Главная » Archives for 10.03.2009
10.03.09
|
Какие книги читать дошколятам?
Рассказывать о том, что в нынешнее время, телевизор, интернет и другие средства развлечения и коммуникаций очень сильно оттеснили книги, думаю, смысла особого нет.
Сейчас это понимает любой школьник, а лекции по поводу того, как негативна сия тенденция, не прочитал только ленивый учитель. Но в своей статье, этот аспект, я бы предпочла оставить в стороне. Как ни крути, по моему личному убеждению, книги будут существовать ещё очень долго, поэтому вопрос нужны они, или нет, считаю даже не актуальным.
Про что мне действительно хочется поговорить, так это про то, какие книги предпочитают современные детишки разных возрастов. И как нам, взрослым, правильно определиться с выбором: для какого возраста, какую литературу покупать. Книги сейчас, отнюдь не дешёвое удовольствие, и закупать их килограммами, как это делали наши родители, в советский период, сейчас мало какая семья может себе позволить. Поэтому, первоочередная задача, которую я ставлю перед собой - примерно определить, в каком возрасте детям интересны те, или иные авторы. Надеюсь, это немного поможет современным родителям лучше ориентироваться во всем нынешнем ярко-книжном разнообразии. А ведь от того, насколько правильно будут подобраны первые книги, то есть, смогут ли они привлечь и увлечь ребёнка, во многом зависит то, как у него сложатся отношения с книгами в будущем.
Итак, первые по списку, книги для самых – самых маленьких: от 6 месяцев до годика. Эти книги, можно отыскать не только в книжных магазинах, но и на полках с игрушками. Как правило, они предназначаются деткам с 6 месяцев. От настоящей, взрослой книги, в этом малышковом аналоге, взято и название, и форма. Но текста, слов и даже букв там ещё нет. Зато есть яркие и четкие красивые картинки. Обычно, на каждой странице одна картинка: зайка, уточка, грибок и т.д. В таких книгах, не более 4-6 страничек, и сделаны они могут быть из самых разных материалов: ткани, клеенки (с такими книжками можно даже купаться), дерева, картона, плотной ламинированной бумаги без острых углов, пенопласта, пластика и т.д. Кроме ярких и четких рисунков, главное требование к этим книгам – их полная безопасность для малыша. Он ни в коем случае не должен причинить себе вред этой книгой (порвать и скушать кусочки, порезаться и т.д.).
Следующая категория: книги для малышей 1 -2 лет.
Здесь уже можно выделить несколько видов – книги, которыми малыш играет и книги, которые ребёнку читают взрослые. Про первый вариант, я уже писала выше, поэтому, более детально хочу остановиться на втором варианте – книгах, которые малышу читают взрослые. Как раз в этот период: с годика до двух, малыш начитает понемногу понимать то, что ему читают и этот процесс ему интересен. Но следует учесть некоторые особенности.
В этом возрасте, детки пока не готовы слушать длинные произведения, даже в стихотворной форме. Слово «даже», я написала совершенно не случайно. Давно установлен факт, что детки от рождения до трех - четырёх летнего возраста, гораздо лучше воспринимают рифмованные произведения. Смысл стихотворения, может быть ещё и не совсем ясен, но им нравится слушать рифмованные строки, это завораживает и увлекает, да и в жизни ведь, никто так не разговаривает.
Ещё одна особенность – если произведение слишком длинное, и за один раз, вы его не успеваете прочесть, в следующий раз, вам придется начинать все сначала, так как полуторагодовалый малыш ещё не может запомнить, а главное сопоставить события в первой и второй части разделённого по времени произведения. Каждая часть для него будет самодостаточной и никакой связи ребёнок пока уловить не в состоянии.
Хорошим вариантом будут 4 -8 -12 строчные стихотворения про животных, природу, детей, а также недлинные сказки. Например, короткие стихи Агнии Барто: «Мишка», «Зайка», Сергея Михалкова: «Трезор» «Мой щенок», а также разнообразные «ладушки-потешки». Из сказок, это может быть «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». В принципе, список можно продолжать очень долго, но думаю, главная мысль ясна. Остальное зависит от предпочтений и вкусов родителей, а также традиций и обычаев страны, в которой они живут.
Очень важно, чтобы книга была качественно и красочно оформлена. Желательно, чтобы курочка была похожа на курочку, а не на жирафа, а уточка, на уточку, а не крокодила. Чуть позже, Вы ещё успеете познакомить ребёнка с таким понятием, как абстракционизм, а сейчас, в большинстве случаев, подобные рисунки в детской книге, говорят лишь о её низком качестве и желании издателей сэкономить на художественном оформлении.
Обращайте внимание и на качество бумаги. Так как ребёнок ещё очень маленький, желательно, чтобы книга была сделана из картона, или очень плотной бумаги. Это поможет сохранить её в надлежащем виде относительно долгое время.
В 2 -3 годика, самое время познакомить малыша с творчеством Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Эдуарда Успенского, Владимира Сутеева и других замечательных детских авторов, хорошо знакомых нам с детства. Очень нравится детишкам «Простоквашино» и «Чебурашка» Успенского, «Котенок по имени Гав» Остера, и т.д. Особое место, стоит отвести сказкам и былинам, двух – трех летние малыши, их, как правило, просто обожают. Но вот от произведений Пушкина (за редким исключением), я бы ещё отказалась. Во-первых, довольно много старорусских слов, которые давно вышли из лексикона, и смысл их будет неясен ребёнку, во-вторых, размер многих пушкинских сказок, все же не для малышей.
В 4 -5 лет, ребёнок все ещё любит стихи, но прозы, на его книжной полочке становится все больше и больше. Братья Гримм, И.А. Крылов, А.С. Пушкин и многие другие. Также, дети, зачастую, очень неравнодушны к «Вредным советам» Г. Остера, «Приключениям Незнайки» Носова, «Денискиным рассказам» Драгунского, к «Маленькому принцу» Антуана де Сент-Экзюпери, сказкам Ганса Христиана Андерсена.
В 6-7 лет ребятам очень нравятся увлекательные истории, полные приключений и неизвестности. Стихи окончательно уходят на второй план, а на первое место выходят произведения в прозе. Ребёнок уже научился читать и задача родителей, научить его получать от этого процесса удовольствие. Очень важно, чтоб сейчас в руки маленькому непоседе, не попало сложное не по возрасту произведение. Иначе, ребёнок будет плохо понимать то, что читает и это, вполне может отбить интерес к книгам на всю жизнь.
Для этого возраста актуальны такие произведения, как «Малыш и Карлсон» Астрит Линдгрен, «Вини Пух и все-все-все» Милна, «Приключения домовенка Кузи» Александровой также произведения Бианки, Киплинга, и так далее. Лично я, в 7 лет прочитала «Приключения Гулливера» Свифта, «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо и «Остров Сокровищ» Стивенсона. Но не все дети в 7 лет могут адекватно воспринять эти произведения, поэтому, родителям нужно хорошенько подумать и взвесить все «за» и «против», прежде чем предложить ребёнку очередную книгу. Однако, поверьте, эти старания и усилия не пройдут даром. Наградой вам будет увлеченный литературой и прочитавший всю семейную библиотеку подросток, а со временем, взрослый начитанный и эрудированный сын, или дочь. А это – поверьте – много стоит. Приятного вам чтения.
Автор: Элина Киян
Гимн школьного библиотекаря
на мотив песни «Надежда»
Пусть же светит нам всегда звезда
Что издревле книгою зовется,
Пусть приходят дети к нам всегда,
И тогда надежда к нам вернется.
Хоть у нас сегодня много бед,
Мы в свою удачу твердо верим
Много будет впереди побед,
Раз читатель открывает двери.
Припев:
Читатель – наш компас земной,
А работа отрада и прелесть,
Не надо судьбы нам иной
Чем та, о которой здесь пелось.
И забыть по прежнему нельзя
То, чему с тобой всю жизнь служили,
Разные хоть были времена, -
Мы всегда читателя любили.
И сегодня свято верим в то,
Что нужны мы будем школе долго.
Сеем в детских душах мы добро,
Чтоб добра на свете было много.
Припев:
Читатель – наш компас земной,
А работа отрада и прелесть,
Не надо судьбы нам иной
Чем та, о которой здесь пелось.