Советский
педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,
что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Игра - это свобода в действиях и реакциях. Поэтому
задачи игровой терапии заключаются в том, чтобы вначале дать возможность
ребенку:
- снять эмоционально-психическое напряжение;
- помочь обрести веру в себя;
- овладеть чувством самоконтроля.
Но какова же роль разминок, игр и упражнений в обучении
и воспитании детей на всех занятиях? Разумное сочетание игровой занимательности
и серьезности заданий помогает детям заниматься с интересом, быть активными на
занятиях. Но следует также всегда помнить, что
здоровье детей превыше всего. При работе с детьми необходимо учитывать, что дети приходят в сад, школу не
совсем здоровыми. Систематическое применение двигательных игр-разминок
позволяет ослабить эмоциональное и физическое напряжение детей в период
адаптации к новым условиям и требованиям. Предложенные ниже игры и упражнения
можно использовать на занятиях, на переменах и на прогулках, на специально
организованных занятиях.
Классификация
игр - упражнений
1. Пальчиковые игры
В последнее
время популярность пальчиковых игр заметно возросла. Они не современное
изобретение, т.к. существовали с давних времён у разных народов и служили для
вполне обыденных целей – развеселить ребенка, отвлечь его или найти контакт с ребёнком.
Мы же их используем в своей работе, делая акцент на развитие мелкой моторики. В
литературных источниках игры и упражнения с пальцами рук представлены в разных
вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов и без
них. К числу их достоинств можно отнести простоту и универсальность, отсутствие
каких-либо атрибутов для проведения. Они несложны по технике, но при регулярном
использовании в работе с детьми обеспечивают хорошую тренировку пальцев и мышц
ладони. Эти игры оказывают тонизирующее влияние на функциональное состояние
мозга.
2. Двигательно-речевые игры и упражнения
Двигательно-речевые
упражнения развивают у ребенка работу
мозга, способствуют развитию речи, чувства ритма. Эти виды деятельности
помогают детям, начиная с самого раннего возраста:
- исполнять
небольшие театрализованные постановки:
- развивают артикуляцию, дыхание;
- стимулируют
фантазию;
- учат управлять
своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что
предотвращает возможность возникновения неврозов;
- позволяют
ощутить радость взаимопонимания;
- поднимают
настроение, благодаря своему
эмоционально-образному содержанию;
- незаметно для
себя дети запоминают большое количество стихов, речь становится выразительной.
3.Дыхательные
упражнения в сочетании с различными
движениями тела способствуют оптимизации газообмена и кровообращения,
вентиляции всех участков легких, а также общему оздоровлению и улучшению
самочувствия. Выполнение дыхательных упражнений успокаивает и способствует
концентрации внимания.
4.Этюды на физическое восстановление
Приведённые
ниже упражнения предназначены для обучения приемам расслабления детей при
истощении нервной системы, повышенной возбудимости.
Игры - упражнения
(приложение с
методическими рекомендациями)
1. Пальчиковые игры
Дом и ворота Т. А. Ткаченко
На поляне дом
стоит,
(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук,
соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому
путь закрыт.
(Развернуть
ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота
открываем,
(Развернуть
ладони параллельно друг другу)
И в тот домик
приглашаем.
(Изобразить
крышу дома)
Тук и Тук
(Во время этой интересной игры стучим
попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится
над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются
местами)
Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают «тук-тук-тук» —
Раздаётся «стук-стук-стук».
Кап-кап-кап
Во время
чтения 1-ой и 2-ой строчек стихотворения стучим поочерёдно всеми пальчиками
обеих рук по столу; во время чтения 3-ей — соединяем кончики пальцев правой и
левой рук (мизинец с мизинцем и т. д., не соединяя при этом сами ладошки.); во
время 4-ой строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.
1. Кап-кап-кап — закапал дождик.
2. Быстро Топ раскрыл свой зонтик:
3. Раз, два, три, четыре, пять —
4. Дождику нас не достать.
Помощники
Раз, два, три,
четыре, Попеременно
ритмично ударяют кулачок о
кулачок и хлопают в ладоши.
Мы посуду
перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку,
ковшик, ложку Загибают
пальчики, по одному, на
каждое
название посуды.
И большую
поварёшку.
Мы посуду
перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку
мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже
развалился,
Нос у чайника
отбился,
Ложку мы
чуть-чуть сломали.
Так мы няне помогали
Человечек
бежит
(Указательный
и средний пальцы "бегают" по столу. Упражнение выполняется сначала
одной, затем другой рукой, наконец - двумя руками вместе)
Жил на свете
человек,
Скрюченные
ножки,
И гулял он
целый век
По скрюченной
дорожке.
А за
скрюченной рекой,
В скрюченном
домишке,
Жили летом и
зимой
Скрюченные
мышки.
Лошадка
Вот помощники
мои,
Их как хочешь,
поверни.
По дороге
белой, гладкой
Скачут пальцы,
как лошадки.
Чок-чок-чок,
чок-чок-чок,
Скачет резвый
табунок.
(Дети сидят за
столом,
руки на столе ладонями вниз.
Поочерёдное
продвижение вперёд то левой,
то правой
рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)
Теремок
Стоит в поле
теремок, (пальцы раздвинуть в стороны)
На двери висит
замок, (пальцы переплетены в замок)
Открывает его волк: (движения
сомкнутыми кистями влево, вправо)
Дёрг-дёрг,
дёрг-дёрг. (движения сомкнутыми кистями к себе от себя)
Пришёл Петя-петушок (пальцы
подняты вверх изображая гребешок)
И ключом открыл
замок. (пальцы размыкаются и соединяются, изображая крышу)
Пальчики
поздоровались
(Кончик
большого пальца последовательно прикасается к кончикам остальных пальцев.
Упражнение можно выполнять иначе: кисти обеих рук подняты вверх и обращены
ладонями друг к другу, пальцы разведены. Поочередно одноименные пальцы соприкасаются,
постукивая друг друга)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро.
-Доброе утро!
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И
каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Зимние забавы
1,2,3,4,5, (хлопки в ладоши)
Мы во двор
пошли гулять. (пальчики шагают)
Бабу снежную
лепили, (лепим комочки)
Птичек крошками кормили, (крошим зернышки)
С горки мы
потом катались,
А ещё в
снегу валялись. (ладошки переворачиваем)
Все в снегу домой пришли,
Съели суп, и
спать легли.
Алые цветки
Наши алые
цветки,
Распускают
лепестки.
(Соедините ладони в форме тюльпана, затем
медленно раскрывайте пальцы.)
Ветерок чуть
дышит,
Лепестки колышет.
(Покачивайте кисти рук)
Наши алые
цветки
Закрывают
лепестки,
(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)
Тихо засыпают,
Головой
качают.
("Цветок" снова покачивается на
ветру)
Мыло
Каждый день я мыло мою
под
горячею водою.
И в
ладонях поутру
сильно, сильно мыло тру.
Мойся, мыло, не ленись!
Не
выскальзывай, не злись!
Птицы
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка, сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, серенькое перышко.
Это-зяблик, это - стриж,
Это - развесёлый чиж.
Ну, а это - злой орлан.
Птички-птички, по домам!
Автор: Толмачёва
С.Н. – воспитатель коммунального государственного
учреждения «Областная специальная коррекционная школа – интернат № 1 для детей
с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями г. Кокшетау» Акмолинская
область.
________________________________________________
Не знаю как вам, но мне безумно нравятся посуда и украшения из янтаря ведь в них присутствует какая-то магия. Зашла недавно на сайт магазина Amberway и не смогла удержаться - купила небольшую брошь. От этого камня исходит тепло и солнечный свет, которого так не хватает после долгой холодной зимы.
Нет комментариев.
Отправить комментарий