Игра охватывает все периоды жизни человека. Это - важная форма его жизнедеятельности, а не возрастной признак. С ней человек не расстается всю жизнь, меняются только ее мотивы, формы проведения, степень проявления чувств и эмоций.
Исследование детских психологов показали, что дети дошкольного возраста 80% знаний, умений и навыков приобретают через игру, младшие школьники - 50%, а подростки - 20%.
Игра - это волшебная палочка учителя, с помощью которой он может сделать урок более разнообразным, интересным и продуктивным. Ведь благодаря играм этап изучения английского языка проходить легко, ребенок не только не потеряет интереса к иностранному языку, а наоборот укрепит его, что в дальнейшем будет подталкивать его к углублению уже полученных знаний. Поскольку игра - это образ жизни и деятельности ребенка. Наверное именно поэтому для ребенка учить английский язык по skype намного проще и эффективнее. Ведь во время занятий преподаватель английского языка использует различного рода презентации, игры, интерактивные программы, аудио и видео материалы. Играть - всегда весело и интересно. Во время нее ребенок без напряжения усваивает и закрепляет очень много информации.
Игру можно использовать на любом этапе урока для того, чтобы решить дидактические, воспитательные и развивающие задачи.
А.С. Макаренко отмечал, что только та игра является педагогически ценной, в которой ребенок активно действует, мыслит, строит, комбинирует человеческие взаимоотношения. В этих условиях он может играть в различные роли - быть командиром, исполнителем, творцом, находить условия для выявления своих способностей и жизненной активности.
Полноценная дидактическая игра ориентирована на повышение эффективности урока и на развитие личности ученика. Игра создает атмосферу жизнерадостности, соревнования, эмоциональной раскованности, доброжелательности, свободы, способствует максимальному проявлению учащихся, мобилизации их потенциала, помогает развивать внимание, реакцию, коммуникативные и творческие навыки, снять напряжение. Это позволяет слабым ученикам почувствовать свою значимость, поверить в себя.
Таким образом, игра положительно влияет на степень усвоения учебного материала, поскольку, играя, учащиеся невольно запоминают учебный материал.
С помощью игры можно подавать новый материал, закрепить и проверить его. Она может длиться целый урок, если это урок-викторина, урок-путешествие, брейн-ринг и др. ..
Игры уместно использовать не только на уроках в начальной школе, но и в средней и старшей.
Игры используются в течение всего периода обучения, так как все время есть потребность вводить новые лексические единицы и закреплять уже усвоенные через многократное повторение.
Подавляющее большинство игр имеет не линейное, а сферическое поле влияния на успешность изучения английского языка, поскольку с их помощью дети усваивают не какой-то один отдельно взятый навык (например, запоминание новых лексических единиц), а одновременно тренируют еще несколько (например, одновременно с запоминанием и закреплением лексических единиц происходит развитие устной речи, неосознанное усвоение букв и правил чтения, грамматических структур).
Предлагаю образцы игр для использования на уроках. Их можно и нужно модифицировать в соответствии с возрастными особенностями детей и учебной ситуации. Также вы сможете придумывать на их основе новые игры.
«Шаг - слово»
Эта подвижная игра предназначена для закрепления лексических единиц.
Для ее проведения понадобится свободное пространство в классе, а также карточки со словами. Ведущий раскладывает на столе карточки лицом вниз. На них написано: animals, fruits, vegetables, furniture ...
Один из участников вытягивает карточку и начинает делать шаги, называя, например, животных, если ему досталась эта карточка. Темп он выбирает сам, но непременным условием является то, что он не имеет права останавливаться. Если запас слов игрока иссяк, а кто-то другой знает еще какие-то слова, он может попытаться сделать больше шагов. Побеждает тот, кто сделал больше шагов и назвал всего слов. Далее игра продолжается уже с другой карточкой.
«Съедобное - несъедобное»
Целью игры является закрепление лексических единиц.
Для нее вам нужен небольшой мячик. Вы бросаете мяч выборочно участникам игры и одновременно называете разнообразные предметы, как съедобные, так и несъедобные. Если игрок ловит мяч, это означает, что он согласен съесть то, что вы ему предлагаете. Если нет - это означает, что он отказывается.
Игру можно проводить с подсчетом баллов, но лучше - просто для разрядки.
Эту игру можно использовать еще в таком варианте. Вы договариваетесь с участниками о том, что тот, кому бросают мяч, ловит его тогда, когда называется цвет, или число или название месяца, или дня недели, или животное и т.д., и уклоняется от него, когда слово означает что-то другое.
Мяч может бросать только ведущий, или же это могут делать все игроки - друг другу.
Сложным вариантом может быть, например, такую задачу: тот, кто бросает мяч, называет существительное, а тот, к кому он направлен, должен добавить в него приемлемое по содержанию прилагательное. Если ему это удается, он получает право бросить мяч и назвать слово-существительное. В этом варианте игру можно использовать для закрепления слов-антонимов, устойчивых словосочетаний и т.п.
«Рассмотри и названия слова»
Игра используется для закрепления лексических единиц.
Для нее нужны рисунки, желательно большого формата, на которых изображены предметы, действия, явления, которые дети уже могут назвать на английском языке.
Предложите поиграть в Олимпиаду знатоков английских слов.
Детям показывают рисунок и предлагают назвать больше английских слов, связанных с ним, которые только они смогут вспомнить. Кто назовет больше - победитель.
В дальнейшем игру можно использовать и для развития устной речи, усложнив ее условием, кто составит дольше рассказ по этим рисункам.
«Разноцветные птички»
Основная цель игры - закрепление названий цветов; развитие устной речи и навыков использования грамматических структур "This is ...", "It is ...".
Нужен набор карточек следующих цветов: красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, серый, черный, розовый, белый, фиолетовый, а также карточки со словами-названиями цветов: red, blue, green, yellow, orange, brown, grey , black, pink, white, violet, и одиннадцать фантов-призов.
Можно рассказать историю о том, как в одной мамы-птицы было одиннадцать детей-птенцов - все разного цвета. И была с ними такая проблема, они могли есть пищу только того цвета, которого были сами. Поэтому их маме приходилось очень много работать, чтобы каждому найти пищу его цвета. А птенцы были такие маленькие, что сами еще есть не умели, а кормить их маме было никогда.
Взрослый, который играет роль мамы-птицы, раскладывает фанты и у них ставит карточки с названиями цветов. Он просит помочь накормить птенцов и уложить их спать. Ребенок должен внимательно посмотреть на карту, прочитать название цвета и на ее место положить свою карточку соответствующего цвета, которая и является «птенцом», сообщая, например: "This is a green bird" или "It is a green bird", а дальше «накормить» и «убаюкать» этого птенца. За каждое правильно «накормленного птенца», ребенок получает фант.
В усложненном варианте игры ребенку нужно что-то рассказать или спеть на английском языке, чтобы «усыпить птенца», за что получает дополнительный фант.
«Найди слова»
Вы раскладываете карточки с изображениями. Например, это могут быть: морковь, книжка, курица, ложка, платье. Ребенок рассматривает карточки. Затем вы закрываете их листом бумаги и раскладываете карточки со словами: carrot, hat, table, book, hen, cup, spoon, tiger, dress. Ребеноку следует найти карточки с названиями изображений на рисунках.
«Отгадай страницу»
Эта игра поможет закрепить порядковые и количественные числительные.
Необходимо, чтобы у вас под рукой были книги и журналы различной толщины. На начальных этапах это могут быть тонкие детские книжки в 12 страниц, а дальше - каждый раз большие по объему.
Вы берете любую книгу (или журнал) и, показав ее участникам игры, спрашиваете, сколько в ней страниц. Участники игры по очереди называют цифры. Побеждает тот, кто первым угадает.
Например:
Ведущий: "Look at this book and try to guess how many pages it contains". (Посмотрите на эту книгу и попробуйте угадать, сколько в ней страниц).
Игроки:
"Forty-three". (43)
Ведущий: "No, much more". (Нет, гораздо больше).
Игроки:
"Eighty".
(80)
Ведущий:
"No, less than that".
(Нет, меньше).
Игроки:
"Sixty-six".
(66)
Ведущий:
"No, but very close to it".
(Нет, но очень близко к этому).
Игроки:
"Sixty-four".
(64)
Ведущий:
"Exactly. You're perfectly right ".
(Точно. Вы совершенно правы).
Другой вариант игры предполагает отгадывание порядкового номера страницы, на которой ведущий открывает книгу.
«Двенадцать месяцев»
Игра предназначена для закрепления порядковых числительных от 1 до 12 и названий месяцев.
Для игры нужны два игральных кубика. Участники садятся вокруг стола. Ведущий или участник, на которого указала считалка, бросает кубики. Сосед по часовой стрелке, в соответствии с тем, сколько выпало на кубиках, должен быстро назвать порядковый номер месяца и его название.
Например, выпало 2 и 1.
Следует говорить: "The third month. It is March ".
За правильный ответ начисляется балл и передается ход. Если игрок ошибся, он пропускает ход, а вместо него делает следующий участник.
Игру можно модифицировать в такую, когда следует назвать «дату», которая выпала на кубиках. Например, если выпало 2 и 6, то следует назвать: "It is the sixth of June".
«Отгадай»
Цель игры - ставить простые вопросы.
Дети находятся в классе, где вокруг них есть много предметов, которые стоят,
лежат, спрятаны.
Один из участников игры выходит. Оставшиеся, загадывают что-нибудь из того, что находится в классе. Это могут быть отдельные предметы, части интерьера, кто-то из присутствующих в классе.
Задавая вопрос, нужно как можно быстрее отгадать, что именно загадали дети.
Вопросы могут касаться размера, цвета, действия, которое может выполнять упомянутая вещь или лицо, или можно делать с ней.
Например:
"Is this thing big?"
(Эта вещь большая?)
"No, it isn't."
(Нет.)
"Is it red."
(Она красная?)
"Yes, it is."
(Да.)
"Can I write with it?"
(Я могу им писать?)
"Yes, you can."
(Да.)
"Is it a pen?"
(Это ручка?)
"Yes, it is."
(Да.)
«Снежный ком»
Первый игрок произносит короткое предложение, состоящее из 3-4 слов, например: "I like Autumn". Второй игрок должен повторить его и добавить свое, например: "Because it is a beautiful season". Следующие игроки делают то же самое. Тот кто не сможет по памяти восстановить все предложения, выбывает из игры.
Можно играть, начиная с одного слова или из одной буквы.
Можно играть, используя разрезную азбуку и выкладывая «поезд» из слов.
«Ступени»
Эта игра имеет упрощенный и усложненный варианты.
В первом случае участники игры составляют ступеньки с карточек со словами так, чтобы следующее слово было длиннее предыдущего на одну букву. Карточку с коротким словом ребенок ставит первой, под ней - вторую, потом третью и т.д. Побеждает тот, чьи ступени будут выше (можно играть командами). Для выполнения задания отводится определенное время.
Используются только существительные.
Например: egg, doll, broom, window, cabbage, umbrella и т.д.
Во втором случае слова могут быть любыми, но должны начинаться на одну и ту же букву.
Например: bed, bell, brush, blouse, balloon и т. д.
«Соедини букву с транскрипцией»
Напишите в два ряда буквы знаки транскрипции.
Задача ребенка состоит в том, чтобы соединить букву со знаком транскрипции, которым может быть обозначен звук, который она может передавать.
«Найди зашифрованное слово»
Напишите с помощью знаков транскрипции какое-то слово. Наряду напишите или выложите с помощью карточек ряд слов, которые начинаются с той же буквы, сходные по написанию, но по другому звучат, кроме сказанных записано в транскрипции. Ребенку следует подчеркнуть «зашифрованное» слово.
Например:
[Dr / \ m] duck, door, deer, drum.
«Прочитай зашифрованное слово»
Приготовьте карточки с шифром, которым есть плюсы (+) и минусы (-).
Tie hand five map rose bed ball dog
- + - + + ---- + + - + - + - + - + + + ---- +
Ребенку нужно выбрать карточки с нужными ему буквами и выложить из них предложения, а затем прочитать его и нарисовать то, о чем говорится в предложении.
Ответ: I have a red bag.
«Найди ошибку»
Следует найти в английском предложении или тексте определенное количество ошибок (одну, две, три, четыре и т. д.).
Например:
Litle children likes winte.
- Найди в этом предложении 3 ошибки. (Little children like_ winter).
«Рассыпанное предложения»
Каждому игроку дается набор карточек со словами - они раскладываются на столе вперемешку и являются тем самым «рассыпанным предложением».
Карточки следует расставить в таком порядке, чтобы они образовали предложения.
Например:
1. In, fox, the, forest, a, lives. (A fox lives in the forest).
2. Like, red, I, cars. (I like red cars).
Усложненный вариант: составить из слов два или три предложения, которые рассыпались.
«Слова»
На доске написать многосложное слово на английском языке. Задача детей из букв этого слова составить другие слова на английском языке.
Например:
BEAUTIFUL
But, at, fat, flat, eat, leaf, beat, if, it, left, lift, life ...
Можно объявить соревнование на лучшего знатока английских слов. Побеждает тот ученик, который составил всего слов на английском языке.
«Пантомима»
Нужно приготовить карточки со словами (названия видов спорта и др..) на английском языке. Один ученик из класса подходит к столу, берет только одну карточку со словом и показывает пантомиму. Этот ученик может только отвечать на вопросы ("Yes, it is.", "No, it is not."). Ученики класса должны отгадать, что было записано на карточке. Можно задавать вопросы типа "Is it skating?".
Ученик, который отгадал слово, берет следующую карточку. И так, игра продолжается до тех пор, пока есть карточки.
«Учитель»
Большинству детей хотелось бы попробовать себя в роли учителя, и мы можем предоставить им такую возможность.
Во время этой игры учащиеся начинают урок вместо учителя.
Один ученик выходит к доске и начинает урок:
1. Приветствуется с классом на английском языке:
"Good morning, pupils!"
Класс отвечает:
"Good morning, teacher!"
Ученик-учитель:
"I'm glad to see you. Sit down, please! "
2. Проводит беседу с очередным учеником:
"Who is on duty today?"
"Who is absent today?"
"What day is it today?"
"What date is it today?"
"What month is it now?"
3. Проводит беседу с классом о погоде и т.д. На следующем уроке другой ученик пробует себя в роли учителя.