09.10.2014 |

Риторика. Открытый урок в 2-В классе.

Тема. Проверь себя. Чему мы научились? Чему учит наука риторика?
Цель: повторить и обобщить знания учащихся о риторике, как науке; показать значение риторики и риторических умений в жизни человека; закрепить умение выполнять упражнения на постановку дыхания; развивать речь учащихся; воспитывать интерес к учебе.
Тип урока. Открытый урок знаний.
Оборудование: микрофон (игрушечный), импровизированный телевизор, игрушечный телефон, раздаточные карточки для групповой работы, демонстрационный материал: Риторика, Риторинка, Сумка Ляпа, карточки для работы в группах издательства «Утро».
Ход урока
I. Организация класса
1. Приветствие гостей
Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Повернитесь, пожалуйста, лицом к гостям, чтобы поздороваться, (стихотворные поздравления)
Учитель: Надо всем нам поздороваться
Ученики: Добрый день!
Учитель: Дружно, весело сказать
Ученики: Добрый день!
Учитель Влево, вправо вернулись
Туда, сюда улыбнулись
Учитель и ученики: Добрый, добрый, добрый день!
2. Установка на урок. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель: А теперь прошу садиться.
Сначала сядут девочки, а затем мальчики.
Все садитесь тихо, дети,
Договариваемся не шуметь.
На уроках не дремать,
Руку хорошо держать.
И чтобы не было мороки -
Дружно все готовтесь к уроку?
Время зря мы не теряем
И урок уж начинаем.
II. Мотивация учебной деятельности, сообщение темы и задачи урока.
Учитель: Ребята, я хочу сообщить Вам такую новость.
Сегодня мы с Вами находимся не просто в классной комнате, а находимся в «школьной телевизионной студии» с которой идет «прямая трансляция», «прямой эфир». Вместе с нами в этой студии находятся наши учителя, директор и зауч нашего учебного заведения, также за нами наблюдают телезрители.
Мы должны показать нашим гостям, чему мы научились на уроках риторики, зачем нужно изучать риторику, а заодно проверить свои знания и умения.
Тема нашего урока. «Проверь себя. Чему мы научились? Чему учит наука риторика? »
Вместе с гостями сегодня к нам пришли:
Риторика, Риторинка и Сумка Ляпа. Они также хотят посмотреть как хорошо мы учим риторику.
III. Дыхательная гимнастика.
Учитель: У нас уже стало доброй традицией начинать каждый урок риторики дыхательной гимнастикой, поэтому не будем нарушать ее и сегодня. Начнем с дыхательных упражнений.
1. «Трубач» - сидя, сжать кисти рук, сложить их в трубочку. Прислонить «трубочку» к губам и приподняв вверх, медленно выдыхая, громко говорить «п-ф-ф-ф». Повторить 3-5 раз.
2. «Одуванчик» - медленно подуть, чтобы парашютики одуванчики легонько разлетелись.
3 «Свеча» - 3 раза мысленно погасить пламя свечи.
IV. Артикуляционные упражнения.
1 Упражнения для губ.
«Шнурок» - расстегаем губки так, как будто это шнурок.
«Рыбка» - втянув в себя воздух, стараемся из своих губ образовать ротик рыбки.
«Хоботок»
- Я подражаю слону,
Губки хоботком тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.
«Лягушки» - растягиваем рот к ушам, как это делает жаба».
2. Дать ответы на вопросы, четко произнося каждый звук.
- Что просит сказать врач, когда смотрит в горло? (А-а-а)
- Как гогочет гусь? (Га-га-га)
- Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)
- Как поют комарики? (Дз-дз-дз)
- Как квакает лягушка? (Ква-ква-ква)
- Как мычит корова? (Му-му-му)
- Как рычит собака? (Гав-гав-гав)
- Как воздух выходит из шарика? (Ш-ш-ш)
V. Речевая разминка.
1 Скороговорка.
Учитель: Пока поезд движется вверх, говорите скороговорку медленно. Когда движется вниз, ускорьте темп. (Демонстрационный материал: иллюстрация состава.)
* Прокоп нарвал укропа.
Представьте, что в вагоне с первой скороговоркой будут еще три скороговорки. Произнести каждую из них так, как и первую.
* Лиса и лис попали в лес.
* Дрова рубили два дровосека.
Посоревнуйтесь. Кто больше знает скороговорок? Научите друг друга.
2 чистоговорки.
(Чистоговорки записаны на доске)
Учитель: Ребята, на доске прикреплен лист бумаги, на котором записана чистоговорка, вам нужно прочитать чистоговорку, добавив соответствующий состав.
Джу, жда, жду - на поляне хо ...
Джу, жда, жду - машину во ...
Джу, жда, жду - на скамейке с ...
VI. Закрепление и обобщение изученного материала.
Учитель: В руках у меня лист бумаги, на котором есть надпись. Прочитайте его.
(На листе написано: «слово».)
Учитель: Что написано на листе бумаги?
Дети: Слово.
Учитель: Я хочу провести небольшой журналистский опрос.
(проводится игра)
1 Игра «Микрофон».
Учитель: Для чего нам нужны слова?
Ответы учащихся: Чтобы общаться, говорить, здороваться, прощаться, умолять, просить, успокоить...
Учитель: Предлагаю проверить, как вы умеете владеть словом. Назовите слова приветствия, прощания, утешения, благодарности, извинения.
(Ответы учащихся)
Учитель: Приведите примеры, когда слово может развеселить.
Ответы учащихся: Путаница, анекдот, юмореска, смешной случай из жизни. Учитель: А какое отношение к слову имеет риторика? Что изучает эта наука?
Ученики (приблизительные ответы): Учит правильно говорить, читать, писать, общаться, выражать свои мысли и т др.
Учитель: Зачем нужно изучать риторику?
Ответы учащихся: Чтобы быть хорошим собеседником, уметь вести разговор, успешно общаться ...
Учитель: А кто скажет откуда берет свое начало риторика? Где риторика достигла своего развития?
(Ответы учащихся)
Учитель: Риторика очень древняя наука, ей более 2500 лет. Своего расцвета она достигла в Греции. Представьте себе, что на территории современной Украины жили только племена кочевников, а в Греции уже существовали школы. Кроме обычных школ были специальные, где обучали умению красиво говорить. Древние греки называли умение красиво говорить риторикой. А красиво и убедительно говорить греки должны были уметь обязательно. Ведь когда они попадали в какую-то неприятную ситуацию, то защищаться в суде им приходилось самим. И тот, кто обращался к судьям, и тот, кого обвиняли, должны были сами произносить обвинительные и защитные речи. От их убедительности зависело решение суда, степень наказания и, возможно, даже жизнь обвиняемого. Поэтому и истец, и ответчик должны были быть хорошими ораторами. Учитель: А кто же такой оратор?
Ответы учащихся: Человек, который умеет хорошо выражать свое мнение, красиво говорить ...
Учитель:
Оратор - человек, обладающий соответствующими средствами общения, и который выступает публично. Его еще называют ритор, оратор.
Красноречие - дар, который помогает человеку овладеть разумом и сердцем собеседника.
- Где сохранилось ораторское искусство в наше время?
Ответы учащихся: В театре, в школе, выступлениях депутатов.
Учитель: Каждый из нас может стать оратором?
(Ответы учащихся)
Учитель: Ребята, на уроках риторики мы очень часто обращаемся к сказкам. А кто из зверей является лучшим оратором? Почему? Приведите примеры.
(Дети должны прийти к выводу, что лучшим оратором является лисичка, потому что она хитрая. Умеет красиво, убедительно, подобострастно, вежливо говорить. Ученики могут назвать такие сказки: «Сказка о Котике и Петухе» , «Колобок», «Лиса и Ворона» и т. др.)
2 Работа над народной сказкой «Колобок»
(Учитель прикрепляет на доске иллюстрацию к сказке «Колобок».) Учитель: А сегодня мы с Вами снова вернемся к нашему приятелю Колобку. Эта сказка всем Вам очень хорошо известна.
Нашу телестудию посетили герои этой сказки. Каждый из них хотел бы извиниться перед тем, кого обидел. Надеюсь, что у них все получится. Приглашаю на сцену главного героя сказки Колобка.
Колобок: Дорогие друзья!
Меня зовут Колобок. Всем очень хорошо известны мои приключения. Вы знаете, что из-за своей невнимательности я попал к хитрой лисичке, которая меня съела. Мне так не хотелось сидеть в животе лисички, что я каждый день просил мысленно, чтобы ко мне пришла Добрая Фея и освободила меня. И однажды такое чудо произошло. Как видите я на свободе.
Сегодня я узнал, что у Вас здесь идет «прямой эфир» по «школьному телевидению», поэтому я и попросился прийти сюда, чтобы попросить прощения у деда и бабы за то, что был такой непослушный и убежал с их избушки. Но мне было очень страшно, я боялся, что они меня съедят.
Простите меня, пожалуйста. (Входит бабушка и дедушка)
Бабушка: Дорогой Колобок!
Как я соскучилась по тебе, сколько ночей недоспала. (Обнимает Колобка)
Я как увидела, какой красивый и пышный ты у меня в печи родился, то так мне радостно на сердце было. А вместе с тем и страшно, чтобы дед не съел Тебя. Я еще тогда решила просить деда, чтобы Ты у нас остался жить. Ты испугался и убежал. Извини, дорогой внучек, извини за мою нерешительность, и за то, что я не уберегла тебя.
Дедушка: Дорогой внучек!
Мне также было очень грустно без тебя. Я все думал и думал о том, зачем я сказал такие слова, что мы хотим Тебя съесть. Это потому, что был очень голоден. Я бы этого никогда не сделал. Прости меня, пожалуйста.
Дед и Баба: Прости нас, извини.
Учитель: Колобок! А вот и лесные жители к Тебе пришли.
(Идут Лисичка, Зайчик, Волк, Мишка)
Лисичка: Добрый день, дорогие дети, гости телестудии, телезрители!
Сегодня и я пришла на Вашу школьную телепередачу. Пришли со мной и наши лесные жители, которые в ту новогоднюю ночь встретили на пути маленького Колобка.
Нам сегодня очень стыдно, что мы так плохо обошлись с невинным Колобком, который бегал по лесу и радовался, что убежал от Деда и Бабы.
Возможно, Вы думаете, что я и сейчас говорю это для того, чтобы подкрасться к Колобку и съесть. Ведь Вы знаете о моих хитростях. Но не бойтесь. После того, как Добрая Фея освободила Колобка, она забрала меня в «Школу Добрых наук». И я поняла, что делать зло очень плохо.
(Обращается к Колобку)
Дорогой Колобок! Прости меня, пожалуйста, что я так плохо поступила.
Колобок: Хорошо, Лисичка, я прощаю Тебе твою вину.
Зайчик: Извини, Колобок и меня, пожалуйста. Я так часто убегаю от всех зверюшек из-за своего страха. Когда там, на лесной поляне, Ты попросил меня, чтобы я не ел Тебя, я впервые почувствовал свою силу. И так мне захотелось Тебя съесть. Но я об этом сейчас очень жалею. Прости меня.
Колобок: Прощаю, Зайчик.
Волк: Колобок! Я в эту ночь бродил в поисках пищи, был так голоден. И так обрадовался, когда встретил Тебя. Думаю, вот полакомлюсь этим румяным колобком.
Я был сердит, когда Ты убежал от меня, но потом понял свою вину. Прости, что напугал тебя.
Колобок: Принимаю Твои извинения, Волк-братец.
Медведь: А меня в эту ночь разбудил кто-то. Возможно, Солнышко, потому что зимы у нас сейчас не строгие. Этой зимой нам, Медведям, часто приходилось просыпаться.
Услышав Твою песенку, я подумал, что это Ты не даешь мне спать и захотелось мне Тебя съесть. О чем теперь очень жалею.
Редко я прошу прощения и говорю мало, но я также был в «Школе Добрых наук» и все понял.
Колобок, прости меня, пожалуйста, за невежливое обращение с Тобой.
Колобок: Конечно, прощаю. Я верю, что извинения эти идут от чистого сердца. Учитель: Я вижу, что Вы стали друзьями. Предлагаю Вам станцевать.
2 Физкультминутка. (Под музыкальное сопровождение)
Учитель: А у меня будет вопрос к зверюшкам. Друзья, а каким наукам учат в Лесной школе?
Лисичка: Разным. Но больше всего уроков этики и риторики. На этике учат хорошим манерам, а на риторике учат быть добрым, вежливым собеседником.
Учитель: Спасибо, что Вы, сегодня посетили нас. Ведь не только наши ученики, но и Вы показали гостям, и телезрителям, что уроки риторики крайне необходимы.
(Зверушки прощаются)
Учитель: Ребята, хорошими ли ораторами были зверюшки?
Ученики: Зверюшки были очень хорошими ораторами.
3 Работа в группах.
4 Учитель: Эти задачи Вам предлагает Риторинка и Торба Ляпа.
Дети делятся на группы, каждая группа получает задание. Задачи одинаковые, через 3-4 мин. задачи отдают председателю жюри, который на время работы детей в группах выбирается из учителей - гостей. Представитель каждой группы защищает работу.
Задание 1.
Выбрать слова и выражения, которые наиболее подходят к определению риторики.
Хорошо говорить значит говорить:
ярко, весело, быстро переходить с одной темы на другую, убедительно, четко, точно, остроумно, используя в большой степени мимику и жесты, интересно, понятно, удачно, искренне, разумно.
Жюри определяют, какая из групп удачно подобрала определение риторики.
Задание 2.
Каждая группа получает различные задачи.
Подготовить поздравительную речь ко Дню рождения:
1) маме 2) другу 3) папе 4) бабушке 5) дедушке
Учитель: Риторика Вам предлагает внимательно посмотреть на рисунок мальчика, который разговаривает по телефону. Этого мальчика зовут Нехочуха.
а) - Работа с демонстрационным материалом («Уроки вежливости». Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. - X. Изд-во «Ранок», 2007 Карта №14)
- Как ведет себя Нехочуха? (Невежливо ...)
- Подскажите ему, до какого часа можно звонить вечером? (До 9 часов вечера и не раньше 8:00 утра)
- А в выходные дни? (После 10:00 утра).
б) - Послушайте, как разговаривали мальчики по телефону в рассказе Николая Носова «Телефон». (проводится в форме диалога)
-Алло
- Алло
- Слышишь?
- Слышу.
- Хорошо?
- Хорошо.
-И у меня хорошо. Давай разговаривать.
- Давай. А о чем говорить?
- Ну о чем ... О чем-нибудь ... Хорошо, что мы купили телефон, правда?
- Правда.
- Вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
- Правда.
- Ну?
- Что «ну»?
- Почему же не говоришь?
- А ты почему не разговариваешь?
- Я не знаю о чем разговаривать, - говорит Мишка.
Я говорю:
- Давай вот что: подумаем, а когда придумаем, тогда позвоним.
в) - Ответьте на вопросы по содержанию рассказа.
Учитель: О чем разговаривали мальчики?
Ученики: Ни о чем.
Учитель: Можно беззаботно болтать часами по телефону?
Ученики: Нельзя. Потому, что Вы занимаете телефонную линию. А в это время кому-то телефонный звонок может быть необходим.
VII. Подумай, подумай!
1. Как Ты считаешь, красиво говорят подруги Ляпы? (Работа с демонстрационным материалом)
2.  Как Вы понимаете выражение И.Вильде: «Слова как цветные камешки и мало их собрать в кучу ... Надо еще и уметь выкладывать узоры из них ».
3. Работа над стихотворением «Мой олененок» В.Марсюка.
4. Обрисуйте словами олененка.
VIII. Итог урока.
Учитель: Время нашего «Прямого эфира» исчерпано. Осталось только подвести итог. Что изучает риторика? (ответы учащихся)
Ученики: Учит правильно и понятно выражаться, вежливо отвечать на вопросы, обращаться с просьбой и благодарностью, внимательно слушать собеседника, ...
Учитель: Что значит правильно говорить?
Ученики: Правильно говорить значит говорить красиво, вежливо, искренне, мудро.
А это значит уметь:
убеждать
объяснять
хвалить
призвать
сообщать
спорить
воспевать
вдохновлять
информировать
Учитель: Ребята, сегодня Королева Риторика говорит Вам: говори красиво, вежливо, искренне, мудро. (демонстрирует таблицу) А нашим гостям хочу сказать словами выдающегося оратора Цицерона:
Есть два искусства, которые могут вознести человека на высший пьедестал: одно - искусство хорошего полководца, другое - хорошего оратора.
Какими ораторами были мы с Вами сегодня судить гостям.
Запомните только одно:
«Поэтами рождаются, а ораторами становятся»
(Цицерон)
У нас с Вами еще все впереди. Благодарю Вас за эту встречу.
IX. Награждение учащихся.
_____________________________________
Учиться риторики и ораторскому искусству важно в любом возрасте. Умение сжато, лаконично и правильно высказывать свои мысли - это уже половина успеха. Всем желающим научиться красноречию тренинговый портал "Аспект"  предлагает пройти курс обучения "Основы риторики".