Современный этап развития науки и
практики характеризуется стремительным ростом объема информации при
ограниченном количестве учебных часов и высоких требованиях к качеству
образования. Именно поэтому особенно актуальными становятся перед учителем
такие взаимосвязанные проблемы, как совершенствование организации
учебно-воспитательного процесса, методов контроля результативности обучения,
стандартизации образования.
Для качественного усвоения знаний
по химии большая роль отводится всем типам химических задач. Их решение
является одним из путей объединения теории с практикой, активизации учебной
деятельности учащихся при изучении основ химии.
Учителям же со стажем точно известно, что в программах школьного курса
химии четко прослеживается тенденция к уменьшению количества типов задач. Тем
самым увеличивается разрыв между изучением качественной и количественной сторон
основ химии. Результат этого - решение задач по химии в
школе практически не способствует повышению качества знаний учащихся.
Но в таком случае возникает
вопрос - какова эффективность применения задач по химии?
Ответ на этот вопрос прост:
эффективность применения задач низкая. Чтобы разобраться, почему так произошло,
подумаем, нужна химия как учебный предмет в школе, и нужна ли она современному
человеку в его рядовой жизни? Каждый человек согласится, что химия - важный
компонент учебного процесса, она влияет на развитие мышления, формирование
интеллекта, способствует развитию творческих способностей, привносит
значительный вклад в решение экологических проблем, находит широкое применение
в быту, поэтому ее относят к общеобразовательным предметам, а ее изучение
является одним из способов становления современного человека. Без упражнений и
задач здесь не обойтись, ведь именно они формируют исследовательский стиль
умственной деятельности ребенка.
В сборниках задач по химии
доминируют тренировочные упражнения, а задач познавательного и творческого
характера немного. Почти нет задач межпредметного содержания. Для их
составления, анализа и решения необходимые знания по математике, физике,
биологии и т.д.. К тому же такие задачи
дают прекрасную возможность углубить знания учащихся, сформировать системные
представления о явлениях природы, подготовить к целостному восприятию научной
картины мира.
И тут возникает новая проблема.
Как известно, лишь незначительная часть учащихся может успешно работать с
нестандартными задачами, а большинство способны лишь к «ближнему переносу
знаний», то есть к выполнению репродуктивных задач.
Нестандартная, сложная,
отягощенная дополнительными данными и межпредметными связями задача обычно
заводит их в тупик. Но упрощать до
бесконечности программу, мягко говоря, неразумно. Уже не один год звучат тревожные голоса о
том, что интерес к химии исчезает, а абитуриенты, которые решаются сдавать тесты
по химии, чаще ошибаются в задачах. О содержании и уровне задач химических
олимпиад можно говорить много и долго.
Творчески работающие учителя
никогда не откажутся от нестандартных задач, ведь они работают, ориентируясь на
сильного ученика, пытаются заинтересовать ребенка, приобщить его к творчеству,
дают возможность почувствовать радость преодоления препятствия в виде сложной и
необычной задачи.
Учитель может предложить учащимся
задания, состоящие из последовательного ряда упражнений и задач, размещенных по
типу нарастания сложности, или карточки-задания разноуровневого типа на уроках
типа химического лабиринта. Понятно, что задача повышенной сложности,
включающий в себя определенного рода «пунктики» будет по силам только некоторым
из учеников.
Общие правила нацелены на
определение основных подходов к решению большинства задач. Так при работе над
задачами по химическому уравнению надо определить, какой химический процесс
описан в условии задачи, выписать необходимые справочные данные, отобрать для
расчетов нужны формулы, записать уравнения реакций, найти количественные
отношения между реагирующими веществами, выполнить необходимые расчеты.
Началом решения каждой задачи
является постановка вопроса: «Что необходимо знать, чтобы найти неизвестное?»
Этот вопрос в ходе анализа задачи может задаваться неоднократно. Так осуществляется поиск и определяется ход
решения задачи. Как показывает практика,
решение сложных комбинированных задач лучше проводить в такой
последовательности:
- внимательное чтение текста
задачи:
- запись сокращенного условия
задачи;
- осознание физической сущности
явлений;
- анализ условия задачи;
- составление плана на основе
анализа задачи;
- решение задачи согласно плану.
Разумеется, аналитический метод
решения наиболее эффективен. Без него
невозможно решение осложненных нестандартных задач. Ученики должны осознать, что большинство
сложных задач можно мысленно разделить на ряд более простых. Поэтому, начиная с простейших, можно
постепенно переходить к задачам повышенной сложности.
На разных этапах урока необходимо
использовать игровые моменты, элементы соревнования, создания проблемных
ситуаций, групповые формы работы, инновационные технологии. Все это помогает активизировать учебную
деятельность учащихся.
Систематическое решение задач
позволяет достичь основной дидактической цели обучения: достичь глубоких и
прочных знаний, устойчивых умений и навыков, развивать логическое мышление.
Главное даже не в том, найдет
ученик правильный ответ для конкретной задачи.
Цель обучения химии - не формальный набор фактов и алгоритмов, не
механическое выполнение определенных действий и операций, а знания и умения,
которые базируются на понимании. Только тогда химия предстанет перед учениками
не как набор отдельных сведений, а в виде целостной картины.