Очень познавательный сайт bestfreecms.ru поможет вам в создании своего собственного сайта, расскажет про cms koobi и обучит примудростям эффективного продвижения ваших интернет ресурсов, а редакция "Педагогического журнала" предоставляет вашему вниманию конспект занятия по обучению старших дошкольников чтению, автором которого являеться воспитатель ГБДОУ детский сад № 63 комбинированного вида Кировского района СПб Фадеева Ольга Владимировна.
Конспект организованной образовательной деятельности в направлении «Познавательно-речевое развитие» образовательной области «Коммуникация» по формированию грамматического строя и звуковой культуре речи.
Тема: «Звук [ы], буква Ы».
Цель: Формирование основ действия чтения.
1.Научить выделять звук [ы] из состава слова.
Конспект организованной образовательной деятельности в направлении «Познавательно-речевое развитие» образовательной области «Коммуникация» по формированию грамматического строя и звуковой культуре речи.
Тема: «Звук [ы], буква Ы».
Цель: Формирование основ действия чтения.
Задачи:
Образовательные 1.Научить выделять звук [ы] из состава слова.
2.Познакомить с графическим изображением буквы Ы.
3.Научить читать слияния изученных согласных с буквой Ы и слова с этой буквой.
4.Учить дифференцировать звуки [ы], [и] и буквы Ы, И в слогах.
5.Учить делить слова на слоги.
6.Упражнять в образовании слов с буквой Ы.
7.Упражнять в определении места звука в слове.
Развивающие
1.Развивать любознательность.
2.Развивать у дошкольников способности к наблюдению за языком.
3.Побуждать детей к творческой активности.
Воспитательные
1.Воспитывать желание помогать друг другу, оценивать самого себя и соседа.
Методические приёмы:
1.Игровой (использование сюрпризных моментов)
2.Наглядный (использование иллюстраций)
3.Словесный (вопросы, ответы, указания, напоминания, советы, поощрения)
Демонстрационный материал к занятию:
1. Гласные на фланелаграфе.
2. Слияния с гласными Ы, И.
3. Цветы на фланелеграф для игры « Цветочная поляна»
4. Вёдра со схемами, картинки и слова для игры «Поймай рыбку».
Раздаточный материал к занятию:
1. Буквы Ы разрезанные пополам.
2. Буквы разрезной азбуки: М, Т, В, Ы, Д, Б, П, Н.
3. схемы для деления слов на слоги.
Ход занятия:
I. Закрепление знаний о гласных буквах и звуках.
Прочитайте буквы на фланелеграфе:
А О У
Я И Е
Гласные они или согласные? Какие из них смягчают согласные? Чем гласные отличаются от согласных?
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поёт.
Звук получается гласный.
II. Постановка цели занятия.
Сегодня мы поиграем в игры: «Полубуковка», «Цветочная полянка», «Поймай рыбку» и познакомимся с новым гласным звуком. Что это за звук, догадайтесь сами. Он часто стоит в конце слов: слоны, часы,…(слова называются до тех пор, пока дети не назовут звук). Докажите, что звук [ы] гласный.
III. Знакомство с гласной буквой Ы.
Звук [ы] обозначается гласной буквой Ы. (картинка) На что похожа буква Ы?
Буква Ы на вид сурова
И характером скромна.
Никогда в начале слова
Не становится она.
IV. Игра «Полубуковка» (фото 1).
Составьте букву Ы из двух половинок.
V. Чтение слияний с буквой Ы. Составление чистоговорки.
Наденьте на шею изученные согласные буквы и встаньте в круг вокруг Ы. Чем согласные отличаются от гласных? Буква Ы хочет познакомиться с согласными. Подходите по-очереди слева к букве Ы, читайте получившиеся слоги (фото 2). Будем составлять с ними чистоговорки. Например:
Бы- бы- бы- во дворе растут дубы
Ты- ты- ты- в земле роются кроты
Мы- мы- мы- мы отведали хурмы
Ны- ны- ны- как мне нравятся слоны
Вы- вы- вы- перья лучше у совы
Ды- ды- ды- поливаем мы сады
Пы- пы- пы- ой, кусаются клопы…
VI. Определение места буквы среди гласных.
Буква Ы хочет встать среди гласных, но не знает, где её место. Какие гласные на верхней строчке? На нижней? На какой строчке поставим букву Ы? Почему?(Ы не смягчает согласные, поэтому поставим её на нижнюю строчку).
VII. Дифференциация слияний с буквами Ы- И.
Сравните буквы Ы, И. Что общего? Чем отличаются? Прочитайте и сравните на слух слоги с этими гласными: МЫ-МИ, НЫ-НИ, ТЫ-ТИ…и т.д.
VIII. Физминутка.
Если услышите в слове звук [ы], бегайте вокруг стула. Если услышите звук [и], прыгайте на месте. Ива, кит, столы, сито, мышка, кроты…и т.д.
IХ. Игра- соревнование «Цветочная полянка».
Для игры «Цветочная полянка» разделимся на две команды. Чтобы на поляне выросли цветы, вам нужно придумать как можно больше слов с буквой Ы. (Сначала дети советуются в команде, а потом каждая команда, называя слово, приклеивает на фланелеграф по одному цветку за каждое слово).
X. Выделение звука [ы] из состава слова и чтение слов с буквой Ы.
Сейчас мы поиграем в игру: «Поймай рыбку» (фото 3). Наша рыба с картинками. Если звук [ы] встречается в середине слова, будем класть рыбку в ведро со схемой: _ ы _. Если в конце слова – в ведро со схемой: _ _ ы. (Показать картинки на рыбках: конфеты, козы, тыква, рысь, весы, крыша, горы, осы, ландыш, косы, дыня, ягоды, весы, крыша, крылья. На остальных рыбках карточки со словами: дубы, бык, ноты, дым, коты).
XI. Деление слов на слоги.
Положите перед собой схемы слов с одним, двумя, тремя и четырьмя слогами (фото 4). Я буду называть слова, а вы показывайте соответствующие схемы. (При произнесении слов по слогам дети загибают пальцы: сы-рок, бе-ге-мо-ты, лыж-ни-ки…все слова с буквой Ы).
XII. Подведение итогов занятия.
Какую новую букву сегодня изучали? Согласная она или гласная? Может ли она смягчить согласные? Есть ли слова, начинающиеся с буквы ы? В какую игру вам больше всего понравилось играть?