07.07.13 |

Черты современного руководителя учебного заведения

Как вы думаете, что такое Лимпопо?  Это река в Южной Африке или сказочное место, в которое так спешил Айболит. Вы конечно правы, но Лимпопо - это еще и интернет магазин детских товаров, который предлагает своим покупателям только качественную продукцию известных мировых брендов, изготовленную из экологически чистых материалов, тут есть манежи, стульчики для кормления, игрушки, детская одежда и коляски. Все, что нужно для вашего малыша.
___________________________________________
За последнее десятилетие заметно возрос интерес ученых, педагогов-практиков в изучении проблемы управленческой компетентности руководителя учебного заведения, говорит о важности и социальной значимости проблемы. Современный руководитель учебного заведения не столько должен давать распоряжения, сколько сотрудничать, а это означает, что нужно изменить стиль работы, выработать новую управленческую культуру. Для этого следует во-первых, перестроиться, измениться внутренне, подходить к учителю и ученику с позиции участника совместной деятельности, в которой заинтересованы все, во-вторых, стремиться больше знать с научной точки зрения о человеке и современном управлении. Директор учебного заведения становится ключевой фигурой в осуществлении управленческой деятельности учебно-воспитательного процесса. Поэтому модернизация образовательного процесса требует сделать универсальными требования к профессиональной компетенции руководителя учебного заведения, а именно:
1. Современное учебное заведение существует в условиях рыночных отношений. Директор должен обладать технологиями менеджмента и маркетинга в образовании, чтобы не остаться в стороне от реалий современной жизни. Он лидер-менеджер, управляющий педагогической системой учебного заведения, ее развитием, организует и стимулирует профессиональную деятельность педагогов, способствует формированию культуры организации, организует и обеспечивает их деятельность, изучает спрос на образовательные услуги, организует и обеспечивает их качество.
2. Введение государственно-общественной модели управления учебным заведением предусматривает привлечение к управленческим процессам широкой педагогической общественности, родителей, общественных организаций. Поэтому одним из главных направлений обновления управленческой деятельности является приобретение знаний и умений по управлению школой как социальной системой. Директор в таком измерении становится социальным лидером, который должен единолично принимать управленческие решения.
3. Переход на новую структуру и содержание общего среднего образования требует создания принципиально новых моделей научно-методической работы в учебном заведении. Если раньше педагогический коллектив выбирал проблему, по которой работала школа, то в новых условиях целесообразно проработать целостную концепцию образовательной практики, которая учла особенности и возможности конкретного учебного заведения. Такую деятельность педагогического коллектива должен направить творческий руководитель учебного заведения.
4. Применение современного комплекса знаний и умений теории управления, в частности в рыночных условиях, осуществления инновационной деятельности становится основой обновления образовательного процесса, реформирования образования и повышение статуса директора школы, как руководителя. Обновление процесса управления должно опережать процессы развития современного учебного заведения. Особенно это необходимо в контексте подготовки руководителя учебного заведения, модернизации программы повышения квалификации с учетом опыта европейских стран. Необходимо использовать развитие возможностей Ассоциации руководителей учебных заведений Украины по совершенствованию форм сотрудничества с общественными организациями, органами управления образованием, институтами последипломного образования, учреждениями и т.п..
5. Современный руководитель учебного заведения выступает трансформатором обновленного содержания образования, образовательных технологий, форм и методов обучения, воспитания и развития личности, заботится о собственной управленческой деятельности, о внедрении элементов новизны, оригинальности, то есть всего того, что необходимо для обеспечения реформирования учебно-воспитательного процесса в учебном заведении и повышения результативности управленческой деятельности.
6. Результат управленческой деятельности - это результаты действий управляющей системы по переводу образовательной системы, педагогического коллектива, учебно-воспитательного процесса, финансово-хозяйственной деятельности, санитарно-гигиенических и безопасных условий в новое состояние, обеспечивающее управляющую систему. Поэтому основными составляющими результатов управленческой деятельности современного руководителя учебного заведения становятся: учебно-воспитательный процесс; педагогический коллектив, обеспечение условий образовательной деятельности; финансово-хозяйственная деятельность, система управления учебного заведения. Для достижения цели в практической деятельности руководитель использует различные управленческие технологии, подходы. Научные подходы образуют определенные модели управленческой деятельности: системный подход; ситуационный подход; программное управление; коллегиальное управление, управление качеством образования; адаптивное управление; личностно-ориентированное управление; демократическое управление, управление инновационными процессами.
Применение современного комплекса знаний и умений теории управления, осуществления инновационной деятельности становится основой обновления образовательного процесса, реформирования образования и повышение статуса самого работника.
Модернизация функций управленческой деятельности руководителя
1. Видение стратегии и развития является определяющей с позиции прогноза организации жизнедеятельности учебного заведения в условиях реформирования управленческого образования с учетом лучшего мирового опыта и особенностей развития образования в регионах нашего государства.
2. Руководство образовательным процессом и осуществления мониторинга - ведущая функция в создании системы управления учебным заведением, направленное на выработку у руководителя необходимых умений и навыков, необходимых для принятия управленческих решений и осознания ответственности за их реализацию.
3. Мотивация и управление персоналом - это создание благоприятных условий для стимулирования участников образовательного процесса к творческому труду, осознание ответственности за работу с персоналом на демократических началах.
4. Управление развитием и финансами способствует эффективному развитию учебного заведения в новых экономических условиях, поиска дополнительных источников финансирования и организации маркетинговой деятельности.
5. Внутренняя и внешняя коммуникация - это адаптации руководителя к необходимости усвоения информационных и коммуникативных технологий на принципах открытости и толерантности.
6. Осуществление стратегического управления учебным заведением сможет обеспечить его развитие в будущем, а не только функционирование.
7. Обеспечение саморазвития у учителей и учащихся, умение быть самокритичны и готовыми к изменениям.
8. Осознание значения своей роли руководителя и организатора, формирование чувства уверенности в себе.
9. Определение жизненной среды, в которой у учащихся формируется прогнозы по реализации миссии организации и достижения целей. Чтобы учебное заведение смогло обеспечивать свое развитие в долгосрочной перспективе.
Руководитель учебного заведения сможет справиться со своими задачами только при условии, если предоставляет услуги, которые стабильно удовлетворяют потребности потребителей. Это означает, что образовательные услуги учебного заведения должны иметь конкурентные преимущества, которые можно создать лишь при стратегическом управлении.
Руководителю современного учебного заведения приходится работать в период обновления функциональных обязанностей и видов управленческой деятельности, связанных с конкретно-историческими условиями развития страны, расширением сферы знаний и умений в области менеджмента образования и другими объективными обстоятельствами. Обязанность руководителя - создать условия, в которых каждый мог бы самореализоваться.

В какую школу пойти

Вы наверно мечтаете спросить у какого-нибудь очень компетентного человека: «назовите номер школы, в которую отвести моего ребенка, чтобы потом его не переводить по причине неудачного детского коллектива, не нанимать репетиторов для поступления в ВУЗ, не выяснять причины учебных неудач и находится в комфортном неведении об имущественных проблемах такой школы». Этот «компетентный человек» будет или лжецом или некомпетентным. Ищите компромисс!
Во-первых, учтите, что с текущего года преимущество имеют дети, которые зарегистрированы по адресу, к которому прикреплена школа. То есть, двери такой школы всегда для Вас открыты. Другие школы имеют право принять ребенка с незакрепленной территории при наличии свободных мест, информация об этом появляется позже – в июле, августе. Школы, которые имеют более высокую оценку среди родителей, отбирают детей по результатам тестов, которые сами предлагают. Эта процедура законом не регламентирована, но таким образом учреждение обеспечивает для себя пополнение детьми, имеющими более высокую успеваемость.
Во-вторых,   определитесь, хотите ли Вы изучать какой-либо предмет углубленно. Если да, то будьте готовы к дополнительной нервной, физической и интеллектуальной нагрузке ребенка, так как учебная программа увеличится. Для того, чтобы принять такое решение, нужно оценить здоровье Вашего ребенка: как часто он жалуется на головные боли, на сколько он внимателен и усидчив, сколько времени занимает выполнение домашнего задания, на сколько он готов быть физически активным – в общем на все то, что поможет Вам понять, есть ли у Вашего чада лишние силы для того, чтобы принимать с благодарностью науке дополнительные пласты знаний. Если у Вас есть подозрения, что у ребенка не достаточно энергии Вам просто сложно ответить на этот вопрос, Вы всегда можете обратиться к педиатру, психологу или невропатологу, которые помогут Вам оценить состояние Вашего ребенка на основании Вашего рассказа о нем, и его – о себе. Это очень важный момент. Текущая жизнь склонна перегружать всех ее участников, в том числе и наших детей.
В третьих, удаленность образовательного учреждения от дома также диктует нам дополнительную трату времени и сил на то, чтобы до школы добраться. Если средство проезда собственное авто – надо быть готовым к тому, чтобы у «основного» водителя всегда смогла бы найтись замена. Если это пешая прогулка – это не плохо, так как прогулки ребенку на свежем воздухе необходимы, только хорошенько исследуйте маршрут до школы, чтобы по дороге не встречались «подозрительные» места, иначе Вы заведомо возьмете на себя дополнительную обязанность по охране безопасности своего чада по дороге в школу и обратно.
В четвертых, пройдите по школам Нижнего Новгорода, сужая круг поиска школы путем их внешних осмотров: на сколько школа и территория около нее ухожена, какова атмосфера учреждения. Задайте себе вопрос, хотели бы Вы учиться в этой школе. Ваши ощущения Вас не подведут. Атмосфера учреждения, в которой будет находиться ребенок, также не менее важна всего указанного выше.
В пятых, при прогулке по школам (а это желательно делать в учебное время) посмотрите что происходит на уроках и у школы – какова дисциплина ребят – опаздывают ли они, ругаются ли неприлично или курят. Если Вы увидели такие малоприятные вещи, это говорит о том, что дети не подчиняются учителям, их авторитет для них низок, дисциплина практически отсутствует. Это плохой признак.
В шестых, есть возможность выбрать между платной (частной) школой и муниципальной. Платная школа обеспечит Вам трехразовое питание, даст возможность увеличить время пребывания ребенка в школе (в плоть до 19 часов), даст дополнительное образование за те деньги, оплаченные за учебный процесс, а также позволит подойти учителю к ученику более индивидуально в связи с меньшей наполненностью класса.
Однако, частная школа не гарантирует более высокой дисциплины и атмосферы общей высокой успеваемости, так как в частных школах работают и учатся те же люди, имеющие свои характеры и разные способности к обучению. Плюс самый большой недостатокудаленность от дома и размер оплаты, которую нельзя прерывать в любой момент.
Ищите компромисс, дорогие Родители!