Семья как система
Сколько систем во Вселенной, кроме Солнечной? Никто не ответит на этот вопрос точно. Системы появляются и исчезают, взаимодействуют между собой, существуют самостоятельно одна от другой и одновременно зависят от процессов, которые протекают в других космических системах
Сколько семей на этой Земле? Наверно, и этого мы не сможем сказать точно. Они так же, как и космические системы, появляются и исчезают, взаимодействуют между собой, существуют самостоятельно одна от другой и одновременно зависят от процессов, которые протекают в других семейных системах.
Если хочешь навести порядок в мире - наведи сначала порядок в собственной семье.
Если хочешь навести порядок в собственной семье - наведи сначала порядок в себе.
Человек - самая сложная система, аналогичная устройству Вселенной. Количество нервных связей в мозге человека превышает количество атомов во Вселенной.
И это не единственное доказательство того, что человек является голографической копией Вселенной, что в организме и психике человека протекают все процессы (физические, химические, биологические, интуитивные и тому подобное на уровне сверхсознания), присущие процессам Вселенной. Каждая микросистема существует в макросистеме, которая в свою очередь подчиняется или хаосу, или порядку.
Хаос - система, в которой мы не можем найти порядок.
Порядок - формирование системы с элементами, которые связаны между собой. Это система, которая выделяется из хаоса. Она является неделимой целой. Целое всегда больше суммы его частей: 2 + 2 = 5, и этому существует даже математическое доказательство.
Суть любой системы - в целях.
Признаки системы (в том числе и семейной):
Выделение порядка из хаоса.
Возникновение связей с «перекрытием».
Наличие предела системы.
Типы систем: открытые и закрытые.
Открыта система (живая) - имеет «оболочку» и «проходы» или каналы в этой оболочке для пропуска того, что необходимо, и для блокировки враждебной; задача системы - отбросить лишь ненужное. Интуиция действует на психологическом уровне как система, которая распознает информацию по признакам "хорошее" "плохое" и сигнализирует нам разными «маяками»: ощущениями в теле, внезапным изменением ритма дыхания и тому подобное.
Семья отделена, индивидуальна, устроена так, как и человек: мозг (интеллектуальный центр) единственный или коллективный. Наиболее уязвимый орган семьи - ребенок. И в случае возникновения проблем лечить нужно не конкретный орган, а всю систему. Поэтому грамотный и опытный психолог работает в первую очередь со всей семьей. В семье существуют, сознательные установки. Есть также сверхсознание и подсознание. И часто в кризисных ситуациях оказываются такие внутрисемейные связи, которые не были заметны при внешних отношениях.
Наше общество является абсолютно голографическим по отношению к тем семейным системам, которые формируются в настоящем. И если научиться хорошо распознавать типы семейных систем, в которых растут и воспитываются дети, можно определить, каким будет общество через 20-25 лет.
Анализируя отношения внутри семейных систем, можно классифицировать патогенные семьи за двумя признаками - наличием любви и авторитетности родителей.
1. а) Любовь к ребенку есть, но родители - авторитарные, сильные.
В таких семьях родители хотят видеть своих детей с таким будущим, которое выбрали сами родители. Тогда родители «гонят» собственных детей в это будущее силой. Общие признаки семьи такого типа - избыточная требовательность к ребенку, наказанию, дети часто болеют. За результатами тестирования у детей из семей такого типа - отчуждения в отношениях с собственными родителями.
б) Любовь к ребенку есть, но родители - слабы.
Родители будто «растворяются» в собственном ребенке, в своей любви к нему. Потакания всем капризам ребенка; такого ребенка формируют неспособным и неприспособленным к жизни в окружающем мире. Возникновению обид. За результатами наблюдений за детьми из семей данного типа можем говорить о стереотипе восприятия ими собственных родителей и окружающего мира: «Мать мне подчиняется, а следовательно, главный здесь - я. Значит, она не может меня защитить. А следовательно, я один на один с миром».
2. а) Любви к ребенку мало (отсутствие восприятие ребенка таким, каким он есть), но родители - сильные.
Ребенка много и сильно карают за наименьшую вину. Наказания в такой семье не имеют срока давности: карают за прошлых вины, за совершенные теперь и ради «профилактики» на будущее. Как правило, так делают родители ригидные или родители, которые перенесли в детстве предательство.
б) Любви к ребенку мало (отсутствие восприятие ребенка таким, каким он есть), но родители - слабы.
Как правило, такая ситуация наблюдается в асоциальных семьях, где дети растут «как будто сорняк». Здесь почти нет шансов что-то исправить, поскольку в психике такого ребенка нарушена структура восприятия социальных норм. Его к этому просто никто не приучал. А по большей части еще и демонстрировали отторжение этих самых норм сами же родители.
3. Маятник - самый страшный вариант воспитания.
а) Первый вариант «маятникового» воспитания: один из родителей - истерик (чаще мама) или алкоголезависимый (чаще отец) или оба родителя имеют подобные нарушения. Одни и те же действия ребенка вызывают у родителей разные реакции: от поощрения к гневным реакциям. Ребенок не знает, как ему вести себя. Формируются такие качества, как подхалимаж, постоянные попытки приспособления, лживость с целью приспособления к ситуации, коварство, интроверсия, также закрепляется девиантное поведение.
б) Второй вариант «маятникового» воспитания: один из родителей требует одного, а второй - другое, часто противоположные требования. Последствия для психики ребенка подобны отмеченным выше.
в) Третий вариант «маятникового» воспитания: бабушки и дедушки ставят родителей ребенка в материальную зависимость. Тогда ребенок не знает, «какому Богови служить», не может найти способ приспособления. В результате этого ребенок часто «сталкивает лбами взрослых», чтобы на это время самого ребенка они оставили в покое и прекратили выяснять, кому ребенок в действительности принадлежит и у кого на его воспитание больше прав: у биологических родителей или у бабушки и дедушки, которые обеспечивают или очень поддерживают материально.
В такой ситуации часто снижение психологической защиты родителей у ребенка вызывает снижение иммунитета. Механизм, который объясняет этот процесс, достаточно наглядный. Мы его иллюстрируем таким образом: на поверхности моноцитов (иммунных клеток) есть механизм, который принимает эндорфин (гормон удовольствия, радости). Если у ребенка мало эмоции радости, моноциты работают дефектно - снижение иммунитета - частые соматические заболевания разного порядка.
В рамках разговора о семье как системе, голографически похожей на структуру Вселенной, хотелось бы отметить, что поведение самых молодых и самых слабых членов семьи зависит от условий, к которым они должны приспособиться. И если эти условия не враждебны, тогда ребенок, а именно о нем идет речь, адаптацию и приспособление к этому миру проходит успешно. Если же ребенок не имеет возможности реализовать свои наилучшие качества и порывы с детства, мы не имеем право требовать от него этих качеств во взрослой жизни, потому что его этому НЕ НАУЧИЛИ В ЕЕ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЕ. Проиллюстрируем эту мысль: в ребенке от рождения заложен как инстинкт выживания индивида (основы эгоизма), так и альтруистичный инстинкт (основы альтруизма).
Эгоизм ребенка - проявление инстинкта самосохранения (если я не получу лучший кусок, не пробьюсь поближе к матери, к учителю, к любому авторитетному взрослому - то не получу возможность выжить). Так работает естественный инстинкт выживания индивида.
Альтруизм ребенка - связанный с инстинктом выживания рода. Иногда у некоторых людей этот инстинкт спит. И очень часто в семье сами родители незаметно этот инстинкт в ребенке разрушают: в какое-то мгновение в ребенке просыпается отзыв на потребности других людей, ребенок хочет помочь (маме - стирать вещи, вместе кого-то навестить в больнице ...). Вспомните, что мы говорим ребенку в таких случаях? Взрослые часто закрывают ребенку возможность реализации альтруистичного инстинкта, отказывая ему в содействии и взаимодействии. И тогда перекрываются действия отзыва на потребности других людей. И когда такой ребенок выходит за пределы семейной системы и попадает в другие системы (рабочий коллектив, учебный, просто люди в транспорте или на улице, толпа и тому подобное), он не готов прийти на помощь ни конкретному человеку, ни обществу.
Поскольку такая форма поведения в настоящем приобрела массовый характер, значит, и шансов получить помощь у данного человека также достаточно мало. Система Вселенной будет отвечать тем самым. Выходит замкнутый круг. И разорвать его по силам лишь тем, кто его создал. А это мы с вами. Только нам по силам его разорвать. И это достаточно несложно. Для этого достаточно помогать друг другу и при этом не ожидать обязательной помощи в ответ за системой «я - тебе, ты - мне». Вам обязательно помогут и поддержат, часто те, от кого вы этого и не ожидали. Эта философия отношений всегда срабатывает. Каждый обязательно получит в ответ то, что когда-то «посеял» вокруг себя: от женщины или от мужчины, от собственных детей, от сотрудников, от просто чужого человека.
Как же дать понять и почувствовать ребенку любовь его семьи? Можно научиться общаться с ребенком и друг с другом на пяти языках любви. Есть пять основных способов, благодаря которым взрослые и дети воспринимают информацию о том, что их любят и проявляют к ним свою любовь. Это такие языки любви:
1. Время, проведенное вместе. Важно не количество проведенного с ребенком времени, а качество. Вы можете провести с ребенком 30-60 минут, но он почувствует, что то были только ее минуты и ваше время принадлежало только ему. Нужно как можно больше проводить время всей семьей. И совсем не обязательно ждать следующего отпуска, чтобы выбраться отдохнуть, долго и тщательно планировать свое путешествие. Можно, допустим Купить скидку в 50% и поехать в Коростень на "Фестиваль деруна". Такая спонтанная поездка запомниться надолго и вам и вашему ребенку.
2. Прикосновения - телесный контакт. Мальчики и девочки одинаково нуждаются в ласке, физическом контакте, с родителями. «Профилактическая доза» для нормальной работы иммунной системы ребенка - не менее восьми объятий на день.
3. Искренние, хорошие слова, благодарность. Язык ласковых слов, благодарностей. Хорошие слова сообщают о вашей любви больше, чем просто слова «я тебя люблю». Хвалите своего ребенка не менее трех раз в день.
4. Помощь. Помогать - не значит делать что-то за ребенка. Помогая, думайте о том, какую пользу это принесет ребенку.
5. Подарки. Слово «подарок» переводится с греческого, как «незаслуженная милость», и это утверждение передает суть подарка. Если его нужно заслужить, то это уже не подарок, а плата, за услуги. Не используйте подарки с целью манипуляции ребенком. Дети очень четко чувствуют такие вещи и могут не простить взрослым подобных игр.
Следовательно, уважайте мужчины - женщин, а женщины - мужчин, любите своих детей, лелейте их и помните: свою любовь детям следует показывать, чтобы они ее чувствовали душой. И тогда в семье наступит мир, и дети будут здоровы.
Автор: А. Брюханова