ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:
1. Рассказ группы «биографов» и «литераторов» об Астрид Линдгрен.
2. Инсценировка по мотивам повести-сказки «Пеппи Длинныйчулок» (опубликована в журнале «Русская словесность» № 2, 2006 года).
3. Викторина.
4. Подведение итогов конкурса детских рисунков к произведениям Астрид Линдгрен.
1. Авторам великолепных современных сказок, получивших всемирное
признание и переведённых на многие языки мира является шведская писательница Астрид Анна Эмилия Линдгрен.
В творчестве Линдгрен расцвела и ожила скандинавская сказка. Писательница не просто наследница Андерсена и Лагерлёф, она продолжила и развила их творчество.
2. Астрид Линдгрен – автор свыше тридцати пяти книг. Она лауреат многих шведских национальных и международных премий. Среди них Международная Золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, которая присуждается лучшим писателям и иллюстраторам детских книг. Есть у неё и очень весёлый орден – орден Улыбки, вручаемый любимому писателю польскими детьми.
3. Самые яркие впечатления Линдгрен связаны с её детством. Навсегда она запомнила луга, покрытые первоцветами, мшистые леса с нежными колокольчиками. Астрид, её брату и сёстрам были знакомы каждая тропинка, каждый камень. У них было любимое дерево с совиным гнездом, как бы их собственное дерево. Оно было дуплистое, как в саду у Пеппи Длинный чулок.
«Мы играли, играли и играли до того, что удивительно, как это мы не доигрались до смерти», - с улыбкой вспоминает Астрид Линдгрен.
Именно в детстве писательницы – истоки всего её творчества.
4. Интересно, что книги для детей она начала писать случайно, благодаря
странному стечению обстоятельств. Всё началось с того, что в Стокгольме на улице выпал снег. Астрид Линдгрен поскользнулась и повредила себе ногу. Лежать в кровати оказалось ужасно скучно и она решила, в подарок ко дню рождения дочери Катрин, написать книгу. Этой первой книгой оказалась повесть-сказка «Пеппи Длинныйчулок». С этого момента началась писательская карьера Линдгрен.
5. Герои Линдгрен: Пеппи, Карлсон, Эмиль, Ронн – не самые
благовоспитанные. Они нахальные и безалаберные. Но детям они полюбились гораздо больше, чем любые правильные.
В книгах Линдгрен реальные события смешаны со сказочными, поэтому они называются повести-сказки.
Каждая книга Линдгрен отмечена какой-нибудь премией.
6. В повести-сказке «Пеппи Длинныйчулок» рассказывается о том, как
озорная девочка Пеппи, путешествующая с обезьянкой Нильсон, попадает в городок, где когда-то счастливо жила с папой. Здесь она встречает своих сверстников Томми и Аннику – «правильных», хорошо воспитанных ребят. Они отлично учатся и хорошо себя ведут, что очень нравится взрослым. А такие дети, как Пеппи, наоборот, раздражают взрослых своей невоспитанностью.
Однако постепенно Пеппи удаётся завоевать всеобщую симпатию, ведь никто так, как она, не умеет заряжать своей доброй энергией, никто не умеет так фантазировать.
7. Оказывается, эта слабая девочка способна на невероятные поступки:
она может по своему желанию вызвать привидение, может, если необходимо, справиться с полицейскими, может, не зная математики и литературы, завоевать доверие учительницы…
А ещё эта удивительная Пеппи может победить силача Арнольда, может наказать грабителей… Просто замечательная девчонка!
И знаете, о чём она втайне мечтает? Хочет стать принцессой на далёком негритянском острове.
8. В Стокгольме празднуется день рождения Пеппи. 16 августа 2005 года
ей стукнуло 60 лет. Событие отмечали детским шествием: по улицам Стокгольма в рыжих париках с косичками и с нарисованными веснушками прошли дочери капитана Эфроима. Весёлый парад закончился в парке, где прошли мероприятия, конкурсы, посвящённые юбилею книги о Пеппи.
9. Астид Линдгрен чрезвычайно интересно рассказывает, как к ней
впервые «прилетел» Карлсон: «Я увидела его, вернее, сперва услышала как-то ночью, когда мне не спалось, Не спалось, может быть, потому что долго жужжало что-то за окном. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша. Я протёрла глаза – нет, это не сон, на моей кровати в Стокгольмской квартире сидел маленький толстенький человечек с пропеллером на спине и кнопкой на животе. «Кто ты? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?» - «Я лучший в мире Карлсон, который живёт на крыше, - ответил он, - а прилетел я потому, что ты написала книжку о Пеппи.
10. Малыш самый обыкновенный мальчик. У него голубые глаза и
курносый нос, и немытые уши, и разорванные на коленках штанишки. Он послушен, в меру шаловлив, нежен и кроток. Но иногда в нём просыпается настоящий шалун и озорник. И у ребёнка складывается впечатление, что в нём сидят два разных мальчика – хороший и плохой.
11. Какой же он, Карлсон, любимец детей всего мира? Он толстый
мальчуган, хвастун, проказник, обжора и вдобавок сластёна. Он вымогает лакомства и постоянно ищет забав. Всё, к чему прикасается Карлсон, портится и взрывается. Проделки Карлсона, особенно, когда он таскает плюшки у фрёкен Бок, приводят в восхищение Малыша. Вместе с тем Карлсон умён, сообразителен, весел и остроумен, изобретателен и по своему добр.
12. Книги о Малыше и Карлсоне воспитательны. Мы узнаём о жизни
большого города, узнаём, что в мире таком хорошем и весёлом, есть преступники, без присмотра брошенные дети. Малыш растёт и понимает, что надо активнее вмешиваться в жизнь, помогать слабым.
13. Каждому человеку отмерен за земле свой кусочек жизни.
Астрид Линдгрен совсем недавно (2002 году) ушла из жизни, не дожив до 95-летия несколько месяцев.
По произведениям Линдгрен было снято более 40 фильмов во многих странах мира, поставлено несметное количество спектаклей (Спартак Мишулин играл Карлсона свыше 1000 раз).
В окрестностях Стокгольма действует «Парк Астрид Линдгрен», где можно, побегать по крышам с Карлсоном, покататься на собственной лошади Пеппи Длинныйчулок и побродить по улице Безобразников.
Использованная литература:
1. Зарубежная детская литература. - М.: Просвещение, 1982 г.
2. Брауде Л.Ю. «Не хочу писать для взрослых». - Л.: детская литература, 1987 г.
3. Журнал «Русская словесность в школах Украины» № 2, 2006 г.
4. Линдгрен А. Собрание сочинений в 6 т. – Санкт-Петербург, АО «Атос», 1994 г.
5. Песенник пионера. – Москва, «Музыка», 1989 г.
6. Песенник «Школьный коридор». – Москва, «Музыка», 1991 г.
ВИКТОРИНА
ПО ПОВЕСТИ-СКАЗКЕ АСТРИД ЛИНДГРЕН
«ПЕППИ ДЛИННЫЙЧУЛОК»
1. Назовите главных героев сказки?
( Пеппи, Анника, Томми, господин Нильсон, Лошадь и др.)
2. Кто такая Пеппи Длинныйчулок? Сколько ей лет? Кто её родители?
(Девочка. Ей 9 лет. Мама её умерла, когда она была совсем маленькой. Папа - капитан дальнего плавания. Но, однажды, во время сильного шторма, его смыло волной и он исчез. Она осталась одна).
3. Кто такие Томми и Анника? Как Пеппи с ними познакомилась?
(Они брат и сестра. Жили рядом с виллой «Курица» Познакомились во время прогулки).
4. Как выглядела Пеппи?
( Две косички, нос-картофелина, веснушки, разные в полоску чулки, большие чёрные туфли).
5. Что взяла с собой Пеппи уходя с отцовского корабля?
(Господина Нильсона, большой чемодан, набитый золотыми монетами).
6. Кто укладывал Пеппи спать? И как она спала?
(Она сама себя укладывала спать. Спала она: ноги на подушке, а голова там, где у людей ноги).
7. Что такое «Сырк»? и что там произошло?
(Пеппи скакала на лошади, ходила по канату, мешала силачу).
8. Как Пеппи спасла детей из горящего дома?
(Нильсон помог её привязать канат к дереву и при помощи каната и доски она спасла малышей).
9. Почему Пеппи не уплыла с отцом?
(Её жалко было расставаться с друзьями, она не хотела, чтобы кто-нибудь на свете плакал из-за неё и чувствовал себя несчастным).
10. Куда отправились Анника и Томми вместе с Пеппи? И почему их отпустила мама?
(Томми и Анника болели, были бледны. Поэтому их мама отпустила на негритянский остров с Пеппи и её папой – капитаном Эфроимом).
11. Почему, по мнению героев повести-сказки, плохо быть взрослым?
(Пеппи: «Взрослым никогда не бывает по-настоящему весело…» Анника: «Главное – они не умеют играть»).
12. О ком из героев повести-сказки мы можем сказать, что у него «тёплое сердце»? Докажите на примерах.
(Подарки Аннике и Томми, купила в магазине все сладости для детей и т.д.)