02.07.12 |

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Я живу в Хакасии"

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы "Я живу в Хакасии"
Цель: расширить представления детей о республике: её коренных жителях – хакасах, их национальных устоях, традициях.
Задачи: формировать понятие о том, что наша республика многонациональна, поддерживать у детей интерес к Хакасской культуре через национальные пословицы, загадки, игры и сказки, воспитывать любовь к республике, в которой мы живем, стремление узнавать больше о земле наших предков.
Предшествующая работа: разучивание хакасских игр, загадок, пословиц. Чтение хакасских народных сказок, рассказов, стихов, рассматривание хакасских узоров, рассматривание альбомов с городами Хакасии, заучивание стихов, выполнение аппликации с использованием хакасского орнамента, приглашаем родителей, гостью Е.С.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит Хакасская народная мелодия, дети заходят в музыкальный зал.
Дети читают стихи:
Родина! Если сильна ты
Значит, сильны мы сами.
Значит, никто не помнёт цветы
Выращенные нами.
Хакасия! Будь же всегда светла, 
День ото дня моложе!
Мы подрастём и в твои дела
Труд наш и сердце вложим
Воспитатель:
- Скажите, пожалуйста, на какой планете мы живём? (Земля).
- Как называется наша страна? (Россия). Россия – наша большая Родина.
- Кто назовёт республику и город, в котором мы живём? Республика Хакасия – малая Родина.
Правильно. А теперь посмотрите, как это можно показать с помощью колец.
(Выставляется модель, повторяются ответы детей).
Для каждого человека самая милая сердцу та земля, где он родился, где живет. С особой нежностью мы с вами учили стихотворение о Хакасии, которое написал хакасский поэт М. Кильчичаков.
Хакасия – край мой! Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней
Широкие степи, высокие горы
Навеки в душе сохранились моей.
Красива наша Хакасия – широкие степи, высокие горы и много огней. Где может светиться много огней? Какой самый главный город в республике? Правильно – Абакан столица Хакасии. Абакан - это хакасское слово, а что оно обозначает? (Аба – медведь, кан – кровь). Ковыльные степи с курганами, непроходимые таёжные чащи, кедрачи – это Хакасия, наш родной край. Идёшь по тайге, тебе улыбаются ели, пихты, белоснежные берёзы. Они не дают рекам высохнуть; поглощая дым, очищают воздух. Какие реки Хакасии вы знаете? Что обозначает название реки - Енисей? (Большая вода). Послушайте легенду о реке Абакан.
В древности Абакан звали Алаирт. На берегу его шил могучий хан Аба-Каил, что значит медведь-хан, медведь-кровь. Аба-Каил на коне своём богатырском перескакивал вершины, а однажды конь оступился, задние копыта соскользнули с камня. И конь, и всадник упали в реку. Река с тех пор зовётся Аба-каил, сокращённо Абакан.
Хакасия! Сибирский горный край.
Любимая Хакасия под солнцем расцветай.
Я люблю свою Хакасию,
Край лесов, полей и гор…
Кедровые орешки… кто не любит это лакомство. А ими нас щедро одаривают таёжные великаны – кедры. Не зря кедр называют царём сибирских лесов. Волшебное дерево - кедр! В чём его волшебная сила? В мебели из кедра не заводятся насекомые; в посуде, сделанной из кедра, неделями не скисает молоко.
Таёжной красавицей называют лиственницу. Её твёрдая древесина не поддаётся гниению и долговечна. Строят из неё мосты, плотины, сваи шпалы. А почему это хвойное дерево называют лиственницей? (Сбрасывает иголки, как тополь и берёза листья каждую осень).
Есть в нашей сибирской тайге деревья, которые помогают нам быстрее выздоравливать и не болеть. Пихтовое масло и пихтовый бальзам очень целебны.
Самое древнее дерево в нашем лесу это ель. В народе говорят, что древесина у неё звонкая. Поэтому не удивительно, что из неё делают музыкальные инструменты, игрушки, корзины, бумагу.
Прекрасны наши горы Саяны. Горы по хакаски - тасхыл.
В таком прекрасном месте у подножия Саянских гор, на берегу Енисея, построен наш город Саяногорск. Мы саяногорцы. Девушки саяногорочки.
Песня. «Саяногорочка»
Чтобы ещё сильнее любить нашу Родину, надо обязательно знать, кто и как жил в нашей республике в давние времена. Кого в Хакасии считают коренными жителями? Как называлось жилище у хакасов? /юрта/ Хакасы были искусными мастерами, они украшали свою одежду вышивкой.
Входит гостья Е.С
- Изеннер! Здравствуйте, дорогие друзья! Дети рассматривают её наряд.
Для того, чтобы дети росли сообразительными, взрослые загадывали им загадки. Попробуйте и вы их отгадать.
Сама не велика, но как начнёт считать,
Её наверняка за три холма слыхать. /кукушка/
Не пламя, но тронь обожжет, как огонь. /крапива/
Он медно – красный на шее коня,
Звонко звенит, окликая меня. /колокольчик/
Стоит под кусточком, невелик росточком,
А на нём шапка – велика, как охапка. /гриб/
В будни и в праздник она людям нужна. /Лошадь/
От зари пришёл солдат, в шапке красной как закат. /петух/
Воспитатель.
Хакасы стремились к тому, чтобы их дети росли сильными и здоровыми. Они играли, сними в игры. Нам тоже нравятся хакасские игры.
П/игры  
« Спрячь рукавицу»
«Медведь и пень»
«Перетягивание палкой»
«Состязание лошадей»
У детей воспитывали почтительное отношение к взрослым и особенно к старикам. Даже поговорка у хакасов была: «Слово взрослого поставь рядом, а слово старика положи в мешок». Постарайтесь её запомнить и следовать ей. К пословицам, народной мудрости, хакасы относились с особым почтением. Некоторые хакасские пословицы и поговорки мы тоже знаем. 
Дети называют.
- Следом за плохим пойдёшь, хорошего не найдёшь.
- Ума не купишь, самому думать надо.
- Тот человек ценен, кто смолоду работать привык.
- Осенний день богатым был – один всю зиму прокормил.
- Пусть имеет человек ясный ум и долгий век.
- Встал раньше других – получил за двоих.
- Встретил ежа – замирает дрожа.
Знакомство с хакасской музыкой.
У любого народа есть своя народная музыка и музыкальные инструменты. Послушайте, как звучит чатхан. Слушание произведений Н.В. Катаевой в исполнении народного ансамбля «Чон коглери». Нина Викторовна создаёт прекрасные песни специально для детей. Познакомьтесь с одной из них. Е.С. с дочерью показывают танцевальные движения под хакасскую народную музыку.
Рассказ гостьи Е.С. о её играх в детстве.
Играет с детьми «Вокруг «Обаа» /вокруг кургана/
Е.С. (гостья) угощает всех национальным блюдом.
Воспитатель.
«Белоствольная красавица березонька» - так ласково говорят об этом дереве в народе. У хакасского народа есть древний обычай повязывать на берёзу разноцветные ленточки в память о себе. Повяжем и мы разноцветные ленточки на нашу берёзку.
Если ты повяжешь голубую, цвета небесной чистоты, твоя душа обретёт покой и гармонию. А если зелёную траву напоминает твоя ленточка-оберег, то жди хорошего урожая и удачной погоды. Если в листве берёзки красным сочным цветом поселится ленточка твоего друга, то знай – друг этот надёжен, ведь красный цвет – цвет жизни, он владеет миром. В его жарких лучах спрятаны все остальные цвета. Сядь под берёзку. Пусть древние легенды и сказания войдут в тебя через живые образы утки Хас, через тайны белой волчицы, через божественный цветок лилии.
Всё это и есть тайная мелодия твоей родины – она журчит ручьём, сбегающим с гор, шелестит листвой берёз, звенит голоском жаворонка. Сберегите эту мелодию в своём сердце, и счастье улыбнётся тебе не раз!
Автор: воспитатель высшей кв. категории Панюшина Татьяна Викторовна, МБДОУ д/с компенсирующего вида № 22 «Почемучка» г. Саяногорск, Республика Хакасия
______________________________________

Если честно, я впервые недавно узнала о том, что сушествуют учебные комбинаты по подготовке специалистов и руководителей предприятий в сфере энергетической и промышленной безопасности. Оказываеться, что аттестация руководителей по промышленной безопасности являеться обязательным требованием для трудоустройства и проводиться для специалиста не реже чем раз в пять лет. 

Конспект занятия «Выборы правителя Лесной Поляны»

Конспект занятия  «Выборы правителя Лесной Поляны»
Цель: формировать интерес и положительное эмоциональное отношение к выборам, как общественному явлению современного общества.
Задачи:
- развивать нравственно патриотические чувства у детей средствами создания игровых ситуаций, направленных на изучение основ избирательного права граждан.
- развитие коммуникативных навыков и диалогической речи.
Предварительная работа: ознакомление детей с их правами и обязанностями через включение материалов Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав ребёнка в образовательную деятельность, познавательные игры; чтение произведений с последующей беседой о правах, которые затронуты в произведении; разучивание пословиц, стихов о Родине, о выборах, символике.
Оборудование: урна для голосования, кабинки для голосования, мультимедийная установка.
Ход
Ведущий. - Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас.
1.Беседа с детьми:
- Как называется страна, в которой мы живём?
- К какому важному событию готовятся граждане или жители нашей страны (выборы в Государственную Думу). Дума следит за исполнением законов.
Для осознания необходимости законов предлагаю обсудить следующую ситуацию:
- Представьте себе, что в обществе нет никаких законов, каждый человек делает то, что захочет, не учитывая интересы и права других людей. Сможет ли такое общество существовать? Почему не сможет?
(Подвести детей к выводу о том, что законы помогают организовать жизнь государства, соблюдать справедливость).
2. Введение в тему. Вы любите путешествовать. Тогда мы отправляемся в необычное путешествие. Хотите попасть в сказочную страну? Став жителями сказочной страны, мы обязаны будем соблюдать их правила и законы. Согласны?
Мы на сказочной поляне. Мы жители Лесной Поляны. Давайте понаблюдаем за тем, что здесь происходит. Занавес открывается. Мы становимся свидетелями спора животных.
Лиса – я самая красивая, в сказках умная. Когда я стану правителем меня все будут уважительно называть Лисой Патрикеевной.
Лось – я большой и сильный. У меня самые большие рога, могу по болоту пройти поэтому я правителем буду.
Белка – я хоть и маленькая, но очень шустрая, по ветвям быстро бегаю. С высокого дерева мне всех хорошо видно.
Медведь – расшумелись, я из-за вас в спячку не лег. Я сильный, слабых защищаю, все об этом в сказках читали. Стану правителем будите меня, как прежде Михайло Потаповичем величать. Я сам себя выбрал.
Ведущий (обращаясь к животным)
- Уважаемые жители, вам нужен правитель? Каждый из вас считает себя достойным, но одного желания мало. Нужны знания.
- Кто из вас знаком с тем, как проходят выборы? (Звери – мы не знаем.)
- Дети, поможем жителям?
- Кто расскажет жителям Лесной Поляны, как правильно провести выборы. (необходима избирательная кампания - выдвижение кандидатов, предвыборная агитация, подготовка к выборам, тайное голосование; подведение результатов выборов).
- Участие в выборах - это право или обязанность лесных жителей? (обязанность)
- Как проходит подготовка к выборам? (необходимо использовать рекламу, плакаты).
- Какими качествами должен обладать кандидат на должность Правителя Лесной Поляны? Дети придумывают слова-определения: Правитель Лесной Поляны должен быть добрым, справедливым, порядочным, честным, умным, грамотным, ответственным, милосердным, общительным, решительным, скромным, отзывчивым.
3. Выдвижение кандидатов.
- На выборах присутствует избирательная комиссия.
Представление членов избирательной комиссии.
Слово имеет председатель избирательной комиссии.
Председатель: в комиссию поступило 4 заявления от жителей Лесной Поляны: Лисы, Белки, Медведя и Лося.
- Давайте зарегистрируем всех кандидатов (выносится плакат с кандидатами).
Ведущий - У каждого кандидата должна быть группа поддержки, своя программа.
Жителям Лесной Поляны необходимо выбрать одного достойного кандидата, который будет правителем Лесной Поляны. Мы предлагаем познакомиться с программой каждого кандидата.
Внимание, внимание!
Начинается предвыборная кампания!
 Свою программу представляет ЛИСА и её группа поддержки. Приветствуем 1-го кандидата.
 А сейчас со своей программой вас познакомит БЕЛКА и её группа поддержки.
 Представляю вам 3-го кандидата в правители Лесной Поляны. Это МЕДВЕДЬ и его группа поддержки.
Исполнение песни «Голосуйте за Медведя» слова и муз. Е.А. Вилисовой.
 Встречаем 4-го кандидата - ЛОСЬ и его группа поддержки.
- Кандидаты готовы ответить на ваши вопросы.
Вопросы детей.
- Уважаемые кандидаты в правители, у избирателей есть для вас пожелания. Это «Бочонок пожеланий». У кого он окажется в руках, тот говорит своё пожелание будущему правителю Лесной Поляны.
Игра «Бочонок пожеланий». (оберегать Поляну и лес, не разрешать разводить костры, и др. складывают в «Бочонок»).
Ведущий. Наши кандидаты достойно представили свои программы, ответили на все вопросы и приняли к сведению пожелания избирателей.
Уважаемые жители Лесной Поляны, настало время приступить к выборам правителя Поляны.
- Вы будите выбирать, значит, вы – избиратели.
- Что необходимо заполнить? (бюллетень)
- Один избиратель сколько раз может проголосовать? (один)
- Кто подсчитывает голоса, отданные за кандидатов? (Счетная комиссия)
- Кто победит на выборах? (кандидат за которого проголосует больше избирателей, или кто наберет больше голосов)
- Кабинка для тайного голосования готовы, в неё нужно войти и проголосовать, то есть поставить одну галочку напротив той фотографии за кого хочешь отдать свой голос, кого ты считаешь достойным быть правителем Лесной Поляны.
- Куда опускают бюллетени? (В урны для голосования.)
Ребенок. Сделать выбор – непростое дело.
И пораскинуть надо нам умом
Кому доверим мы уверенно и смело
Судьбу Лесной Поляны, чтоб не жалеть потом!
Исполнение песни «Мы идем голосовать» слова и муз. Е.А. Вилисовой.
(Смотреть приложение № 4)
Ребенок. Мы молодое поколение избирателей! 
Мы сделаем цветущим лес родной.
И жизнь Лесной Поляны станет замечательней,
Если будет верен выбор мой!
НАЧИНАЕМ ГОЛОСОВАТЬ.
Все дети получат бюллетени, идут голосовать.
К своей работе приступает счётная комиссия.
Ведущий. Я вам предлагаю отгадать загадки и найти отгадки (иллюстрации).
В этом здании сегодня
Собрался честной народ.
Люди вместе выбирают,
Тех, кто в Думу попадет (избирательный участок)
Ты на выборы придёшь-
документ получишь.
Его внимательно читай-
кандидата выбирай.
За кого ты голосуешь,
Просто знаком отмечай (бюллетень)
В этот ящик целый день
Опускают бюллетени (урна)
Песня: «Хорошее настроение»
Игра со зрителями – «Я начну, а вы закончите».
1. Президентом страны может стать… (Любой человек, который является жителем этого государства.)
2. Президента избирают сроком на…. (4 года)
3. С какого возраста человек имеет право избирать? (С 18 лет).
4. Подсчитывает голоса, отданные за кандидатов… (Счётная комиссия.)
5. А может ли быть президентом женщина? (Президентом может быть и женщина и мужчина).
6. 4 декабря у нас в стране….(выборы в Думу)
- Скоро мы узнаем, кто стал правителем Лесной Поляны.
Внимание! Объявляются итоги голосования.
По итогам голосования правителем Лесной Поляны избран…
- Правителю Лесной Поляны мы пожелаем здоровья, творчества, терпенья и обязательно везения. Наказы избирателей не забывать и честно служить жителям Лесной Поляны!
Выборы правителя это ещё и большой праздник этой страны, давайте станцуем весёлый танец.
Дети исполняют общий танец
4. Подведение итогов.
Автор:  воспитатель высшей кв. категории Панюшина Татьяна Викторовна, МБДОУ д/с компенсирующего вида № 22 «Почемучка» г. Саяногорск, Республика Хакасия  
_____________________________________
Пришло лето. Самое подходящее время, чтобы перебраться жить на дачу или в загородный домик. Ну, а если еще такого нет, то пора подумать о его приобретении. Вас интересует продажа и строительство коттеджей в Екатеринбурге - можно обратиться в компанию «АВМ-Строй» и посмотреть строительный проект Верхние Дачи. Райский уголок!    

ЕГЭ-2012: итоги и планы на следующий год

Позади ЕГЭ-2012, итоги подведены, и с их учетом уже разработаны планы по поводу государственного тестирования на следующий год. Особое внимание чиновниками из Минобрнауки планируется уделить объективности результатов ЕГЭ, а именно – насколько будет возможно исключить обман и жульничество как среди выпускников, так и среди проверяющих. Первым шагом будет вводиться "единая национальная система проверки", которая, по словам министра, крайне необходима. Во-вторых, сегодня активно решается вопрос о целесообразности устной части по иностранным языкам. Так, пока все эксперты все-таки сходятся во мнении, что такая часть необходима. Главная проблема на данный момент – это технологичная организация проведения этой части, и решение вопроса о нужном количестве для этого экзаменаторов и времени. Вот почему, например, уже сегодня многие десятиклассники ищут хорошего репетитора французского языка, желательно носителя – ведь самостоятельно, с учебниками правильную речь и произношение поставить невозможно, а уровень преподавания школьного предмета явно оставляет желать лучшего. Тем более что в недалеком будущем иностранный язык станет одним из трех обязательных экзаменов – ведь спрос на владение им сегодня, по словам Д.Ливанова, очень высок.

Также, если верить заявлениям Минобрнауки, результатов по ЕГЭ, выложенных в интернет, не было. А вот КИМ таки появлялись на сайтах в единичных случаях, и по этому поводу как раз идет расследование. В любом случае, бороться с тайно проносимыми мобильными телефонами в 2013 году будут еще жестче. Это и поощрение проверяющих, которые добросовестно будут выполнять свою работу, и установка видеокамер наблюдения, которые в этом году толком использовать не удалось (они не были переданы официально), и применение особых глушащих сигналы средств и устройств обнаружения наличия мобильных телефонов прямо в аудитории. Ведь именно с помощью телефонов и чаще всего происходит фальсификация результатов ЕГЭ – бланки фотографируются небольшой встроенной камерой и отправляются в виде файла модераторам популярными групп одной из социальной сети. Те в течение нескольких минут в обычном графическом редакторе подтирают опознавательные символы, которые могут легко выдать владельца КИМ, или же вообще вручную перепечатывают задания. Далее бланк выставляется на всеобщее обозрение, где добровольные помощники быстро решают все задания. Именно за таким занятием и были пойманы более 100 выпускников в этом году, и все они лишились минимум до следующего ЕГЭ аттестата, а, значит, и поступят они в желанный ВУЗ также только в следующем году.

А пока среди будущих выпускников с нетерпением ожидается введение устной части в ЕГЭ по иностранному языку. Ведь такие дополнительные задания – это несомненный беспроигрышный бонус для всех тех, кто владеет данным предметов в совершенстве. Потому что ни списать, не скопировать ответы из интернета для устной части невозможно, и уже на самом экзамене станет отчетливо виден уровень знаний каждого выпускника. А, значит, в лучшие ВУЗы России наконец-то будут поступать действительно талантливые абитуриенты, которые, к примеру, не один год занимались с репетитором французского языка на дому, не раз тратили свое личное время на ценную стажировку за границей или в иностранных компаниях, а государственное тестирование сдавали исключительно исходя из собственных знаний и навыков, а не благодаря ловкости и жульничеству с мобильными телефонами.