Профессиональное совершенствование педагога
Первым шагом к профессиональному самосовершенствованию педагога является совершенствование личностных качеств, педагогической интуиции, толерантности в общении, эмпатии, коммуникативных умений, собственного ораторского искусства.
Следующим шагом является посещение тренинга по преодолению конфликтного поведения, обучение релаксации, участие в обучающих семинарах, повышение квалификации.
Все это ведет к квалификационному росту педагога, повышает его самооценку, уверенность в себе, а, следовательно, делает более стрессоустойчивым, а его знания более глубокими и качественными.
Педагогическая интуиция.
В своей работе педагог часто попадает в проблемные ситуации, когда тяжело принять правильное решение по причине отсутствия достаточного количества информации. Именно интуиция и ощущения помогают ему найти правильное решение. Интуиция зависит от наблюдательности человека, его чувствительности, утонченности, умения использовать приобретенный жизненный опыт. Педагог с развитой интуицией больше внимания обращает не на слова собеседника, а на его жесты, мимику, направление взгляда, осанку, уверенность в голосе, то есть - на языке тела. Не слова, а именно «язык тела» позволяет определить истинное эмоциональное состояние ребенка и предупредить возникновение недоразумений и конфликтов.
Толерантность в общении.
Самосовершенствоваться в терпимом отношении к детям и коллегам крайне необходимо, ведь работает педагог с людьми. Толерантность - это терпимость к взглядам других людей, понимание и принятие их такими, какие они есть. Толерантность к ребенку - это уважительное отношение к нему, на основе понимания возрастных особенностей, и принятие его со всеми положительными и отрицательными чертами.
Эмпатия - умение сострадать, чувствовать то же, что и собеседник.
По исследованиям последних лет, большинство педагогов пользуется эмоциональным каналом эмпатии. Они понимают внутреннее состояние ребенка и могут спрогнозировать его поведение. Интуитивным каналом эмпатии чаще пользуются педагоги с большим стажем, которые при дефиците информации опираются на собственный опыт. Специалисты, использующие идентификацию, как важный способ взаимопонимания, способны лучше понять детей, сопереживать, ставя себя на их место. Именно они ведут детей за собой
Ораторское искусство - это искусство преподносить себя и информацию так, чтобы ее хотелось слушать.
А это значит, что оратор должен метко придумать для своего рассказа (даже очень серьезного) интересное название; грамотно начать и совершенно закончить рассказ; должен уметь «держать» аудиторию; закладывать в свое сообщение интригу; уметь ориентироваться на потребности слушателя; сопровождать рассказ демонстрациями; не бояться споров; и обязательно должен хорошо выглядеть и вызывать уважение, а не жалость.
Вот несколько советов по самосовершенствованию в ораторском искусстве:
1. Пропишите для себя важнейшие тезисы. Для их усвоения аудиторией их следует повторить не менее пяти раз в разных интерпретациях в течении всего рассказа.
2. Для заинтересованности аудитории детей с первых же слов придумайте интересное название темы или своего рассказа.
3. Начало рассказа должно быть интригующим, чтобы завоевать внимание слушателей. Можно ссылаться на авторитетных авторов, начать с описания жизненной ситуации, фактов из жизни известного публичного человека.
4. Закончить рассказ удачно вам поможет юмор или слова знаменитых людей, яркий случай из жизни, комплимент слушателям, риторический вопрос, цитата, повторение тезиса с выводами.
5. Избегайте говорить по бумажке в руках, нельзя начинать выступление с извинений, запрещается повышение голоса и срыва на крик от бессилия, отвечайте на вопросы слушателей, начинайте и заканчивайте рассказ на позитиве.
6. Аудитория сначала смотрит на педагога и только потом слушает и слышит. Поэтому у вас всегда должен быть опрятным внешний вид: руки, ногти, волосы, одежда (должно быть близким к деловому современному стилю), обувь (современной - обязательно удобной), если вы пользуетесь духами, их запах должен быть тонким и едва заметным. Лучше всего пользоваться элитной прафюмерией. Духи, туалетная вода купить которую можно в любое время суток в режиме онлайн, воспользовавшись услугами интернет магазина, подчеркнет ваш элегантный стиль и хорошие манеры.
7. Слушатели хотят видеть глаза докладчика. Без зрительного контакта невозможно удержать аудиторию. Выберите 2-3 человека, которые, как вам кажется, позитивно настроены на ваш доклад, и время от времени смотрите им в глаза. И слушателю приятная ваше внимание, и вы имеете источник позитивного восприятия.
8. Демонстрация активизирует зрительный анализатор. Она не должна отвлекать от основной темы, а должна дополнять ее и помогать концентрировать внимание на основных тезисах.