23.12.12 |

Урок чтения (по методике ТРИЗ) "Вот пришли морозы и зима наступила"

Цель:
1) Ключевые компетенции: формировать умение учиться (рассуждать, запоминать и воспроизводить учебный материал, выделять при чтении и слушании важные по смыслу слова).
Культурные компетентности: развивать нормы культуры речи.
Гражданские компетентности: воспитывать бережное отношение к природной среде, способность экологически мыслить.
Здоровьесохраняющая компетентность - формирование основ культуры здоровья во время чтения.
Социальная компетентность: вырабатывать способность продуктивно работать с различными партнерами.
Информационно - коммуникативные компетенции: формировать умение работать с текстовой информацией.
2) Предметные компетенции: продолжать формировать и совершенствовать читательские навыки, умение определять главную идею и характеризовать главного героя. Учить детей запоминать стихотворение с помощью метода "символической сенектикы" (схематических отметок). Развивать связную речь и образное мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал к уроку:
С. Насань "Елочка", Олесь "Елочка", схематические отметки, раздаточные карточки (черты характера человека).
Ход урока.
1. Организация учащихся класса к уроку.
"Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихохонько сидим.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?"
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Проверка домашнего задания - выставка детских рисунков на тему "Зима".
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сообщения темы, цели урока:
- Какую большую тему мы начали изучать? (Зима)
- Какие слова вам приходят в голову, когда вы слышите слово "Зима"? (Схема - паутинка "Зима").
- А тему сегодняшнего урока нам подскажет необычная гостья, которая появится в нашем классе (заношу елку). Скоро Новый год и право украсить эту елку получат те ученики, которые сегодня лучше будут читать и отвечать.
- Сейчас мы познакомимся с рассказом С.Носаня "Елка". (Портрет автора)
4. Работа над темой урока.
1. Работа над произведением "Елка" читают подготовленные ученики  с места "Жаль ..."
2. "Прогнозирование": - О чем, по вашему мнению, сообщил Карп Иванович?
(Мнения детей).
3. А теперь проверим, оправдались ваши предсказания - ученик дочитывает рассказ до конца.
4. Поработаем в паре:
а) у вас на партах лежат слова, обозначающие черты характера человека. Выберите из них те, которые подходят к характеру лесника.
  б) работа над текстом: 1 гр. прочитайте текст и найдите, каким иным словом лесник назвал елку (красавица), 2 гр. прочитайте текст и придумайте свое, другое название.
в) словарная работа:
- Встречались ли вам непонятные слова?
  Волшебный сундучок предлагает нам объяснение выражения "для утешения" (порадоваться полюбоваться).
  г) найдите в тексте выделеные предложения и прочтите их. Подумайте, передают выделеные предложения главную мысль произведения?
5. "Эмпатия" - а сейчас я предлагаю вам представить себя на месте той бедной елки, которую только срубили купили. -1) Что вы почувствовали? 2) У кого бы просили о спасении?
6. Ребята, хотите узнать, что думают по поводу вырубки елок наши меньшие братья - лесные зверьки?
7. Об этом мы узнаем из стихотворения Олеся "Елочка" (портрет)
а) читает учитель
б) - понравился стих?
в) - что общего с рассказом?
г) - что отличное?
д) - кто в этом стихотворении "я"?
е) - что случилось с героем?
ж - как пристыдил его зайчик?
з) - что он посоветовал нашему герою?
Физкультминутка - Изобразите радостного зайчика, сердитого, изобразите мимикой и движениями "зайчата поскакали в лес", "идет лиса"!
8. Символическая "синектика"
- А сейчас мы попробуем выучить стихотворение с помощью отметок:
а) давайте все вместе придумаем метки каждой строки (дети называют прикрепленную каждую отметку вертикально, как стих)
б) поиграем в игру "угадай строку" (показать на какую-то пометку, дети читают соответствующую строку из стихотворения)
9. Метод "фантастических проблем".
Дети, а что было бы, если бы в нашей природной зоне вообще не росли бы елки? (Украшали бы вишню во дворе, или веточку с нее ставили заранее в воду, и под Новый год она зацветет, или яблони, абрикосы, или украшали бы искусственную елку).
10. Итоги урока:
- Почему нас научил этот урок? (Не уничтожать, а приумножать богатства родного края).
11. Д / з - всем выучить стихотворение (Н.) + "инверсия" (по желанию).
Изменить в рассказе ситуацию на такую, если бы леснику встретились знакомые с искусственной елкой.
12. Оценка: право украсить елку получают такие ученики: лучшие читатели ...., активные ученики ....
Подготовила: учитель 2-го класса УВК № 1 г. Умани Хоменко Анна Федоровна
__________________________________
Вас интересует печать каталогов , журналов, книг или вы решили изготовить в подарок для своих коллег по работе красочный календарь? Тогда вам нужна типография "Август Борг", которая вот уже двадцать лет радует своих клиентов доступными ценами и качественной продукцией, изготовленной на современном оборудовании.

Интеллектуальный конкурс "Книги - ключ к знаниям" (Итоговый библиотечный урок)

Цель: закрепить знания по работе со справочными изданиями, а также самостоятельной работе с книгой и т.п.; формировать интерес к основным носителям информации - книгам, способствовать осознанию учащимися важности получения образования; развивать речевую культуру, навыки самостоятельной работы с литературой, умения делать самостоятельные выводы и обобщения, ориентироваться в подборе сведений и источников познания нового; воспитывать у учащихся потребность в постоянной самообразовательной деятельности, любовь и бережное отношение к книге, нравственные качества; реализовывать учебные, информационно-коммуникативные, социальные (активное участие в общественной жизни, способность найти, сохранить и развить себя как личность; индивидуальность, развитие коммуникативных качеств, сформированность мировоззренческих и общечеловеческих ценностных ориентиров), мотивационные (развитие творческих способностей, критичности и самостоятельности мышления), функциональные (умение оперировать приобретенными знаниями, сформировавшимися навыками, использовать их в практической жизни), культурные компетентности.
Оборудование:
высказывания выдающихся людей о значении книги в жизни человека, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ.
(В. Боков)
Ведущая.
Всё, что создано умом,
Всё, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
(Ю. Ванаг)
Ведущий. «Книга - источник знаний», - утверждает народная мудрость. Именно с помощью слова мы можем без машины времени перенестись в любую эпоху, без сверхскоростного самолета оказаться в любой местности, пережить вместе с героями книг приключения, почувствовать радость и печаль, возвышенность и разочарование, сладкий вкус победы и горечь неудачи .
Чтец.
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига.
Вечных истин немеркнущий свет —
Это книга. Да здравствует книга!
Неустанных исканий залог.
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог —
Это — книга. Да здравствует—
книга!
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига.
Лучший друг, если ты одинок, —
Это книга. Да здравствует книга!
(Т. Щепкина-Куперник)
Ведущая. Именно поэтому литература имеет такое большое значение для человека. И никогда ни телевидения, ни Интернет или любые другие технические достижения человечества не заменят книги.
Чтец.
Я – это мир, а мир стал мной,
Едва открыл страницу!
Могу в героя книги я
Мгновенно превратиться!
Стихом и прозой говоря,
Рисунком и словами,
Страницы книг ведут меня
Волшебными путями.

Я в мире слов перешагну
Любых времён границы,
Могу теперь весь шар земной
Я облететь, как птица!
Страницы, главы и слова
Летят перед глазами.
Мы с книгой стали навсегда
Хорошими друзьями!
(Пер. с английского А. Матюхина)
Ведущий. Знакомясь с книгами, мы пропускаем через свою душу чувства многих поколений народа, перед нашими глазами предстает жизнь наших далеких предков, и наших родителей, и наших современников. Мы чувствуем единство с ними - живыми, мертвыми, рожденными земляками нашими, а значит, ощущаем свою принадлежность к родному народу.
Ведущая. Книга - мудрый друг, который не умея говорить, рассказывает о необыкновенных приключениях и путешествиях, о чудесах, об окружающем мире. Нередко книга, прочитанная в детстве остается в памяти на всю жизнь. Герои, с которыми вы встретились на страницах книг, становятся верными друзьями.

Чтец.
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…
(Д. Кугультинов)
Ведущий. Сегодняшний праздник мы посвящаем книге, ведь ее значение в жизни каждого из нас - большое. Предлагаем принять участие в конкурсе «Книги - ключ к знаниям». Поздравляем участников конкурса-соревнования! Поэтому, начнем.
Ведущая. Желаем приятного отдыха болельщикам и удачи нашим командам.
Ведущий. В сегодняшней игре участвуют 2 команды. Перед началом игры позвольте представить вам членов жюри, которые определят победителя игры.
Ведущая. Слово предоставляется командам для приветствия. (Путем жеребьевки определяется команда, которая будет выступать первой)
Конкурс № 1. Разминка
Ведущая. За минуту необходимо дать как можно больше ответов на вопросы. Если члены команды не знают ответа, то говорят: «Дальше, дальше ...». За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы для I команды:
1. Что было первыми страницами книги? (Скалы, каменные глыбы)
2. В какой стране сохранилась одна из древнейших и величайших книг в мире, «страницы» такой каменной «книги» достигают в ширину 40 метров. (В Египте, в бывшей столице - Фивах)
3. Назвать материалы, из которых изготавливали книги. (Не менее пяти). (Глина, листья и кора деревьев, кожа животных, бамбук. Папирус, шелк)
4. Сколько лет книгам, найденным в древней Месопотамии (Междуречье)? (Более пяти тысяч лет)
5. Назовите крупнейшую библиотеку древнего мира. (Александрийская в Египте)
6. Что такое папирус? (Растение, некогда росло по берегам Нила в Древнем Египте)
7. С чего производили пергамент? (Из шкур телят и ягнят)
8. Где изобрели пергамент? (В Пергамском царстве)
9. Что в переводе с греческого означает слово «Библия»? (Книга)
10. Как называлась первая напечатанная Федоровым и Мстиславцем книга? («Апостол») Вопросы для II команды:
1. Назовите известную пергаментную книгу, созданную в Киевской Руси, сохранилась и до наших дней. («Остромирово Евангелие»)
2. С чего изготавливали в Киевской Руси бересту - материал для письма? (С тонкого листа березовой коры)
3. Где была создана первая на Руси библиотека? (Софийский собор, Киев, 1037г.)
4. Кто основал первую известную библиотеку в Киевской Руси? (Ярослав Мудрый)
5. Какой народ изобрел современную бумагу для книг? (Китайцы)
6. Когда изобрели современную бумагу для книг? (105 лет до нашей эры)
7. В каком веке научились изготавливать современную бумагу для книг в Европе? (В ХІІІ ст.н.е.)
8. В каком году была напечатана на Руси первая книга? (1654)
9. Кто напечатал первую книгу в Киевской Руси? (Иван Федоров и Петр Мстиславец)
10. Систематизированный перечень книг, составленный для облегчения их поиска? (Каталог)
Конкурс № 2 «Заморочки из бочки»
Ведущая. Я предлагаю сейчас вам заморочить голову нашими задачами из бочки. Участники по очереди вытягивают вопросы и дают ответ. Если участник не знает, команда может ему помочь. Если члены команды также не знают ответа, то задание передается болельщикам.
Задание № 1.
Каждый берет сколько хочет, а все остается.
(Книга)
Задача № 2.
По белому полю букашки гуляли,
Об интересных вещах нам с тобой рассказали.
(Буквы)
Задача № 3.
Белое поле, черное семя,
Кто его сеет, тот все понимает.
(Книга, писатель)
Задача № 4.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга)
Задание № 6.
Определить, кому принадлежат слова:
«Автор пишет только одну часть книги, другую пишет читатель».
а) Н.Пирогов б) О.Холмс в) Д.Конрад.
Задание № 7.
Определить, кому принадлежат слова:
«Во время чтения я останавливаюсь на каждой прекрасной мысли, как останавливаюсь перед каждой истиной».
а) Р. Эмерсон б) А.Франса в) Ф. Вольтер.
Задача № 8.
Определить, кому принадлежат слова:
«Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, который начинает жить».
а) А.Герцен б) С.Смайлс в) В.Гюго.
Задача № 9.
Определить, кому принадлежат слова:
«Любите книгу - источник знаний».
а) С.Маршака б) Д.Павличко в) М.Горький.
Задание № 10.
Определить, кому принадлежат слова:
«Учитесь и читайте. Читайте книги хорошие. Жизнь сделает все остальное ».
а) Ф.Достоевский б) Н.Пирогов в) А.Макаренко.
Задание № 11.
Определить, кому принадлежат слова:
«Прочитать книгу и понять ее как надо - значит стать на один уровень с писателем».
а) П.Павленко б) А. Пушкин в) Маршака.
Задание № 12.
Определить, кому принадлежат слова:
«Книга писателя - это биография его духовной жизни».
а) Сосюра б) В.Кетлинська в) И.Франко.
Задание № 13.
Определить, кому принадлежат слова:
«Хорошая книга - как беседа с умным человеком».
а) Д.Павличко б) А. Толстой в) И.Франко.
Задание № 14.
Определить, кому принадлежат слова:
"Действие человека мгновенно и одно; действие книги множественно и повсеместно." 
а) Франко б) Пушкин в) Е.Гуцало.
Конкурс № 3. «Оратор»
Ведущая. Приглашаются капитаны команд. Перед вами тема: «Значение книги в жизни человека». На обдумывание 2 минуты. Этот конкурс будет оцениваться в 12 баллов.
Конкурс № 4. «Гонка за лидером»
Ведущая. Я предлагаю игрокам вспомнить пословицы и поговорки, в которых сформулированы представления народа о роли книги в жизни человека. Итак, я зачитываю начало пословицы, а вы, уважаемые участники, конец. Кто первый поднимет сигнальную карточку, тот и имеет право отвечать. За правильный ответ - 1 балл.
Книга учит ... (как на свете жить).
Книга - ключ ... (к знаниям).
Одна книга тысячу ... (людей учит).
Много читаешь - ... (много знаешь).
Книга - мост в ... (мир знаний).
С ручьев - реки, ... (из книг - знание).
Золото добывают из земли, ... (а знания - из книги).
Книгу читают не глазами, а ... (умом).
Книга полезна ... (когда ее читают).
Дом без книги - ... (день без солнца).
Книга - твой друг, без нее ... (как без рук).
Хлеб вдохновляет тело, а ... (книга разум).
С книгой поведешься - ... (ума наберешься).
Книги читать - ... (все знать).
Книга для ума, что ... (теплый дождь для посевов).
У Земли спутник - Луна ... (у человека - книга).
Книга для детей, влага ... (для полей).
С книгой жить - ... (с добром дружить).
Хорошая книга ярче ... (чем звезда).
Конкурс № 5. «А если не языком?"
Ведущая. Вы должны рисунком передать любимую книгу.
Конкурс № 6. «Пантомима»
Ведущая. Приглашаю одного из членов команды показать пантомимой названия известных произведений. За каждое отгадано слово - 1 балл.
Слова для I команды:
«Колобок», «Золушка», «Красная шапочка», «Колосок», «Золотой ключик».
Слова для II команды:
«Варежка», «Коза-дереза», «Лиса и Журавль», «Котигорошок», «Репка».
Конкурс № 7. «Темная лошадка»
Ведущая. Команды получают задания на карточках. Составить пословицы из представленных слов.
Задания для I команды
Книга, человека, для, это, сокровище.
К, мудрости, азбука, дорога.
Заканчивается, с, дружба, книгой, хорошим.
Учит, как книга, жить, мире,.
Подружишься, наберешься, с, ума, книгой.
Задача для II команды
Читать, знать, все, книги.
Учит, книга, тысячи, одна, людей.
Читают, не, книгу, умом, а глазами.
Ярче, за, книга, хорошая, звезды.
Книга, лучше, одна, мудрая, богатства.
Ключ (Книга - это сокровище для человека. Азбука к мудрости дорога. Дружба с книгой хорошим заканчивается. Книга учит, как на свете жить. С книгой подружишься - ума наберешься. Книги читать - все знать. Одна книга тысячи людей учит. Книгу читают не умом, а глазами. Хорошая книга ярче звезды. Одна мудрая книга лучше богатства.)
Конкурс № 8. «Помудрю»
Командам предлагается за определенное время составить памятку о пользовании книгой.
Подведение итогов.
Жюри подводит итоги, определяет победителей.
Ведущий. Поздравляем победителей, поклонников книги, которые продемонстрировали свои знания по литературе, истории.
Ведущая. Непостижимая душа нашего языка, как золотоносная река, сверкает на страницах нашей литературы. Давайте почаще заглядывать в живой тайник человеческого духа.
Ведущий. Помните народную мудрость: «Книга - источник знаний», «Хлеб вдохновляет тело, а книга - разум», «Книгу читать - все знать».
Ведущая. Книга ... Трудно переоценить ее значение для человечества. Действительно, она была и остается неисчерпаемым источником знаний. Книга помогает нам узнать о тайнах Вселенной, посетить далекие планеты, дает возможность побывать в путешествии, даже за «2000 лье» под водой. Из книг мы узнаем, как выращивают хлеб, как варят сталь, строят города и электростанции.
Ведущий. Книги рассказывают, как жили люди в древности, какими были древние цивилизации. С помощью книги мы можем даже заглянуть в будущее. Пожалуй, ни об одном произведение человеческого гения не сказано столько мудрых хороших слов, как о книге.
Ведущая. Я - мудрость, я - книга. Все века и все народы несут золотые зерна в казну мудрости человечества. А крылатые слова преодолевают безграничное расстояние пространства и времени, давая людям драгоценные золотники истины.
Ведущий. Любите же книгу, читайте вдумчиво, с уважением к тем, кто пишет нам произведения! Спасибо за внимание, до новых встреч!
_________________________________
Да, со времен создания первой книги утекло не мало времени. Технологии не стоят на месте и на смену печатным мастерским пришли высокотехнологичные типографии, такие, например, как типография "Август Борг". Если вам нужна качественная печать книг , журналов, каталогов или календарей, то более надежного исполнителя вам не найти.