23.05.12 |

Конспект занятия по развитию речи "Отправляемся в полет"

Конспект занятия по развитию речи "Отправляемся в полет"
Примечание. Конспект занятия составлен с использованием технологии, предложенной в программе Е.В. Рылеевой «Открой себя».
Цели занятия
Образовательные:
Словарная работа: Активизировать словарь: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства. Обучение грамоте:
• Развивать фонематический слух и закреплять знание букв.
• Развивать связную речь детей. Развивать навыки рассказывания по плану, умение придерживаться избранной линии в творческом рассказывании.
Воспитательные:
• Формировать навыки активного контроля и самооценки результатов деятельности.
• Формировать навык выражения своего мнения культурным способом.
Развивающие:
• Развивать способности к коллективному творчеству;
• Развивать коммуникативные навыки детей, их умение находить свое место в группе.
Материалы для занятия
• Карты для игры в «Буквенное лото»;
• Мешочек с буквами для игры в «Буквенное лото»;
• Разрезные картинки с изображением различных видов воздушного транспорта;
• «Волшебная палочка» - карандаш в перламутровой «рубашке» или красивая указка, обернутая фольгой.
Ход занятия
Часть 1. Введение в занятие. Игра «Волшебная палочка»
Игра «Волшебная палочка» позволяет формировать и диагностировать следующие социальные навыки детей:
• психологической настройки на сотрудничество;
• активного слушания;
• активного контроля и оценки результатов учебной деятельности;
• выражения своего мнения культурным способом (ясно, грамотно, красиво);
• публичного выражения своего мнения.
Дети встают в круг и, передавая друг другу волшебную палочку, перечисляют слова или фразы по теме, предложенной воспитателем.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в воображаемое путешествие на самолете. Чтобы самолет взлетел, а полет был безопасным и приземление успешным, он должен быть очень надежным, правильно сконструированным и точно построенным. Поиграем в волшебную палочку. Палочка, как всегда, идет по кругу. Тот, кто взял палочку, говорит слово. Запомните, важно, чтобы слова в нашем кругу не повторялись, иначе волшебная палочка остановится, не перейдет к другому игроку. А мы с вами вместе должны проследить за тем, чтобы слова не повторялись. Сначала поговорим о людях, которые создают самолеты. Назовем их профессии и перечислим их профессиональные действия. Первые создатели самолета -конструкторы. В конструкторском бюро они разрабатывают чертеж самолета, конструируют его маленькую модель.
Воспитатель передает палочку следующему игроку, тот произносит свою фразу и передает палочку дальше. Нарушение правил игры (повторение названий профессий) дети отмечают топаньем ногами.
Воспитатель может помочь детям вопросами: кто чертит чертежи? Чертежники. Кто строит самолеты? Самолетостроители. Где они строят самолеты? На авиационном заводе. Кто испытывает новые виды самолетов? Летчики-испытатели.
После того как тема исчерпана, воспитатель задает следующую тему для разговора.
Воспитатель: Кроме того, необходим очень квалифицированный экипаж. Кто входит в экипаж самолета? Я знаю, что командир руководит всеми членами экипажа. Он управляет самолетом. А каких членов экипажа знаете вы?
Продолжение игры детьми. Штурман прокладывает маршрут движения корабля. Помощник командира, или второй пилот, дублирует действия капитана и заменяет его, когда командиру необходимо отлучиться. Инженер отвечает за исправность всех механизмов самолета. Радист обеспечивает связь с землей. Стюардессы помогают пассажирам, разносят обед и напитки.
Воспитатель: А теперь поговорим о том, какими качествами должны обладать члены экипажа, чтобы полет был безопасным.
Возможные определения: умелыми, профессиональными, спокойными, уравновешенными, много знать или быть знающими, эрудированными, вежливыми, приветливыми, дружелюбными и т.д.
Часть 2. Игра «Буквенное лото»
Цель: развитие активного внимания, развитие фонематического слуха, закрепление знания букв. Все рассаживаются вокруг большого стола.
Воспитатель: Итак, мы сегодня решили отправиться в полет. Наверное, каждый из вас хотел бы стать членом экипажа — пилотом, штурманом, радистом, инженером или стюардессой. А мы выяснили, что каждый член экипажа самолета должен много знать и, прежде всего, быть грамотным. Сейчас вам предстоит доказать, что вы владеете основами грамоты - знаете буквы. Мы с вами поиграем в буквенное лото.
Всем детям раздаются карты и карточки. У воспитателя или у ребенка в руках - мешочек с буквами - магнитными, деревянными, нарисованными на картонных карточках. Он вытаскивает буквы из мешка и спрашивает: «У кого буква М?» Тот ребенок* у которого есть в карте картинка, название которой начинается с М, называет: «У меня - медведь» — и закрывает карточкой указанную картинку.
Воспитатель проверяет и подсказывает.
На карточках могут быть изображены самые разнообразные предметы. Лучше, если на этом занятии картинки будут с различными видами транспорта. Игра будет достаточно динамичной, не затянутой, если карты у детей будут содержать 4 картинки (максимум 6 — при высоком уровне владения первоначальными навыками грамоты).
Часть 3. Динамическая пауза
Воспитатель: А вы знаете, что самые лучшие пилоты могут стать космонавтами и покорять не только воздушный океан нашей планеты, но и космическое пространство. Я предлагаю вам послушать, проговорить и обыграть короткое стихотворение, оно посвящено звездным полетам:
Знает Знайка все о звездах. (дети выполняют наклоны вперед (ноги и руки прямые), изображают строительство звездолета, ставя воображаемые блоки друг на друга, вставая на цыпочки) 
Он возводит звездолет. (изображают строительство звездолета, ставя воображаемые блоки друг на друга, вставая на цыпочки.)
На закате звездолет (дети движутся по кругу быстрым шагом, потом легким бегом, раскинув руки-«крылья», изображая старт звездолета) 
К звездному пути пойдет,  
Достигнет заданной звезды
 И всем мигнет из темноты, (изображая посадку звездолета, дети мягко опускаются на ковер, скрестив ноги по-турецки, расслабляют руки и опускают голову)
Разбивка на команды. Описание картинки.
Игра «Сложи картинку» позволяет формировать следующие социальные навыки:
• Навык координации совместных действий;
• Навык включения в работу коллектива при помощи правил этикета, норм, традиций и пр.;
• Способность к социальному творчеству.
Воспитатель подбирает картинки с изображениями различных видов воздушного транспорта - самолетами, пассажирским и грузовым; вертолетами, тоже грузовым и пассажирским, ракетой, количество которых равно количеству рабочих подгрупп. Далее работу можно организовать следующим образом:
1 вариант. На обратную сторону - «рубашку» — каждой картинки наклеивается цветная бумага своего цвета. Картинки разрезаются (а фрагменты, количество которых совпадает с количеством детей в группе. Фрагменты раскладываются на одном столе лицевой стороной вверх. Воспитатель предлагает детям взять по одному фрагменту картинки, посмотреть на цвет «рубашки» и найти свой рабочий стол, помеченный меткой того же цвета, что и «рубашка». За этим столом (если необходима работа за столами) и в составе этой подгруппы дети будут работать в течение всего занятия.
2 вариант. Все картинки имеют «рубашки» одного цвета. Каждый ребенок берет один фрагмент картинки. Он внимательно рассматривает свой фрагмент и фрагменты других детей и самостоятельно определяет, к какой подгруппе присоединиться со своим фрагментом разрезной картинки.
После того как картинки собраны, воспитатель дает следующую инструкцию.
Воспитатель: Предлагаю каждой подгруппе составить рассказ по своей картинке. Условие такое: рассказ вы составляете и излагаете все вместе, по очереди: один начинает, другой продолжает, третий заканчивает (если подгруппа состоит из трех человек).
После прослушивания рассказов воспитатель просит детей других подгрупп поаплодировать, если рассказ им понравился.
Часть 5. Игра «Давай думать вместе»
Игра «Давай думать вместе» позволяет формировать и диагностировать следующие социальные навыки:
• Навык включения в работу коллектива при помощи правил этикета, норм, традиций и пр.;
• Способность к социальному творчеству;
• Устойчивая мотивация учебной деятельности;
• Навык выполнения действия по инструкции;
• Навык соблюдения очередности, заданной правилами.
Воспитатель: А теперь давайте вернемся к нашему воображаемому полету. Пусть каждая команда будет экипажем самолета. Я предлагаю вам придумать название своего самолета. Потом расскажите, каково его назначение — он пассажирский или грузовой. Быть может, ваш самолет медицинский, он доставляет врачей и лекарства в труднодоступные районы. Есть самолеты, которые используются для тушения пожаров. А бывают самолеты сельскохозяйственной авиации — они распыляют удобрения и различные средства борьбы с вредными насекомыми. А какой ваш самолет? Куда он летит? Кого или что везет? Какие происшествия могли случиться во время полета? Как члены экипажа преодолели возникшие трудности? Как завершился полет?
Каждая команда составляет свой рассказ.
Часть 6. Выход из занятия. Игра «Дедушка Мазай» Ход игры
С помощью любой считалки выбирается «дедушка Мазай». Воспитатель называет подгруппу, которая должна имитировать какое-то действие, предварительно тихонько сговорившись, так, чтобы не слышали другие.
Дети (произносят закличку). Здравствуй, дедушка Мазай, из-за печки вылезай!
Мазай. Здравствуйте, ребята! Расскажите, где вы были, что делали?
Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Дети показывают действие. Мазай должен его отгадать. Допускаются подсказки детей других подгрупп.
_________________________________
Наверное хватит хранить свои сбережения в "банке" под книжным шкафом ... Пора начинать делать депозитные вклады, ведь деньги, как говорят, должны работать. Разве это плохо - вы ничего не делаете, а ваши сбережения растут.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Воздушный транспорт"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Воздушный транспорт"
Цели занятия
Образовательные:
• Познакомить детей с еще одним видом транспорта - воздушным;
• Рассказать об истории воздухоплавания. Воспитательные:
• Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
• Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту;
• Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира;
• Воспитывать уважение к труду людей, строящих самолеты и космические корабли; уважение к опасной профессии летчиков и космонавтов, испытателей новых самолетов.
Развивающие:
• Работа по словообразованию: летать — полет — летчик — самолет — вертолет;
Активизация и обогащение словаря: Названия воздушных профессий: пилот или летчик, радист, штурман, инженер, стюардесса, вертолетчик, механики, конструкторы, рабочие на аэродроме, самолетостроители, техники и др.
Материалы для занятия
• Фотоиллюстрации с изображением различных видов транспорта, большая часть которых относится к воздушному транспорту;
• Карточки для игры «Найди свою группу» формата не более чем 7x7 см с изображением различных транспортных средств;
• Изображенная на большом листе бумаги или прикрепленная к фланелеграфу, или закрепленная на магнитной доске «река времени», которая использовалась на прошлом занятии;
• Юла с прикрепленной к ней стрелкой и большой круг, вырезанный из фанеры или картона, разделенный на цветные секторы -для игры «Что? Где? Когда?»;
• Карты формата А4 с изображением различных видов транспорта: водного, наземного, воздушного — для игры «Что? Где? Когда?».
Ход занятия
Часть 1. Введение в тему занятия. Игра «Найди свою группу»
Для игры «Найди свою группу» на столе раскладываются карточки небольшого формата (не более чем 7x7 см) с изображениями различных видов транспорта: наземного, водного и воздушного. Количество карточек каждой группы должно быть одинаковым — по 6—7 штук. Общее количество карточек соответствует количеству детей в группе. Карточки лежат на столе лицевой стороной вниз. Каждый ребенок выбирает одну карточку. Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть карточки и самостоятельно разделиться на 3 команды. Принцип разделения воспитатель не указывает. ДеТи, объединившись в группы, сами должны будут объяснить, почему они создали именно такие команды.
Воспитатель предлагает детям занять рабочие места за столами с соответствующими метками.
Часть 2. Рассказ воспитателя «История воздушного транспорта»
Воспитатель: Человек всегда завидовал птицам и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и легендах.
Одна из них — легенда об Икаре. Знаменитый греческий мастер Дедал в древности сделал крылья из воска и материи для своего сына Икара. Но Икар был дерзкий юноша и рискнул подняться на своих крыльях прямо к Солнцу. Жар солнечных лучей растопил воск, крылья разрушились, и Икар упал со страшной высоты в море и погиб.
Из истории известно, что в древности все попытки людей летать с помощью искусственных крыльев были безуспешны. Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди в Китае давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный змей только поднимает человека в небо, но не может переносить его по воздуху на большие расстояния (т.е. не является транспортным средством). А вот матерчатые шары, наполненные горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить их по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полетом шаров было сложно. Первые воздушные шары появились более двухсот лет назад. Примерно через сто лет появились и управляемые, наполненные легкими газами дирижабли («дирижабль» в переводе с французского означает «управляемый»). Первые самолеты появились немного позже дирижаблей.
В наше время люди наслаждаются полетом на самолетах самых разных конструкций, планерах, дельтапланах, а также и на нарядных воздушных шарах. Конструкторы ведут разработку скоростного самолета-ракеты, который будет взлетать, как ракета, а приземляться, как самолет. Удалось облететь Землю и на космическом корабле. Первый космонавт, которому удалось это сделать, был наш соотечественник Юрий Гагарин. Произошло это 12 апреля 1961 года. Американским астронавтам удалось уже побывать на Луне. А сейчас люди готовятся к полету на загадочную планету Марс.
Вы внимательно слушали мой рассказ? Тогда давайте попробуем разместить картинки с различными воздушными транспортными средствами на берегах нашей «реки времени».
Воспитатель приглашает детей из команды «Воздушный транспорт» подойти к «реке времени» и разместить на ней свои картинки.
Часть 3. Динамическая пауза «Самолет и ракета»
Руки в стороны — в полет Отправляем самолет. Правое крыло вперед, Левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре -
Дети расставляют в стороны руки. Покачивают руками. Выбрасывают правую руку вперед. Выбрасывают левую руку вперед. Присаживаются на корточки, «заводят» моторы.
Полетел наш самолет.
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Вот летит ракета ввысь!
Двигаются врассыпную по групповой комнате. Хлопки.
Руки сложены над головой. Поднимаются на носочках. Опускают руки вниз. Руки поднимают вверх.
Часть 4. Дидактическая игра «Что по воздуху летает?»
Воспитатель предлагает детям поиграть в командную игру. Каждая команда загадывает какое-либо летающее средство передвижения. Оно может быть реальным или сказочным. Команды по очереди выступают в качестве водящего в игре. Остальные команды должны отгадать задуманное, задавая водящему определенные вопросы:
• Сказочное или настоящее?
• Летает ли без воздуха?
• Имеет ли крылья?
• Имеет ли пропеллер?
• Есть ли двигатель?
• Где хранится или отдыхает в свободное от полетов время? За работу в этой части занятия команды получают фишки. Примечание. В качестве водящего может выступить и воспитатель,
загадав какое-нибудь сказочное воздушное средство передвижения. Дети очень развеселились, когда на одном из занятий я задумала Карлсона. Они долго ломали голову над моей загадкой. В качестве подсказки я рассказала им, на каком топливе работает мой летающий человечек и где он живет. Дети потом дискутировали со мной, можно ли считать Карлсона транспортным средством. Пришли к выводу, что можно: Карлсон однажды возил на себе Малыша, а также с большим успехом транспортировал по воздуху сладости и любимое им варенье.
Часть 5. Воздушные профессии. Игра «Вопрос - ответ»
Для того чтобы напомнить детям о воздушных профессиях, воспитатель предлагает сыграть в игру «Вопрос-ответ».
Правила игры: дети встают в круг, в центре круга - воспитатель. По одному представителю каждой команды являются наблюдателями. Они стоят у доски и мелом отмечают правильные ответы, данные членами своей команды. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок, ответив на вопрос, бросает мяч обратно. Если ребенок не знает ответа на вопрос, он может попросить помощи у одного из представителей своей команды, передав ему мяч или просто попросив подсказки. Вопросы могут быть следующими:
— Кто управляет самолетом? — Летчик.
— Как по-другому можно назвать летчика? — Пилот.
— Кто обеспечивает связь с землей, с аэропортом во время полета? — Радист.
— Кто проверят правильность курса самолета? - Штурман.
— Кто проверяет исправность всех приборов и механизмов самолета, вертолета или космического корабля? — Инженер или борт-инженер.
— Кто помогает пассажирам, приносит им обед и разносит напитки? - Стюардесса.
— Кто готовит самолет к полету на земле? - Механики, рабочие на аэродроме.
— Как можно назвать людей, которые строят самолеты? — Самолетостроители.
— Как называется профессия человека, который придумывает новые модели самолетов? - Конструктор.
— Кто испытывает новые самолеты? - Летчик-испытатель.
— Как можно назвать пилота вертолета? - Вертолетчик.
— Кто управляет полетом космического корабля? — Пилот космического корабля или космонавт.
— Как можно назвать людей, которые строят ракеты? — Ракетостроители.
Один из вариантов игры: придумать слова, созвучные со словом «летать»: летать — полет — летчик — самолет — вертоле/я.
Часть 6. Выход из занятия. Активизация знаний детей. Игра «Что? Где? Когда?»
Эта часть занятия не является обязательной. Она проводится только при наличии времени. В противном случае ее можно организовать отдельно, как познавательный досуг.
На поле для игры раскладываются картинки лицевой стороной вниз. Для данного занятия игра будет командной, во время досуга она может быть индивидуальной или для семейных команд. Один из представителей команды вращает юлу, после ее остановки дети рассматривают транспортное средство, изображенное на картинке и рассказывают о нем. Можно предложить детям план рассказа, можно попросить детей составить описательный рассказ по картинке, можно организовать творческое рассказывание с опорой на наглядный материал. Рассказы оцениваются фишками жюри. На данном занятии жюри состоит из трех детей — по одному представителю от каждой команды.
Подведение итогов занятия.
Дети подсчитывают заработанные на занятии фишки и отмеченные на доске успешные ответы на вопросы в игре «Вопрос-ответ». Команда, набравшая наибольшее количество очков, считается наиболее успешно работавшей на данном занятии.
______________________________________
А вы знаете, что Сбербанк, для того чтобы вы могли карточкой через терминал оплачивать покупки или обналичивать свои средства в любой точке мира, изготавливает на платформах Visa и MasterCard свои карты. Прочитать подробнее про виды кредитных карт Сбербанка вы можете на сайте Knigabankira.ru Там же вы найдете много интересной информации о различных банковских технологиях
Удачи вам и процветания!

Конспект занятия по лепке "Корабль отправляется в плавание"

Конспект занятия по лепке "Корабль отправляется в плавание" (лепка на пластине)
Цели занятия
• Развивать у детей навыки лепки из пластилина, приемы работы с ним;
• Учить размещать композицию на небольшом листе картона;
• Учить составлять пластилин нужного оттенка путем смешивания пластилина разных цветов;
• Отрабатывать навыки размазывания пластилина по картону для создания общего фона; отрабатывать навыки примазывания для соединения частей поделки;
• Учить выполнять рисунок на пластилине с помощью стеки, заостренного карандаша, отпечатывания различных форм.
Материалы для занятия
• Пластилин разного цвета для лепки;
• Влажные тряпичные и бумажные салфетки для содержания рук в чистоте;
• Фартуки для детей;
• Небольшие листы картона прямоугольной, круглой или овальной формы;
• Плакаты с изображением различных кораблей.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям создать на картоне единую композицию, изображающую отправление корабля в плавание. Алгоритм работы:
• Создание общего фона;
• Изображение моря. Для этого может понадобиться пластилин цвета морской волны. Воспитатель показывает детям, как это можно сделать: сначала с помощью стеки отрезаются примерно одинаковые кусочки пластина синего и зеленого цветов; затем они вместе разминаются в ладонях для смешивания пластилина разных оттенков;
• Корабль лепится отдельно: мягкий, подготовленный пластилин раскатывается ровным слоем, кладется на дощечку или клеенку для лепки, из него с помощью стеки вырезается контур корабля, который затем помещается в общую композицию, присоединяется к основе с помощью примазывания;
• Можно дополнить общую композицию с помощью рисования по пластилину.
Воспитатель: Рисовать на пластилине можно острием карандаша или старого фломастера или кончиком стеки. Еще на пластилине получаются хорошие отпечатки - их можно сделать пластмассовыми трубочками, даже смятой бумагой. Только бумага должна быть достаточно твердой, а нажимать нужно довольно сильно. Попробуйте, не бойтесь. Ведь это пластилин. Если вам не понравится рисунок, его можно стереть, замазать — и начать все заново.
После завершения композиции можно предложить детям сделать рамку из мелких ракушек или морской гальки.
Для работы дети самостоятельно выбирают картон прямоугольной, квадратной, овальной или круглой формы. Дети выполняют работу под негромкую, спокойную музыку. После завершения работы воспитатель проводит беседу о содержании получившихся у детей композиций.
__________________________________
Помните фразу из мультфильма "Пластилиновая ворона" - "подарок может вручат, а может быть вручат". Если во время разговора вы часто задумываетесь: "А как правильно сказать - он мне прозвонит или позвонит, дефис или дефис, жалюзи или жалюзи", то в решении этого вопроса вам сможет помочь Новый орфоэпический словарь русского языка Ивановой Т. Ф. Он будет полезен не только лингвистам, но и людям, профессиональные обязаности которых так или иначе связаны с умением правильно излагать свои мысли.  

Лучшие игры для детей — развивающие опыты

Как бы ребенок ни любил, например, мягкие игрушки, которые тоже обязательно должны присутствовать в его жизни, некоторые увлекательные и полезные опыты — это самая лучшая игра. Если хотите пробудить в своем чаде любознательность и интерес к науке, то предложите ему провести очень интересные, простые в исполнении и совершенно безвредные опыты. Предложенные ниже простейшие опыты по химии и физике отлично подойдут ребенку 3-4 лет.

Помимо того, что подобные «чудеса» развлекут и заинтересуют вашего кроху, он еще и научится познавать мир и все то удивительное, что в нем есть.

«Яйцо-субмарина».

Для этого опыта вам нужны будут: соль, яйцо, вода и большая емкость. Миску заполните водой до половины, аккуратно погрузите туда яйцо. Естественно, оно утонет. Затем достаньте яйцо и насыпьте в воду соли, побольше, но в зависимости от объема воды.

Не показывайте «фокусов», пусть ребенок тоже принимает участие в происходящем. Пускай он размешает водичку до момента полного растворения соли, а затем сам окунет в миску яйцо. На этот раз оно должны всплыть на поверхность. Если этого вдруг не произошло, то насыпьте еще соли.

Ребенку постарше вы можете объяснить, что яйцо «выныривает» из воды благодаря соли: она держит предметы, потому что ее плотность выше. А крошке просто расскажите, что водичка изменилась, стала другой из-за соли и теперь может удерживать яйцо на поверхности.

«Невидимые чернила»

Этот опыт — просто находка, особенно для мальчиков, которые любят играть в шпионов и секретных агентов. Необходимо взять лист белой бумаги, кисточку, свечу и молоко или лимонный сок.

Каким образом провести опыт: в небольшую емкость налейте молока/лимонного сока. Пусть малыш что-нибудь нарисует или напишет секретное послание на листе бумаги. Затем оставьте бумагу сохнуть.

Надпись исчезнет. Чтобы прочитать тайное послание, нужно подержать лист над пламенем свечи на удаленном расстоянии (не менее 10 см!). Проводите бумагой над пламенем в разные стороны. Совсем скоро надпись появится. Внимательно следите, чтобы лист не загорелся.

«Волшебные бумажки»

Этот, с позволения сказать, опыт, проводили еще наши родители или мы сами просто для развлечения. Надуйте обычный воздушный шарик и приготовьте мелкие кусочки бумаги. Шарик потрите о шерстяную ткань или волосы.

Пусть ребенок поднесет шар к бумажкам. Он увидит, как листочки «примагнитятся». Ребенку постарше уже можно объяснить, что так происходит благодаря статическому электричеству.

«Вкусные кристаллы»

Для следующего опыта вам понадобятся: стакан, скрепка, сахар, карандаш (подойдет соломинка) и толстая хлопчатобумажная нить. Налейте в стакан очень горячую воду, добавьте в нее сахар и размешивайте, пока он полностью не растворится.

Замечание: делать это нужно очень быстро, чтоб в воде растворилось как можно больше сахара. Затем вы закрепляете нить на середине карандаша, а на другой ее конец привязываете скрепку или какой-нибудь тяжелый предмет.

Карандаш опустите в стакан, а нить при этом должна погрузиться в раствор и оставаться натянутой. Теперь осталось ждать волшебного результата. Достаточно поставить конструкцию в холодное место на несколько дней. На нитке появятся белые сахарные кристаллики, которые ваш ребенок сможет даже попробовать.

«Что растворяется, а что нет?»

И, наконец, последний по порядку, но не последний по увлекательности, опыт. Он рассчитан на ребят постарше: 4-5 лет. В конце этой обучающей игры он узнает о свойствах веществ, которые нас окружают каждый день.

Вам понадобится 4 стакана теплой воды, соль, сахар, масло и гречка. Все стаканы заполните водой, а затем в каждый по очереди высыпайте вышеуказанные «компоненты». Помешивайте воду в стаканах, наблюдайте за реакцией малыша. Понятно, что соль и сахар растворятся в воде, гречка опустится на дно, а масло будет плавать на поверхности. Вывод прост: разные вещества взаимодействуют с водой по-разному.