Программное
содержание: Формировать представления о единстве живого организма и среды
обитания; уточнить и конкретизировать понятия «живое» и «неживое»; познакомить
детей с особенностями внешнего вида, повадками, местом обитания земноводных на
примере лягушки. Развивать познавательный интерес к миру природы, фантазию и
творческое мышление детей. Развивать грамматический строй речи, мелкую моторику
рук детей. Воспитывать любовь, бережное
отношение к природе и стремление проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Оборудование: игрушка – лягушонок, видеосюжет,
представляющий цикл развития «икра –
головастик – маленький лягушонок – взрослая лягушка», пластилин, дощечки,
стеки, салфетки сухие и влажные, природные материалы, ёмкости с чистой и грязной водой, сачок,
пластмассовые рыбки, сухой мини-бассейн.
Методы и приёмы: рассказ,
беседа, игровой приём, свободный диалог, моделирование, пальчиковые игры.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, посмотрите какая красивая коробка. В ней
для вас сюрприз. Попробуйте на ощупь узнать, что в ней. (Дети обследуют содержимое коробки. Воспитатель осторожно открывает
коробку. В ней лежит резиновый лягушонок.)
Дети. Лягушонок!
Воспитатель (от имени лягушонка): А почему вы меня
так называете? Я только вчера родился.
Меня сделали на фабрике игрушек. И я
совсем не уверен, что я лягушонок.
Воспитатель. Хорошо, мы
тебе докажем, что ты – лягушонок.
Ребята давайте
рассмотрим лягушонка и расскажем о нём. У лягушонка большое туловище,
переходящее в голову. Шеи нет. Тело опирается на четыре конечности, которые широко расставлены.
- Как вы думаете, как
передвигаются лягушки в воде и по земле?
По земле лягушки передвигаются
большими скачками, а в воде плавают, отталкиваясь задними лапами. Поэтому
задние лапки у них длиннее передних и гораздо сильнее. Между пальцами есть
перепонки.
- А вы знаете, в чём
особенность строения головы лягушки? На голове у неё расположены большие глаза,
они сильно выступают над поверхностью головы. Это помогает лягушке, находясь в
воде, следить за обстановкой на поверхности воды. Лягушка видит всё, а её никто
не видит.
Цвет кожи у лягушек
бывает разным. Те, которые живут в воде (озёрные и прудовые), имеют зеленоватый
цвет. Те, которые обитают на суше, имеют коричневую окраску, чтобы быть не
заметными на стволах и ветках деревьев. Именно от места обитания зависит
окраска лягушек.
Дети, вам нравится
лягушонок? А давайте ему скажем, какой он. (Дети
передают по кругу из рук в руки лягушонка и говорят слова – определения
(зелёный, красивый, забавный, маленький, ловкий, быстрый, весёлый, прыгучий,
шустрый и т.д.)
Лягушонок. Ой, как мне
приятно. И ещё я узнал так много о лягушках. Но как же появляются лягушки?
Воспитатель: Ребята, а
вы хотите узнать, откуда появляются лягушки?
Рассказ воспитателя (демонстрация видеосюжета). Весной мама
лягушка откладывает яйца. Эти яйца называются икрой.
Икринка лягушки похожа
на маленький глазик: внутри круглого белого мешочка находится крошечная чёрная
точка.
Эта точка очень быстро
растёт, и через некоторое время уже можно различить маленького головастика.
Головастик подрастает и
выбирается наружу. Мамы рядом нет, поэтому он сам начинает искать себе еду. В
воде всегда найдётся множество мельчайших растений, которыми с удовольствием
питается маленький головастик.
Если присмотреться, то
по бокам его тела можно увидеть крохотные отростки, похожие на пёрышки. Это
жабры, при помощи которых головастик дышит в воде. Со временем у головастика
вырастают задние лапки, а жабры исчезают. Он всё больше становится похож на
лягушонка. Головастик растёт, у него появляются лёгкие, и он начинает дышать
воздухом, высовываясь из воды.
Хвост у него становится
всё меньше, зато начинают расти передние лапки. Наконец головастик становится
настоящим лягушонком и может выбираться на берег.
Воспитатель. Как вы
думаете, чем питаются лягушки?
Дети. Любимое лакомство
лягушек – насекомые, червячки и улитки.
Лягушонок. Спасибо
ребята, вы много знаете о моих родственниках - лягушках. Но у меня к вам есть
просьба. Помогите моим друзьям рыбкам. Они жили в озере, но теперь они
погибают, их нужно срочно спасать
Воспитатель. Ой,
слышите, кто-то на помощь зовёт. (воспитатель
обращает внимание детей на ёмкость с грязной водой) Ребята, вы видите в
воде кого- нибудь? (Нет). Значит,
вода, какая? (Мутная, грязная).
Ребята, там же рыбки плавают. Рыбки в какой воде должны плавать? (В чистой). Почему? Давайте пересадим их
в чистую воду. Карась, лещ, пескарь, щука - вот сколько разной рыбы живёт в
озере. Как вы думаете, почему вода в озере стала такая грязная? (Люди бросали мусор в озеро, мыли машины возле него, поэтому вода стала
грязной). Правильно поступали люди? (Нет.
Нельзя загрязнять озёра) Рыб видно? Какая вода? (Чистая, прозрачная). Для чего нужна чистая вода рыбкам, лягушкам,
другим обитателям озера? А людям? (ответы
детей). На одном из занятий вы обязательно научитесь очищать воду и тем
самым приносить пользу природе. Но самая главная помощь природе – это забота о
ней.
- А сейчас давайте
поиграем с нашим лягушонком.
Физкультминутка «Весёлые
лягушата».
Воспитатель. Ребята, посмотрите,
хотя мы и играли с лягушонком, он загрустил! Давайте спросим у него почему?
Лягушонок. У каждого из вас свой домик есть,
У каждой лягушки свой
домик есть,
А у меня, игрушки,
домика нет,
А у меня, лягушки, озера нет.
Воспитатель: Лягушонок,
ты ведь всё-таки игрушка, тебе никак нельзя жить с настоящими озёрными
лягушками.
Лягушонок. Почему?
Воспитатель: А давай об
этом спросим у ребят. Как вы думаете?
Дети. Лягушки в озере
живые, а ты не живой.
Лягушонок. Что значит
«живой» и «неживой»?
Дети. Живое двигается,
питается, издаёт свои особые звуки.
Воспитатель: А ещё
настоящие лягушки не умеют разговаривать как мы, а ты умеешь.
Лягушонок. Ну, хорошо. Я
понял, что я не живой. Ну что же мне теперь делать? (Грустно вздыхает.) Тогда я
чувствую себя лягушкой только наполовину.
Воспитатель. Ребята, раз
наш Лягушонок - игрушка, давайте сами смастерим ему игрушечное озеро, но
сначала разомнём наши пальчики.
Упражнения с природным
материалом.
Пальчиковая гимнастика
«По кочкам, по кочкам…»
В процессе изготовления модели водоёма воспитатель
предоставляет детям самостоятельно выбрать то, что имеется в водоёме. Модель
изготавливают коллективно, каждый ребёнок, внесёт в него свою выбранную деталь.
На всех этапах работы дети советуются с Лягушонком, спрашивают его мнение и
согласие на то или иное предложение.
Лягушонок. Ребята, у вас
всё здорово получается, но я же не могу всё время плавать, правда? Мне надо
сделать место, где я буду сидеть, когда захочу погреться на солнышке.
Воспитатель. Мы сделаем
берег. Сюда ты будешь выходить на охоту. (Дети
достают из «пальчикового» бассейна камешки, ракушки, используют песок для
изготовления берега)
Лягушонок. А за кем я
буду охотиться?
Воспитатель. Мы сделаем
тебе червячков. (Дети изготавливают из
пластилина червячков и размещают их на макете)
Лягушонок. Какие вы
молодцы, всё знаете и заботитесь обо мне.
Воспитатель. Ребята,
сегодня мы с вами совершили хороший поступок. Мы подарили Лягушонку дом, в
котором он будет жить. Ну-ка, Лягушонок, иди сюда. Здесь тебе удобно?
Лягушонок. Это просто
чудо, здесь так красиво и так приятно! Спасибо вам ребята!
Воспитатель. Ребята,
наступит вечер, и вы вместе с мамами и папами пойдёте домой, а наш Лягушонок
останется один. Давайте и для нашего Лягушонка сделаем друзей!
Лепка «Лягушата».
Воспитатель. Какие красивые червячки, улитки и
лягушата у вас получились, и нашему Кеше стало веселее. (Помещают лягушат в макете озера). А теперь нам пора и отдохнуть.
Релаксация.
Воспитатель. Ребята, я
очень рада, что вы оказались такими внимательными, чуткими, добрыми. Вы помогли
лягушонку приобрести дом, друзей – лягушат, спасли от гибели рыбок. А ещё вы
узнали много нового, интересного о жизни лягушек. А что вам запомнилось на
занятии больше всего? (Ответы детей).
- Вас можно считать
настоящими знатоками и друзьями природы. Поэтому вам вручаются значки «Друг
природы».
Автор: воспитатель
О.В. Абдуллаева Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр
развития ребёнка – детский сад № 69 «Ладушки»
Нет комментариев.
Отправить комментарий