Индивидуальный
подход на занятиях по плаванию заключается в помощи робкому, неуверенному,
скованному, физически слабому ребенку.
Планируя
индивидуальный подход, необходимо строго следить за состоянием здоровья каждого
ребенка. С этой целью совместно с медицинскими работниками проводиться работа
по выявлению у детей хронических
заболеваний – тонзиллита, бронхита, отита и др. Допуск детей к плаванию, с
перечисленными хроническими заболеваниями, строго индивидуален. Так как дети, с
хроническими заболеваниями носоглотки, дыхательный путей, особенно нуждаются в
закаливании, однако характер воздействия водных процедур для них должен быть
обязательно щадящим.
Дети же с
кожными заболеваниями к занятиям по плаванию не допускаются вплоть до полного исчезновения
клинических проявлений болезни.
Особого внимания
и индивидуального подхода на занятиях по
плаванию требуют часто болеющие дети (4 и более раза в течение года) ОРВИ
(острыми респираторно-вирусными инфекциями). Целесообразно объединять таких
детей в одну группу и создавать для них наиболее благоприятные условия: более
высокая температура воды, сокращенные занятия (10-15 мин.), ограниченная нагрузка,
что и является индивидуальным подходом.
В случае слабого физического развития ребенка выбирается такой вид занятий, который приносит максимальную пользу
здоровью и развитию ребенка. В этом случае необходим дифференцированный подход к детям с учетом
сформированности навыков, выносливости организма, индивидуальных особенностей
организма. Целесообразно детей с разным уровнем развития объединять в разные
подгруппы и лишь по мере улучшения физического развития переводить в более
сильные группы. Выявить же оздоровительный момент занятий помогает определение
частоты сердечных сокращений у ребенка в начале занятия, в момент наибольшей
нагрузки и в конце занятия. Увеличение частоты пульса может достигать 50-75% от
исходного уровня, а восстановление его происходит за 3-5 мин. В отдельных
случаях частота сердечных сокращений может оставаться увеличенной на 10-15 %.
Данный контроль рекомендовано проводить 1-2 раза в месяц.
Кроме частоты
сердечных сокращений необходимо учитывать:
ü
частоту простудных заболеваний
ü
сохранение или улучшение группы здоровья
ü
физическое развитие, гармоничность телосложения
ü
улучшение физических показателей (емкость
легких, сила рук и т.д.)
ü
снижение частоты сердечных сокращений за период
обучения
При улучшении
данных показателей ребенка можно переводить в более сильную группу.
При
индивидуальной работе необходимо проявлять такт и участие, чтобы не вызвать у ребенка
страх и неприязнь к воде. Индивидуальный подход проявляется в диалоге между
ребенком и взрослым, в непосредственной помощи при выполнении упражнения, а
порой и временным освобождением от упражнений и в предложении «поплавать с
кругом, или походить по бассейну». Особенно большое внимание требует робкий,
неуверенный ребенок при выполнении упражнений, связанных с погружением в воду.
Чтобы ребенок
как можно быстрее преодолел чувство страха, взрослый должен поделиться воспоминаниями
о том, что и он боялся плавать, и другие дети боялись плавать. Предложить ребенку
вместе победить глубину, предлагая
делать несложные упражнения держа ребенка за руки. Постепенно, не спеша, от
занятия к занятию помогать преодолевать чувство страха, помогать воспитывать
смелость, решительность. Приобретая эти качества, ребенок очень быстро догонит
своих товарищей и освоит навыки плавания. Если же все-таки ребенок
категорически отказывается в воду с головой, не нужно делать трагедии. Не нужно
заострять внимание детей и данного ребенка на это проблеме. Важно отметить: ты
еще немного подрастешь и научишься,
предлагать игры. Терпение, оптимизм помогут педагогу решить эту
проблему. В данном случае не нужно скупиться на похвалу и ласковые слова, даже
строгий тон должен иметь доброжелательный оттенок – это залог успешного
обучения детей. Таким образом, самое главное при индивидуальной работе: при работе
с робкими, неуверенными детьми не торопите события, ничего не форсируйте, не
спугните в ребенке желание научиться плавать!
Нельзя говорить:
«Не бойся, это не трудно», «Не бойся, боятся плохо, нехорошо», «Не спеши, это
не правильно»\. Нужно говорить: «Хорошо», «Молодец», «Уже намного лучше», «Страшно
было? Я тоже боялась, а потом перестала», «Ты молодец, стал смелее. Скоро
научишься и нырять, и плавать».
Хрупкость, несформированность
детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а
главное – возможность каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста,
степени физического развития и здоровья, подверженности к простудным
заболеваниям, привычке к воде и изменением температурных условий,
индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы
работы при обучении плаванию детей.
Ведущее место в
данной работе занимает игровой прием. Он обеспечивает необходимую заинтересованность
ребенка в обучении, помогает увеличить число повторений. Применение игрового
приема позволяет внимательно требовательно и в то же время
непринужденно-ласково подойти к ребенку во время его обучения. При индивидуальной работе педагог должен помнить,
что у дошкольников сильно выражена способность подражания, поэтому показ имеет
большое значение при обучении плаванию. Показ нужно осуществлять в тех же
условиях, в которых будет проводить упражнение ребенок. Показ обязательно
должен сопровождаться объяснением, что помогает быстрее усвоить задание.
Индивидуальный
подход к детям – это и работа с родителями детей. Перед занятиями по обучению
плаванию целесообразно провести анкетирование родителей. В анкету могут быть
включены следующие вопросы:
посещали ли
родители в детстве бассейн;
какими способами
плавания владеют родители;
посещали ли
бассейн старшие дети;
где предпочитает
семья отдыхать в летнее время;
с чего
начинается отдых у воды с семьей (со смотра дно водоема);
какие причины
вызывают у ребенка;
какое
закаливание получает ребенок в семье;
какие причины
вызывают у ребенка простудные заболевания;
какую пользу
приносят детям посещение бассейна на ваш взгляд.
Проанализировав
полученные ответы, составляется план работы с родителями на год, где обязательно
планируется показ условий проведения занятий с детьми. Открытые просмотры помогают
убедить родителей в пользе занятий по плаванию и вне обоснованности своих
подозрений. Это в свою очередь приносить пользу детям, так как разговоры
родителей ребенка о пользе занятий по плаванию становятся более убедительнее,
что позволяет ребенку быстрее победить страх перед водой, стать более решительным.
Систематичность и продуманность
индивидуального подхода к каждому ребенку
позволяет создать наилучшие условия физического развития, повысить эмоциональное
состояние ребенка, т.е. решать главную задачу – укреплять здоровье каждого ребенка.
А радость
общения с ребенком, радость достижения целей конкретных задач останутся с вами
и ребенком на всю жизнь. Педагог должен быть всегда на стороне ребенка, если у
него что-то не получается и вселять ребенку уверенность в свои силы.
Список литературы
Т.
И. Осокина Е. А. Тимофеева Т. Л. Богина Обучение
плаванию в детском саду
Г.А.Протченко
Ю.А. Семенов Обучению плаванию
дошкольников и младших школьников
Л.Ф. Еремеева Научите ребенка плавать
Т.И.Осокина Как научить детей плавать
Автор: Саклакова
Лариса Владимировна, воспитатель. Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 11 "Сказка" комбинированного вида ГО
г.Кумертау РБ
Нет комментариев.
Отправить комментарий