Конспект занятия по развитию речи "Отправляемся в полет"
Примечание. Конспект занятия составлен с использованием технологии, предложенной в программе Е.В. Рылеевой «Открой себя».
Цели занятия
Образовательные:
Словарная работа: Активизировать словарь: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства. Обучение грамоте:
• Развивать фонематический слух и закреплять знание букв.
• Развивать связную речь детей. Развивать навыки рассказывания по плану, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.
Воспитательные:
• Формировать навыки активного контроля и самооценки результатов деятельности.
• Формировать навык выражения своего мнения культурным способом.
Развивающие:
• Развивать способности к коллективному творчеству;
• Развивать коммуникативные навыки детей, их умение находить свое место в группе.
Материалы для занятия
• Карты для игры в «Буквенное лото»;
• Мешочек с буквами для игры в «Буквенное лото»;
• Разрезные картинки с изображением различных видов воздушного транспорта;
• «Волшебная палочка» - карандаш в перламутровой «рубашке» или красивая указка, обернутая фольгой.
Ход занятия
Часть 1. Введение в занятие. Игра «Волшебная палочка»
Игра «Волшебная палочка» позволяет формировать и диагностировать следующие социальные навыки детей:
• психологической настройки на сотрудничество;
• активного слушания;
• активного контроля и оценки результатов учебной деятельности;
• выражения своего мнения культурным способом (ясно, грамотно, красиво);
• публичного выражения своего мнения.
Дети встают в круг и, передавая друг другу волшебную палочку, перечисляют слова или фразы по теме, предложенной воспитателем.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в воображаемое путешествие на самолете. Чтобы самолет взлетел, а полет был безопасным и приземление успешным, он должен быть очень надежным, правильно сконструированным и точно построенным. Поиграем в волшебную палочку. Палочка, как всегда, идет по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните, важно, чтобы слова в нашем кругу не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку. А мы с вами вместе должны проследить за тем, чтобы слова не повторялись. Сначала поговорим о людях, которые создают самолеты. Назовем их профессии и перечислим их профессиональные действия. Первые создатели самолета -конструкторы. В конструкторском бюро они разрабатывают чертеж самолета, конструируют его маленькую модель.
Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свою фразу и передает палочку дальше. Нарушение правил игры (повторение названий профессий) дети отмечают топаньем ногами.
Воспитатель может помочь детям вопросами: кто чертит чертежи? Чертежники. Кто строит самолеты? Самолетостроители. Где они строят самолеты? На авиационном заводе. Кто испытывает новые виды самолетов? Летчики-испытатели.
После того как тема исчерпана, воспитатель задает следующую тему для разговора.
Воспитатель: Кроме того, необходим очень квалифицированный экипаж. Кто входит в экипаж самолета? Я знаю, что командир руководит всеми членами экипажа. Он управляет самолетом. А каких членов экипажа знаете вы?
Продолжение игры детьми. Штурман прокладывает маршрут движения корабля. Помощник командира, или второй пилот, дублирует действия капитана и заменяет его, когда командиру необходимо отлучиться. Инженер отвечает за исправность всех механизмов самолета. Радист обеспечивает связь с землей. Стюардессы помогают пассажирам, разносят обед и напитки.
Воспитатель: А теперь поговорим о том, какими качествами должны обладать члены экипажа, чтобы полет был безопасным.
Возможные определения: умелыми, профессиональными, спокойными, уравновешенными, много знать или быть знающими, эрудированными, вежливыми, приветливыми, дружелюбными и т.д.
Часть 2. Игра «Буквенное лото»
Цель: развитие активного внимания, развитие фонематического слуха, закрепление знания букв. Все рассаживаются вокруг большого стола.
Воспитатель: Итак, мы сегодня решили отправиться в полет. Наверное, каждый из вас хотел бы стать членом экипажа — пилотом, штурманом, радистом, инженером или стюардессой. А мы выяснили, что каждый член экипажа самолета должен много знать и, прежде всего, быть грамотным. Сейчас вам предстоит доказать, что вы владеете основами грамоты - знаете буквы. Мы с вами поиграем в буквенное лото.
Всем детям раздаются карты и карточки. У воспитателя или у ребенка в руках - мешочек с буквами - магнитными, деревянными, нарисованными на картонных карточках. Он вытаскивает буквы из мешка и спрашивает: «У кого буква М?» Тот ребенок* у которого есть в карте картинка, название которой начинается с М, называет: «У меня - медведь» — и закрывает карточкой указанную картинку.
Воспитатель проверяет и подсказывает.
На карточках могут быть изображены самые разнообразные предметы. Лучше, если на этом занятии картинки будут с различными видами транспорта. Игра будет достаточно динамичной, не затянутой, если карты у детей будут содержать 4 картинки (максимум 6 — при высоком уровне владения первоначальными навыками грамоты).
Часть 3. Динамическая пауза
Воспитатель: А вы знаете, что самые лучшие пилоты могут стать космонавтами и покорять не только воздушный океан нашей планеты, но и космическое пространство. Я предлагаю вам послушать, проговорить и обыграть короткое стихотворение, оно посвящено звездным полетам:
Знает Знайка все о звездах. (дети выполняют наклоны вперед (ноги и руки прямые), изображают строительство звездолета, ставя воображаемые блоки друг на друга, вставая на цыпочки)
Он возводит звездолет. (изображают строительство звездолета, ставя воображаемые блоки друг на друга, вставая на цыпочки.)
Он возводит звездолет. (изображают строительство звездолета, ставя воображаемые блоки друг на друга, вставая на цыпочки.)
На закате звездолет (дети движутся по кругу быстрым шагом, потом легким бегом, раскинув руки-«крылья», изображая старт звездолета)
К звездному пути пойдет,
Достигнет заданной звезды
И всем мигнет из темноты, (изображая посадку звездолета, дети мягко опускаются на ковер, скрестив ноги по-турецки, расслабляют руки и опускают голову)
И всем мигнет из темноты, (изображая посадку звездолета, дети мягко опускаются на ковер, скрестив ноги по-турецки, расслабляют руки и опускают голову)
Разбивка на команды. Описание картинки.
Игра «Сложи картинку» позволяет формировать следующие социальные навыки:
• Навык координации совместных действий;
• Навык включения в работу коллектива при помощи правил этикета, норм, традиций и пр.;
• Способность к социальному творчеству.
Воспитатель подбирает картинки с изображениями различных видов воздушного транспорта - самолетами, пассажирским и грузовым; вертолетами, тоже грузовым и пассажирским, ракетой, количество которых равно количеству рабочих подгрупп. Далее работу можно организовать следующим образом:
1 вариант. На обратную сторону - «рубашку» — каждой картинки наклеивается цветная бумага своего цвета. Картинки разрезаются (а фрагменты, количество которых совпадает с количеством детей в группе. Фрагменты раскладываются на одном столе лицевой стороной вверх. Воспитатель предлагает детям взять по одному фрагменту картинки, посмотреть на цвет «рубашки» и найти свой рабочий стол, помеченный меткой того же цвета, что и «рубашка». За этим столом (если необходима работа за столами) и в составе этой подгруппы дети будут работать в течение всего занятия.
2 вариант. Все картинки имеют «рубашки» одного цвета. Каждый ребенок берет один фрагмент картинки. Он внимательно рассматривает свой фрагмент и фрагменты других детей и самостоятельно определяет, к какой подгруппе присоединиться со своим фрагментом разрезной картинки.
После того как картинки собраны, воспитатель дает следующую инструкцию.
Воспитатель: Предлагаю каждой подгруппе составить рассказ по своей картинке. Условие такое: рассказ вы составляете и излагаете все вместе, по очереди: один начинает, другой продолжает, третий заканчивает (если подгруппа состоит из трех человек).
После прослушивания рассказов воспитатель просит детей других подгрупп поаплодировать, если рассказ им понравился.
Часть 5. Игра «Давай думать вместе»
Игра «Давай думать вместе» позволяет формировать и диагностировать следующие социальные навыки:
• Навык включения в работу коллектива при помощи правил этикета, норм, традиций и пр.;
• Способность к социальному творчеству;
• Устойчивая мотивация учебной деятельности;
• Навык выполнения действия по инструкции;
• Навык соблюдения очередности, заданной правилами.
Воспитатель: А теперь давайте вернемся к нашему воображаемому полету. Пусть каждая команда будет экипажем самолета. Я предлагаю вам придумать название своего самолета. Потом расскажите, каково его назначение — он пассажирский или грузовой. Быть может, ваш самолет медицинский, он доставляет врачей и лекарства в труднодоступные районы. Есть самолеты, которые используются для тушения пожаров. А бывают самолеты сельскохозяйственной авиации — они распыляют удобрения и различные средства борьбы с вредными насекомыми. А какой ваш самолет? Куда он летит? Кого или что везет? Какие происшествия могли случиться во время полета? Как члены экипажа преодолели возникшие трудности? Как завершился полет?
Каждая команда составляет свой рассказ.
Часть 6. Выход из занятия. Игра «Дедушка Мазай» Ход игры
С помощью любой считалки выбирается «дедушка Мазай». Воспитатель называет подгруппу, которая должна имитировать какое-то действие, предварительно тихонько сговорившись, так, чтобы не слышали другие.
Дети (произносят закличку). Здравствуй, дедушка Мазай, из-за печки вылезай!
Мазай. Здравствуйте, ребята! Расскажите, где вы были, что делали?
Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Дети показывают действие. Мазай должен его отгадать. Допускаются подсказки детей других подгрупп.
_________________________________
Наверное хватит хранить свои сбережения в "банке" под книжным шкафом ... Пора начинать делать депозитные вклады, ведь деньги, как говорят, должны работать. Разве это плохо - вы ничего не делаете, а ваши сбережения растут.
Наверное хватит хранить свои сбережения в "банке" под книжным шкафом ... Пора начинать делать депозитные вклады, ведь деньги, как говорят, должны работать. Разве это плохо - вы ничего не делаете, а ваши сбережения растут.