Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются» (по произведениям С. Михалкова «Бараны», К. Тангрыкулиева «Петухи», Е. Благининой «Подарок»).
Цель: продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихот ворение и понимать его содержание и идею; формировать у детей способность находить положительное решение в конфликтных ситуациях; воспитывать дружеские отношения между детьми; развивать диалогическую речь, умение поддержать беседу.
Ход занятия
Воспитатель говорит, что все дети любят слушать сказки, рассказы, игшрии, басни, стихи.
Всегда ли в литературных произведениях героями являются люди?
(Нет.)
Кто еще может быть героями сказок, рассказов, стихов?(Животные, птицы, насекомые, различные предметы и т. д.)
Часто в сказках и стихах действуют не люди, а звери, думающие, разговаривающие и поступающие, как люди. Так, когда хотят сказать, что человек трусливый, говорят, что он всего боится, как заяц. Лисе приписывают такие человеческие качества, как хитрость, коварство.
- С кем можно сравнить человека, когда хотят показать, что он злой, жидный? (С волком.)
- Болтливого человека сравнивают с сорокой; глупого человека, который гордится своим умом, сравнивают с вороной; мудрого и рассудительно-ш сравнивают с совой.
- А с кем можно сравнить упрямого человека? (С бараном, ослом...)
- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Бараны» и подумайте, киких людей можно сравнить с этими героями.
По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: Здесь вдвоем нельзя пройти -Ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Ме-е-е! Ты в своем, баран, уме-е? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами, Уперся другой ногами. Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана.
I 2КК6
- Из-за чего возник спор у баранов?
- Кто из баранов победил?
- Что помешало баранам договориться друг с другом? (Глупость, упрямство, гордыня.)
- Был ли у баранов выход из этой ситуации? Как надо было поступить?
- Случалась ли такая ситуация когда-нибудь у вас в жизни?
- Как поступали вы?
- Как следует поступать в конфликтных ситуациях в игре?
- Есть несколько вариантов, попробуйте выбрать правильный:
1. Нужно стукнуть обидчика, чтобы он закричал: «Мама!»
2. Следует громко заплакать и позвать взрослых.
3. Забрать все игрушки обидчика и сломать их.
4. Предложить играть вместе всеми игрушками.
- Ребята, вспомните, был ли в вашей жизни случай, когда вы не стали спорить, а уступили другому ради дружбы. Это было трудно сделать? (Ответы детей).
- А потом было радостно или грустно на душе? (Ответы детей).
- Правильно, уступать, порой, очень трудно, но всегда очень радостно, потому что это делается ради любви к своему другу.
- Бараны всегда отличаются упрямством. А чем отличаются петухи? (Драчливостью.)
- Послушайте стихотворение К. Тангрыкулиева «Петухи», что с ними произошло однажды и как они вышли из конфликтной ситуации.
Два петуха издалека
Увидели зерно.
К нему рванулись петухи,
А зернышко - одно.
Одна крупинка на двоих,
Раздорам нет конца.
Лишь честный бой рассудит их -
Решили два бойца.
Краснеют гордо гребешки,
Стоят два петуха,
Два клюва - только прикажи,
Посыплется труха.
Пока не остывает пыл,
Кидайся напрямик!
...Но петухов остановил Какой-то шум и крик. Глазам своим два петуха Поверить не могли: Мальчишки, словно петухи, Катаются в пыли. Никак мириться не хотят Два вздорных драчуна. И пуговицы в пыль летят, И бровь рассечена. А ссора - из-за чепухи: Словечко лишь одно... Подобной драки петухи Не видели давно. И петушиный пыл потух Перед двумя детьми, И петуху сказал петух: «Зерно твое, возьми!» Ведь драка из-за пустяков Со стороны смешна, Совсем как битва петухов Из-за того зерна!
- Из-за чего произошел спор у петухов? Что остановило петушиный бой? Из-за чего произошел спор у мальчиков?
- Почему петухи решили остановить битву?
- Как об этом говорится в стихотворении? (Ведь драка из-за пустяков 14 стороны смешна...)
- В таких случаях говорят в народе: «Глупые ссорятся, а умные дого-гшриваются». Про умных девочек и написала стихотворение «Подарок» Е. 1и1ш инина.
Пришла ко мне подружка, И мы играли с ней. И вот одна игрушка Вдруг приглянулась ей: Лягушка заводная, Веселая, смешная. Мне скучно без игрушки -Любимая была,
И все-таки подружке Игрушку отдала.
- Вам понравились девочки?
- Почему?
- Какими словами можно назвать девочку, которая подарила свою любимую игрушку? (Добрая, хорошая, щедрая, уступчивая, нежадная...)
- Как вы думаете, а ее подружка сможет поступить так же? (Ответы детей).
- А вы как бы относились к доброй щедрой девочке? (Ответы детей).
- Как вы думаете, крепкая ли дружба у двух девочек?
- Вы хотели бы так дружить?
- Что для этого надо делать? (Учиться уступать друг другу, не быть жадным, прислушиваться к мнению своего друга, делиться игрушками, беречь дружбу...)
Квартиры в Москве