Цель: дать теоретическое представление ученикам о понятии "толерантность", расширить его содержание; закрепить знание учеников о компонентах толерантности; формировать навыки эффективного, толерантного общения; воспитывать здоровые межличностные отношения; протестировать учеников на с целью выявить степень развития толерантного отношения к другим людям.
"Умение мириться с несовершенством других является признаком настоящего достоинства" (Г. Винклер)
Ход воспитательного часа
І. Организационная часть
ІІ. Вступительная часть
Вступительное слово учителя :
Сегодняшнее наше занятие мы посвятим такому понятию как толерантность. Вы уже встречались с ним раньше. Наше задание сегодня - научиться различать толерантные и не толерантные поступки, обнаруживать толерантное отношение друг к другу, а также определить уровень собственной толерантности каждого с помощью теста.
ІІІ. Основная часть
Каждый день мы знакомимся все ближе и ближе. Но каждый человек, как вселенная, и мы не перестаем удивлять других и открывать новое в близких, демонстрируя свои новые, скрытые до определенного времени, грани.
Игра поможет нам глубже почувствовать другого человека и понять себя.
Упражнение-игра "Посудомоечная машина"
Сейчас каждый побудет в двух ролях: в роли части посудомоечной машины и роли посуды(какая кому нравится), которая нуждается мойки.
Для того, чтобы машина заработала, вытяните руки вперед (это щеточки) и подвигайте ими. Включаться машина будет за моим сигналом.
Дети становятся в две колонны, одна напротив другой на расстоянии вытянутой руки.
Первый в колонне с левой стороны выходит на середину дорожки, между двумя колоннами. Ему нужно представить себя посудой и дать инструкцию относительно ухода за собой машине. Например:
"Я - очень старинная бабушкина чашка, которая длительное время стояла в шкафу. Несколько поколений семьи берегли, миловались мной, ценили. Но сейчас я чувствую, что уже немного запылилась. Меня необходимо помыть теплой водой, осторожно, чтобы не поцарапать золотые росписи".
Или: "Я - очень грязный чайник. Все уже, по-видимому, забыли, что я блестел и сиял. Об этом помню лишь я, потому меня нужно помыть очень хорошо, используя моющие средства".
После инструкции, подается сигнал включения "машины", "чашка" продвигается тоннелем, а "щеточки" ее "моют". Руководитель сам включается в игру, активно имитирует звук машины, побуждая к этому и других участников. Передвигается вдоль машины, помогает нерешительным детям включиться: "Вот и наверху помоем чашку, и снизу. Мы будем очень осторожны".
Упражнение предусматривает телесный контакт, учит делать приятное, заботясь о ком-то, придерживаясь пределов, которые выдвигает другой человек. С другой стороны, упражнение позволяет детям почувствовать собственное тело, его потребности.
Анализ упражнения :
Понравилось ли всем, как о вас заботились?
Почувствовал ли кто-то неприятные чувства, с чем это может быть связано?
Вызывали ли у вас интерес обиды, которые представили другие участники?
Что интересного, нового вы для себя открыли?
Учитель. Всегда ли в жизни мы прислушиваемся к мнению собеседника, уважительно относимся к нему?
Работа с плакатом
На плакате изображена цифра. Для участия нужно два ученика. Один ученик видит в этой цифре 6, а другой 9. Попробуйте отстоять каждый свою точку зрения.
1й ученик: Это девятка!
2й ученик: нет, это шестерка!
1й ученик: Да нет же, это девятка!
2й ученик: Которая же это девятка, если это шестерка!
1й ученик: Это самая настоящая девятка!
2й ученик: Ты что-то путаешь, это шестерка!
1й ученик: Ты что не понимаешь? Смотришь и не понимаешь?
2й ученик: Скорее всего, это тебе нужно лечиться?
Теперь давайте проанализируем поведение участников.
- Что в их разговоре вас смутило?
Учитель делает вывод о том, что в жизненных ситуациях очень часто возникают такие расхождения между людьми. Именно поэтому мы и говорим о толерантности. Понятие толерантность возникло очень давно. Более подробнее можем узнать об этом, прослушав сообщение учеников.
1й ученик: Понятие толерантность впервые встречается в ХVІІІ веке в "Трактате о веротерпимости" французского писателя, философа Вольтера, который писал, что "безумием является убежденность в том, что все люди должны одинаково думать об одном и том же".
2й ученик: Понимание толерантности у разных народов разное, зависит от исторического опыта народа. У англичан толерантность - это готовность бесспорно воспринимать индивидуальность, у французов - абсолютная свобода человека, его мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.
3й ученик: В китайском языке быть толерантным значит быть великодушным по отношению к другим. В арабов - терпимость, сочувствие к другому, а в персидском языке - готовность к примирению.
4й ученик: Сегодня толерантность - это уважение и признание прав других людей на свои мнения и взгляды. Толерантность прежде всего означает необходимость принятия других такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе уважения.
Учитель. Разделение людей на толерантных и интолерантных, то есть не толерантных, является условным. Каждый человек в своей жизни осуществляет и толерантные и интолерантные поступки.
Давайте попробуем на каждую букву слова толерантность назвать черту характера, присущую толерантному человеку.
(На доске записанное в столбик слово толерантность, ученики по очереди называют черты характера и выходят записывают их)
Т - терпеливый.
О - осторожный, объективный.
Л - лояльный, легкий в общении.
Е - естественный.
Р - ровный, рассудительный, равнозначный, равноправный.
А - активный, аккуратный, авторитетный.
Н - надежный.
Т - товарищеский.
Н - необходим людям, нежный, независимый.
о - оригинальный,особенный.
С - сопереживающий, сочувствующий, сострадательный.
Т - тактичный.
Ь - мягкость символ толерантности.
Рефлексия
Ход упражнения :
Участники сидят в кругу.
В 7 классе мы семья: вы и мы, ты и я.
Улыбнись соседу справа
Улыбнись соседу слева.
Хором - мы дружный класс!
Пожалей соседа справа
Пожалей соседа слева.
Хором - мы дружный класс!
Поздравь соседа справа
Поздравь соседа слева.
Хором - мы дружный класс!
Подставь плечо соседу справа
Подставь плечо соседу слева.
Хором - мы дружный класс!
Обними соседа справа
Обними соседа слева.
Хором - мы дружный класс!
По каждому упражнению руководитель показывает движения, которые отвечают строкам стиха. В конце все обнявшись сидят пока руководитель говорит слова.
Посмотрите, мы толерантные, мы мягкие, мы дружные, интеллигентные? Поэтому пусть так будет всегда!
А теперь вы выполните тест "Толерантный ли ты"
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и посчитай, сколько ответов "б" ты получил:
1. Для того, чтобы не было войны...
а) невозможно ничего сделать, потому что войны будут всегда;
б) нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе говорят о героях, которые проявили толерантность...
а) это тебя не интересует;
б) ты хочешь узнать об этих героях больше.
3. Ты противостоишь насилию...
а) насилием;
б) присоединяешься к другим людям для того, чтобы сказать "Нет"!.
4. Товарищ тебе изменил...
а) ты отомстишь ему;
б) ты будешь пытаться объясниться с ним.
а) ты услышал об этом и забыл;
б) ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.
6. Ты не согласен с кем-то...
а) ты не даешь возможности ему говорить;
б) ты все-таки слушаешь его.
7. В классе, ты уже ответил...
а) ты хочешь отвечать еще;
б) ты даешь возможность ответить другим.
8. Тебе предлагают переписываться с кем-то из иностранцев...
а) ты не испытываешь не потребность в переписке, не потребность делиться своими мнением и мечтами;
б) ты хочешь переписываться для того, чтобы поделиться своим мнением, мечтами.
Обработка результатов. Если у тебя преобладают ответы "б", это значит, что ты толерантный, являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 7 ответов "б", это свидетельствует о том, что ты не очень толерантный. Ты пытаешься навязать свои идеи, но проявляешь любопытство, у тебя хорошее, воображение. Используй эти свои черты для борьбы с нетерпимостью.
Если у тебя меньше чем 3 ответы "б", это значит, что ты вовсе не толерантный. Но если бы ты был настроен более оптимистично и научился дискутировать, ты мог бы стать счастливее. Попробуй приложить больше усилия.
ІV. Итог занятия
Давайте попробуем повторить теперь ситуацию с числами с толерантной точки зрения.
(К доске выходят 2 ученики и ведут дискуссию)
Учитель, подводя итоги, рассказывает китайскую притчу.
Дружная семья
Жила когда-то на свете семья. Больше 100 человек было в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: "Мало ли на свете есть больших семей"?. А дело в том, что семья была очень дружной: ни скандалов, ни драк, ни раздоров. Слух об этой семье дошел до императора, и он решил проверить, правду ли говорят люди. Приехал он к селу и обрадовался: вокруг чистота, красота, спокойствие и мир. Хорошо детям, спокойно старым.
Решил император узнать, как смогли достичь этого жители села, пришел к председателю рода : "Расскажи, почему такой мир и покой господствуют в твоей семье"?. Тот взял лист бумаги и долго что-то писал. Потом отдал лист императору. Три слова были написаны на листе: "Любовь, прощение, терпение". И в конце листа: "Сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение". Прочитал император, почесал затылок и спросил: "И все"?. "Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всей моей семьи". И, подумав, прибавил: "И всего мира тоже".
Вывод:
Слово "толерантность" стало очень популярным в наше время, но действительно хочется подчеркнуть его чрезвычайную важность и необходимость распространения принципов толерантности в нашем обществе.
Поэтому нужно различать толерантное поведение и рабскую терпимость, которая не приводит ни к чему хорошему. Нужно различать эти понятия, потому что манипуляторы призывают к лже-толерантности, поскольку людьми, которые относятся ко всему лояльно легче управлять.
Следовательно, толерантность является достаточно тонкой категорией, которой безусловно нужно придерживаться, поскольку она определяет моральное, общественное и демократическое развитие общества.
_________________________________________
Вот и пришла долгожданная весна. Многие занялись весенними полевыми работами на дачах, стали готовит свой садовый домик для переезда из задымленного и пыльного города на летний период. Благодать и красота. Желаем вам хорошего настроения и теплых солнечных деньков.
_________________________________________
Вот и пришла долгожданная весна. Многие занялись весенними полевыми работами на дачах, стали готовит свой садовый домик для переезда из задымленного и пыльного города на летний период. Благодать и красота. Желаем вам хорошего настроения и теплых солнечных деньков.
Нет комментариев.
Отправить комментарий