• Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • 09.10.2014 |

    Риторика. Открытый урок в 2-В классе.

    Тема. Проверь себя. Чему мы научились? Чему учит наука риторика?
    Цель: повторить и обобщить знания учащихся о риторике, как науке; показать значение риторики и риторических умений в жизни человека; закрепить умение выполнять упражнения на постановку дыхания; развивать речь учащихся; воспитывать интерес к учебе.
    Тип урока. Открытый урок знаний.
    Оборудование: микрофон (игрушечный), импровизированный телевизор, игрушечный телефон, раздаточные карточки для групповой работы, демонстрационный материал: Риторика, Риторинка, Сумка Ляпа, карточки для работы в группах издательства «Утро».
    Ход урока
    I. Организация класса
    1. Приветствие гостей
    Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
    Повернитесь, пожалуйста, лицом к гостям, чтобы поздороваться, (стихотворные поздравления)
    Учитель: Надо всем нам поздороваться
    Ученики: Добрый день!
    Учитель: Дружно, весело сказать
    Ученики: Добрый день!
    Учитель Влево, вправо вернулись
    Туда, сюда улыбнулись
    Учитель и ученики: Добрый, добрый, добрый день!
    2. Установка на урок. Проверка готовности учащихся к уроку.
    Учитель: А теперь прошу садиться.
    Сначала сядут девочки, а затем мальчики.
    Все садитесь тихо, дети,
    Договариваемся не шуметь.
    На уроках не дремать,
    Руку хорошо держать.
    И чтобы не было мороки -
    Дружно все готовтесь к уроку?
    Время зря мы не теряем
    И урок уж начинаем.
    II. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задачи урока.
    Учитель: Ребята, я хочу сообщить Вам такую новость.
    Сегодня мы с Вами находимся не просто в классной комнате, а находимся в «школьной телевизионной студии» с которой идет «прямая трансляция», «прямой эфир». Вместе с нами в этой студии находятся наши учителя, директор и зауч нашего учебного заведения, также за нами наблюдают телезрители.
    Мы должны показать нашим гостям, чему мы научились на уроках риторики, зачем нужно изучать риторику, а заодно проверить свои знания и умения.
    Тема нашего урока. «Проверь себя. Чему мы научились? Чему учит наука риторика? »
    Вместе с гостями сегодня к нам пришли:
    Риторика, Риторинка и Сумка Ляпа. Они также хотят посмотреть как хорошо мы учим риторику.
    III. Дыхательная гимнастика.
    Учитель: У нас уже стало доброй традицией начинать каждый урок риторики дыхательной гимнастикой, поэтому не будем нарушать ее и сегодня. Начнем с дыхательных упражнений.
    1. «Трубач» - сидя, сжать кисти рук, сложить их в трубочку. Прислонить «трубочку» к губам и приподняв вверх, медленно выдыхая, громко говорить «п-ф-ф-ф». Повторить 3-5 раз.
    2. «Одуванчик» - медленно подуть, чтобы парашютики одуванчики легонько разлетелись.
    3 «Свеча» - 3 раза мысленно погасить пламя свечи.
    IV. Артикуляционные упражнения.
    1 Упражнения для губ.
    «Шнурок» - расстегаем губки так, как будто это шнурок.
    «Рыбка» - втянув в себя воздух, стараемся из своих губ образовать ротик рыбки.
    «Хоботок»
    - Я подражаю слону,
    Губки хоботком тяну.
    А теперь их отпускаю,
    И на место возвращаю.
    «Лягушки» - растягиваем рот к ушам, как это делает жаба».
    2. Дать ответы на вопросы, четко произнося каждый звук.
    - Что просит сказать врач, когда смотрит в горло? (А-а-а)
    - Как гогочет гусь? (Га-га-га)
    - Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
    - Как поют комарики? (Дз-дз-дз)
    - Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква)
    - Как мычит корова? (Му-му-му)
    - Как рычит собака? (Гав-гав-гав)
    - Как воздух выходит из шарика? (Ш-ш-ш)
    V. Речевая разминка.
    1 Скороговорка.
    Учитель: Пока поезд движется вверх, говорите скороговорку медленно. Когда движется вниз, ускорьте темп. (Демонстрационный материал: иллюстрация состава.)
    * Прокоп нарвал укропа.
    Представьте, что в вагоне с первой скороговоркой будут еще три скороговорки. Произнести каждую из них так, как и первую.
    * Лиса и лис попали в лес.
    * Дрова рубили два дровосека.
    Посоревнуйтесь. Кто больше знает скороговорок? Научите друг друга.
    2 чистоговорки.
    (Чистоговорки записаны на доске)
    Учитель: Ребята, на доске прикреплен лист бумаги, на котором записана чистоговорка, вам нужно прочитать чистоговорку, добавив соответствующий состав.
    Джу, жда, жду - на поляне хо ...
    Джу, жда, жду - машину во ...
    Джу, жда, жду - на скамейке с ...
    VI. Закрепление и обобщение изученного материала.
    Учитель: В руках у меня лист бумаги, на котором есть надпись. Прочитайте его.
    (На листе написано: «слово».)
    Учитель: Что написано на листе бумаги?
    Дети: Слово.
    Учитель: Я хочу провести небольшой журналистский опрос.
    (проводится игра)
    1 Игра «Микрофон».
    Учитель: Для чего нам нужны слова?
    Ответы учащихся: Чтобы общаться, говорить, здороваться, прощаться, умолять, просить, успокоить...
    Учитель: Предлагаю проверить, как вы умеете владеть словом. Назовите слова приветствия, прощания, утешения, благодарности, извинения.
    (Ответы учащихся)
    Учитель: Приведите примеры, когда слово может развеселить.
    Ответы учащихся: Путаница, анекдот, юмореска, смешной случай из жизни. Учитель: А какое отношение к слову имеет риторика? Что изучает эта наука?
    Ученики (приблизительные ответы): Учит правильно говорить, читать, писать, общаться, выражать свои мысли и т др.
    Учитель: Зачем нужно изучать риторику?
    Ответы учащихся: Чтобы быть хорошим собеседником, уметь вести разговор, успешно общаться ...
    Учитель: А кто скажет откуда берет свое начало риторика? Где риторика достигла своего развития?
    (Ответы учащихся)
    Учитель: Риторика очень древняя наука, ей более 2500 лет. Своего расцвета она достигла в Греции. Представьте себе, что на территории современной Украины жили только племена кочевников, а в Греции уже существовали школы. Кроме обычных школ были специальные, где обучали умению красиво говорить. Древние греки называли умение красиво говорить риторикой. А красиво и убедительно говорить греки должны были уметь обязательно. Ведь когда они попадали в какую-то неприятную ситуацию, то защищаться в суде им приходилось самим. И тот, кто обращался к судьям, и тот, кого обвиняли, должны были сами произносить обвинительные и защитные речи. От их убедительности зависело решение суда, степень наказания и, возможно, даже жизнь обвиняемого. Поэтому и истец, и ответчик должны были быть хорошими ораторами. Учитель: А кто же такой оратор?
    Ответы учащихся: Человек, который умеет хорошо выражать свое мнение, красиво говорить ...
    Учитель:
    Оратор - человек, обладающий соответствующими средствами общения, и который выступает публично. Его еще называют ритор, оратор.
    Красноречие - дар, который помогает человеку овладеть разумом и сердцем собеседника.
    - Где сохранилось ораторское искусство в наше время?
    Ответы учащихся: В театре, в школе, выступлениях депутатов.
    Учитель: Каждый из нас может стать оратором?
    (Ответы учащихся)
    Учитель: Ребята, на уроках риторики мы очень часто обращаемся к сказкам. А кто из зверей является лучшим оратором? Почему? Приведите примеры.
    (Дети должны прийти к выводу, что лучшим оратором является лисичка, потому что она хитрая. Умеет красиво, убедительно, подобострастно, вежливо говорить. Ученики могут назвать такие сказки: «Сказка о Котике и Петухе» , «Колобок», «Лиса и Ворона» и т. др.)
    2 Работа над народной сказкой «Колобок»
    (Учитель прикрепляет на доске иллюстрацию к сказке «Колобок».) Учитель: А сегодня мы с Вами снова вернемся к нашему приятелю Колобку. Эта сказка всем Вам очень хорошо известна.
    Нашу телестудию посетили герои этой сказки. Каждый из них хотел бы извиниться перед тем, кого обидел. Надеюсь, что у них все получится. Приглашаю на сцену главного героя сказки Колобка.
    Колобок: Дорогие друзья!
    Меня зовут Колобок. Всем очень хорошо известны мои приключения. Вы знаете, что из-за своей невнимательности я попал к хитрой лисичке, которая меня съела. Мне так не хотелось сидеть в животе лисички, что я каждый день просил мысленно, чтобы ко мне пришла Добрая Фея и освободила меня. И однажды такое чудо произошло. Как видите я на свободе.
    Сегодня я узнал, что у Вас здесь идет «прямой эфир» по «школьному телевидению», поэтому я и попросился прийти сюда, чтобы попросить прощения у деда и бабы за то, что был такой непослушный и убежал с их избушки. Но мне было очень страшно, я боялся, что они меня съедят.
    Простите меня, пожалуйста. (Входит бабушка и дедушка)
    Бабушка: Дорогой Колобок!
    Как я соскучилась по тебе, сколько ночей недоспала. (Обнимает Колобка)
    Я как увидела, какой красивый и пышный ты у меня в печи родился, то так мне радостно на сердце было. А вместе с тем и страшно, чтобы дед не съел Тебя. Я еще тогда решила просить деда, чтобы Ты у нас остался жить. Ты испугался и убежал. Извини, дорогой внучек, извини за мою нерешительность, и за то, что я не уберегла тебя.
    Дедушка: Дорогой внучек!
    Мне также было очень грустно без тебя. Я все думал и думал о том, зачем я сказал такие слова, что мы хотим Тебя съесть. Это потому, что был очень голоден. Я бы этого никогда не сделал. Прости меня, пожалуйста.
    Дед и Баба: Прости нас, извини.
    Учитель: Колобок! А вот и лесные жители к Тебе пришли.
    (Идут Лисичка, Зайчик, Волк, Мишка)
    Лисичка: Добрый день, дорогие дети, гости телестудии, телезрители!
    Сегодня и я пришла на Вашу школьную телепередачу. Пришли со мной и наши лесные жители, которые в ту новогоднюю ночь встретили на пути маленького Колобка.
    Нам сегодня очень стыдно, что мы так плохо обошлись с невинным Колобком, который бегал по лесу и радовался, что убежал от Деда и Бабы.
    Возможно, Вы думаете, что я и сейчас говорю это для того, чтобы подкрасться к Колобку и съесть. Ведь Вы знаете о моих хитростях. Но не бойтесь. После того, как Добрая Фея освободила Колобка, она забрала меня в «Школу Добрых наук». И я поняла, что делать зло очень плохо.
    (Обращается к Колобку)
    Дорогой Колобок! Прости меня, пожалуйста, что я так плохо поступила.
    Колобок: Хорошо, Лисичка, я прощаю Тебе твою вину.
    Зайчик: Извини, Колобок и меня, пожалуйста. Я так часто убегаю от всех зверюшек из-за своего страха. Когда там, на лесной поляне, Ты попросил меня, чтобы я не ел Тебя, я впервые почувствовал свою силу. И так мне захотелось Тебя съесть. Но я об этом сейчас очень жалею. Прости меня.
    Колобок: Прощаю, Зайчик.
    Волк: Колобок! Я в эту ночь бродил в поисках пищи, был так голоден. И так обрадовался, когда встретил Тебя. Думаю, вот полакомлюсь этим румяным колобком.
    Я был сердит, когда Ты убежал от меня, но потом понял свою вину. Прости, что напугал тебя.
    Колобок: Принимаю Твои извинения, Волк-братец.
    Медведь: А меня в эту ночь разбудил кто-то. Возможно, Солнышко, потому что зимы у нас сейчас не строгие. Этой зимой нам, Медведям, часто приходилось просыпаться.
    Услышав Твою песенку, я подумал, что это Ты не даешь мне спать и захотелось мне Тебя съесть. О чем теперь очень жалею.
    Редко я прошу прощения и говорю мало, но я также был в «Школе Добрых наук» и все понял.
    Колобок, прости меня, пожалуйста, за невежливое обращение с Тобой.
    Колобок: Конечно, прощаю. Я верю, что извинения эти идут от чистого сердца. Учитель: Я вижу, что Вы стали друзьями. Предлагаю Вам станцевать.
    2 Физкультминутка. (Под музыкальное сопровождение)
    Учитель: А у меня будет вопрос к зверюшкам. Друзья, а каким наукам учат в Лесной школе?
    Лисичка: Разным. Но больше всего уроков этики и риторики. На этике учат хорошим манерам, а на риторике учат быть добрым, вежливым собеседником.
    Учитель: Спасибо, что Вы, сегодня посетили нас. Ведь не только наши ученики, но и Вы показали гостям, и телезрителям, что уроки риторики крайне необходимы.
    (Зверушки прощаются)
    Учитель: Ребята, хорошими ли ораторами были зверюшки?
    Ученики: Зверюшки были очень хорошими ораторами.
    3 Работа в группах.
    4 Учитель: Эти задачи Вам предлагает Риторинка и Торба Ляпа.
    Дети делятся на группы, каждая группа получает задание. Задачи одинаковые, через 3-4 мин. задачи отдают председателю жюри, который на время работы детей в группах выбирается из учителей - гостей. Представитель каждой группы защищает работу.
    Задание 1.
    Выбрать слова и выражения, которые наиболее подходят к определению риторики.
    Хорошо говорить значит говорить:
    ярко, весело, быстро переходить с одной темы на другую, убедительно, четко, точно, остроумно, используя в большой степени мимику и жесты, интересно, понятно, удачно, искренне, разумно.
    Жюри определяют, какая из групп удачно подобрала определение риторики.
    Задание 2.
    Каждая группа получает различные задачи.
    Подготовить поздравительную речь ко Дню рождения:
    1) маме 2) другу 3) папе 4) бабушке 5) дедушке
    Учитель: Риторика Вам предлагает внимательно посмотреть на рисунок мальчика, который разговаривает по телефону. Этого мальчика зовут Нехочуха.
    а) - Работа с демонстрационным материалом («Уроки вежливости». Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. - X. Изд-во «Ранок», 2007 Карта №14)
    - Как ведет себя Нехочуха? (Невежливо ...)
    - Подскажите ему, до какого часа можно звонить вечером? (До 9 часов вечера и не раньше 8:00 утра)
    - А в выходные дни? (После 10:00 утра).
    б) - Послушайте, как разговаривали мальчики по телефону в рассказе Николая Носова «Телефон». (проводится в форме диалога)
    -Алло
    - Алло
    - Слышишь?
    - Слышу.
    - Хорошо?
    - Хорошо.
    -И у меня хорошо. Давай разговаривать.
    - Давай. А о чем говорить?
    - Ну о чем ... О чем-нибудь ... Хорошо, что мы купили телефон, правда?
    - Правда.
    - Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
    - Правда.
    - Ну?
    - Что «ну»?
    - Почему же не говоришь?
    - А ты почему не разговариваешь?
    - Я не знаю о чем разговаривать, - говорит Мишка.
    Я говорю:
    - Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.
    в) - Ответьте на вопросы по содержанию рассказа.
    Учитель: О чем разговаривали мальчики?
    Ученики: Ни о чем.
    Учитель: Можно беззаботно болтать часами по телефону?
    Ученики: Нельзя. Потому, что Вы занимаете телефонную линию. А в это время кому-то телефонный звонок может быть необходим.
    VII. Подумай, подумай!
    1. Как Ты считаешь, красиво говорят подруги Ляпы? (Работа с демонстрационным материалом)
    2.  Как Вы понимаете выражение И.Вильде: «Слова как цветные камешки и мало их собрать в кучу ... Надо еще и уметь выкладывать узоры из них ».
    3. Работа над стихотворением «Мой олененок» В.Марсюка.
    4. Обрисуйте словами олененка.
    VIII. Итог урока.
    Учитель: Время нашего «Прямого эфира» исчерпано. Осталось только подвести итог. Что изучает риторика? (ответы учащихся)
    Ученики: Учит правильно и понятно выражаться, вежливо отвечать на вопросы, обращаться с просьбой и благодарностью, внимательно слушать собеседника, ...
    Учитель: Что значит правильно говорить?
    Ученики: Правильно говорить значит говорить красиво, вежливо, искренне, мудро.
    А это значит уметь:
    убеждать
    объяснять
    хвалить
    призвать
    сообщать
    спорить
    воспевать
    вдохновлять
    информировать
    Учитель: Ребята, сегодня Королева Риторика говорит Вам: говори красиво, вежливо, искренне, мудро. (демонстрирует таблицу) А нашим гостям хочу сказать словами выдающегося оратора Цицерона:
    Есть два искусства, которые могут вознести человека на высший пьедестал: одно - искусство хорошего полководца, другое - хорошего оратора.
    Какими ораторами были мы с Вами сегодня судить гостям.
    Запомните только одно:
    «Поэтами рождаются, а ораторами становятся»
    (Цицерон)
    У нас с Вами еще все впереди. Благодарю Вас за эту встречу.
    IX. Награждение учащихся.
    _____________________________________
    Учиться риторики и ораторскому искусству важно в любом возрасте. Умение сжато, лаконично и правильно высказывать свои мысли - это уже половина успеха. Всем желающим научиться красноречию тренинговый портал "Аспект"  предлагает пройти курс обучения "Основы риторики".