфографическая
работа. Запись под диктовку с комментированием.
Не
нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед
неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты;
недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.
V.
Запись
под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной
характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.
Солнце,
не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот
в небе загорелись блестящие звездочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас
восхищение. Полюбуйтесь ими!
При
анализе предложений дается понятие об их грамматическом значении, которое
связано с наклонением и временем глагола. Внимание учащихся обращается на
следующее: в 1-м предложении содержится сообщение о том, что происходит сейчас,
в настоящем времени; во 2-м — произошло; в 3-м — о том, что произойдет, т. е.
все сообщаемое в этих предложениях является реальным и отражает совершение
действия в настоящем, прошедшем и будущем. В последнем предложении сказуемое
выражено глаголом в повелительном наклонении, поэтому предложение имеет
значение побуждения, т. е. сообщаемое не является реальным.
(Ср.:
Полюбовались бы вы!— сказуемое выражено глаголом в условном наклонении;
значение предложения — выражение желательности.)
VI.
Заполнение
таблицы.
Учащиеся
с помощью учителя составляют и заполняют таблицу.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
|
|
1.
Роль в языке
|
Выражает
законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как
реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях
|
2.
Строение и виды предложений по количеству главных членов
|
Имеет
грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные
предложения) или из одного (односоставные предложения)
|
3.
Виды предложений по количеству грамматических основ
|
Простые
— одна грамматическая основа, сложные — две и более грамматических основ
|
4.
Виды предложений по цели высказывания
|
Повествовательные
(содержат сообщение); вопросительные (содержат вопрос), побудительные
(содержат побуждение к действию, приказ или просьбу)
|
5.
Виды предложений по интонации
|
Восклицательные
(сопровождаются сильным чувством, экспрессией) и невосклицательные
|
6.
Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов
|
Распространенные
(есть второстепенные члены ) и
нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные
члены отсутствуют)
|
7.
Виды предложений по осложненности
|
Осложненные
предложения (имеются обращения, или вводные слова, или однородные члены,
или обособления)
|
VII.
Итог
урока. Рефлексия.
–
Всё ли у вас получилось на уроке?
-
Над чем ещё нужно поработать?
VIII.
Домашнее
задание: подготовить по таблице рассказ о предложении, подобрав для иллюстрации
ответа свои примеры
Автор работы: заместитель
директора по УВР Наталья Николаевна Покровкова, Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 им.
Е.В.Камышева» г. Гагарин Смоленской области
Нет комментариев.
Отправить комментарий