Доброта – одна из важнейших
сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Воспитание доброты
осуществляется во всех видах детской деятельности
Главное в
воспитании доброты – умение видеть человека в каждом конкретном случае, понимать
его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение. Поэтому
необходимо, чтобы дети ненавидели такие черты как: оскорбление и унижение
человеческого достоинства, несправедливость и жестокость, самомнение, ханжество
и вероломность, распущенность, ложь, а ценили доброжелательность к людям,
умение делать что-то для других, а не только для себя, мужество, самообладание,
дисциплину, любознательность, порядок и плановость в работе, в жизни, желание
учиться, мягкость, вежливость, уступчивость. Свои чувства дети учатся выражать
словами, развивая при этом связную речь.
Воспитание
доброты осуществляется как на положительных, так и на отрицательных примерах.
Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируется нравственные
чувства ребенка и быстро формируется связная речь, которая помогает детям
говорить о своем отношении к объекту и желание
заботиться о том, кто нуждается в помощи и защите, кто слабее.
Постепенно дети
узнают о том, что добрый человек никогда не обижает товарищей, сестер, братьев,
родителей, взрослых, не мучает животных, оберегает природу, родную землю. Родной
край начинается с родного дома, а
Воспитание
доброты начинается с воспитания в детях чувства любви и уважения к родителям.
На конкретных примерах можно объяснить детям в чем должны проявляться их забота
и доброе отношение к взрослым. С этой целью в детском саду проводятся открытые
мероприятия «День матери» в ноябре, «День отца» в июне, «Бабушкины руки не
знают скуки», фотовыставки, выставки рисунком «Мамочка моя», «Мой папа самый
сильный», чаепитие и спортивные мероприятие «Папа, мама, я спортивная семья». После
проведения мероприятия важно проводит беседы, на которых ребенок рассказывает о
том, что его порадовало, а что огорчило. Желание обязательно высказаться
помогает совершенствовать навыки связной речи.
Продолжается
воспитание доброты проявлением у детей заботливого отношения к младшим. Чувства доброты по отношению к малышам
воспитываются постепенно и зарождается тогда, когда старшие дети по просьбе
взрослого помогают маленьким. В это время особенно бурно идет процесс развития
связной речи, ведь дети становятся
«учителями» и помощниками.
Старшие должны
понимать, что малыш слабее его, нуждается в его защите и помощи. Воспитание
доброты предусматривает осознание того, что обидеть маленького беззащитного –
это бессердечно, жестоко, не достойно звания «человек».
Пробудившуюся
доброту по отношению к взрослым и малышам переносим впоследствии на отношения
друг к другу, и только потом на отношение к живой природе и неживой природе
родного края. Положительные результаты особенно заметны на уроках доброты.
Воспитание
доброты в детях приносит результаты только тогда, когда у детей развивается чувство
радости и гордости, как за поступки взрослых, так и за свои.
Сначала маленькие
дети стремятся к добрым поступкам ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно
привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у детей в чувство заботы о
другом человеке, становится их естественной потребностью и не позволяет
использовать в общении слова – сорняки.
Возникающие у
детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку
возможность действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают
и вся, ранее проводившаяся взрослыми воспитательная, работа не приносит
ожидаемых результатов.
Современному
обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут
самостоятельно принимать ответственные решения, способные к сотрудничеству, обладающие
развитым чувством ответственности за судьбу страны (концепция модернизации Российского
образования на период до 2010
г .).
Поэтому, одна из важнейших сторон развития ребенка –
воспитание доброты – должна проводиться постоянно, последовательно, продуманно.
Работа по воспитанию доброты в детях отражена
в таблице и каждая форма предусматривает
развитие связной речи детей.
Список
литературы
I: «Проектный метод в деятельности дошкольного
учреждения». Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. авт.-
сост.: Л.С. Киселева,.Т.А. Данилина., Т.С. Лагода, МБ. Зуйкова.
2. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
Под ред. A.M. Виноградовой
3. «Программы дошкольных образовательных учреждений». Методические
рекомендации для работников дошкольных образовательных
учреждений. Сост. О.А. Соломенникова.
4. Дошкольное воспитание «Почему они конфликтуют» №1-2003 г . стр.72
5. Дошкольное воспитание №№8?9 2003 г . стр. 68
6. Дошкольное воспитание. Талант быть добрым стр.50
7. Дошкольное воспитание. Родной город №6 2003 г . стр. 45
8. Духовно-нравственное воспитание дошкольников №5-6 2004 г . стр.5-6, №12 2001 г . стр. 47
9. Словарь русского языка С.И. Ожогова
Автор: Саклакова Лариса
Владимировна, воспитатель.
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
"Сказка" комбинированного вида ГО г.Кумертау РБ