ЗИМА
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
Автор: Скоролупова O.A.
ЦЕЛИ
Образовательная. Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
Воспитательная. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Развивающая. Обогащение и активизация словаря: зимушка-зима; три белых коня - декабрь, январь и февраль; снегопад; снежная буря («Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя; то как зверь она завоет, то заплачет, как дитя»); вьюга, пурга, метель, буран; снежинки, сосульки, сугробы; поземка, иней, изморозь; ледяные узоры на стеклах.
Образные выражения: снег - белое пуховое одеяло, белая перина, белая скатерть; белый наряд у деревьев - деревья надели белые шубы.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
♦ Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей
♦ Фотоиллюстрации размером примерно 15 х 20 см, разрезанные на фрагменты
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1
Введение Игра «Разрезные картинки»
Воспитатель: Тему сегодняшнего занятия вам помогут определить картинки. На этом столе разложены элементы картинок. Я попрошу вас подойти и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите,
«рубашки» у картинок разного цвета. Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; те, у кого «рубашка» желтая, - подойдите к «желтому столу»; и т.д.
Для игры предлагаются фотоиллюстрации с изображением зимней природы. Картинки могут быть разрезаны по-разному, например:
Количество фрагментов должно быть равным количеству детей, присутствующих на занятии.
ЧАСТЬ 2 Основные приметы зимы
Воспитатель: Итак, ребята, внимательно посмотрите на получившиеся у вас картинки. Подойдите к другим столам. Как вы думаете, о чем же мы сегодня будем говорить на занятии? Правильно, о зиме, о том времени года, которое наступило совсем недавно. А как вы догадались, что на ваших картинках изображена именно зима? Какие приметы зимы отчетливо видны на этих картинках?
Дети с помощью воспитателя обобщают основные приметы зимы:
• День становится короче, а ночь - длиннее
• Понижается температура воздуха
• Идет снег
• Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом
ЧАСТЬ 3 Почему наступает зима?
Почему наступает зима? Дети еще не знакомы с понятием полушарий Земли, а также с тем фактом, что земная ось наклонена под определенным углом по отношению к Солнцу.
Именно это вызывает смену времен года: в том полушарии, которое наклонено к Солнцу, стоит лето, а в противоположном - зима. В зависимости от уровня развития детей можно наглядно продемонстрировать им эту модель и объяснить причину смены времен года или предложить им несколько упрощенную трактовку этих фактов: Земля, наша планета, в зимнее время года наиболее удалена от Солнца, получает меньше солнечных лучей, а следовательно, тепла и света. Поэтому понижается температура, дни становятся короче, а ночи длиннее.
ЧАСТЬ 4 Почему зимой идет снег?
Воспитатель: Итак, ребята, мы с вами уже говорили, что одна из основных примет зимы - с неба падает снег. Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь?
Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает им послушать рассказ В. Архангельского «Летят снежные пушинки».
ЛЕТЯТ СНЕЖНЫЕ ПУШИНКИ
Пришла зима.
С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.
Кружатся в воздухе и падают на землю — одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.
Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоковысоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой — в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снеэ/синки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.
А тут еще пригревает солнце, ни па минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется твердая корочка. Она называется настом.
В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси, олени, козы с трудом выкапывают из-под наста мох и листья, острой коркой снега режут ноги. Зато зайчишке раздолье! Он и по рыхлому снегу летит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.
В. Архангельский
Беседа с детьми о содержании прочитанного рассказа
• О каких же снежных пушинках идет речь в рассказе?
• Давайте вспомним, какие образные выражения использовал автор для описания снежинок? («цветок с шестью лепестками», «звездочка с шестью лучами»)
• Как же образуются снежинки? Откуда они берутся?
• Почему хрустит снег под ногами?
• Почему образуется наст?
• Как образно говорит автор о беге зайца по насту? («бежит, как по паркету», «летит, как в валенках»)
• А кому трудно передвигаться по насту? Почему?
ЧАСТЬ 5 Придумывание сказки
Воспитатель: Ребята, на прогулке вы не раз видели, как падает снег. Снежинки долго кружатся в воздухе, прежде чем упасть на землю. Снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. Кажется, что ветер забавляется с ними, играет. Давайте придумаем сказку «Танец снежинок». Постарайтесь, чтобы сказка получилась красивая и нежная.
Воспитатель помогает детям, задавая вопросы, следя за тем, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии. Лучшие детские сказки воспитатель записывает в специальный альбом.
ЧАСТЬ 6
Проводится на прогулке, во время снегопада
Воспитатель еще раз задает вопрос, почему зимой идет снег. Дети объясняют, что зимой, когда холодно, капельки воды в облаках замерзают и превращаются в снежинки. Поэтому теплым летом идет дождь, а холодной зимой - снег. Дети видят, что, попав на теплую ладошку, снежинки тают и превращаются в капельки воды.
Воспитатель предлагает детям поймать на варежку или рукав несколько снежинок и внимательно рассмотреть их форму. Пусть дети убедятся, какие снежинки разные: есть шестилучевые звезды, звездчатые батареи, игольчатые батареи, пушинки, пластинчатые ежи, снежинки-запонки. (Подробнее они описаны в приложении «Организация зимних прогулок».)
Воспитатель рассказывает, что форма снежинок очень зависит от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Они падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, поэтому говорят, что идет «снежная крупа». А при сильном ветре идет сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок их красивые лучи. В сильный мороз снег хрустит под ногами - это ломаются от нашей тяжести лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими, ломкими. Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок.
Также на прогулках можно провести опыты по изучению свойств снега. Они описаны ниже, в приложении «Организация зимних прогулок».
Нет комментариев.
Отправить комментарий