Тема: Лес. Деревья. Кусты. Ягоды.
Цель: обогащать активный словарь детей на основе знаний и представлений об окружающей среде: закреплять обобщающие слова: лес, деревья, кусты, учить подбирать определения к этим словам.
Оборудование: набор наглядности для упражнений.
Ход занятия
И. Организационный момент (1-2 мин.).
ИИ. Основная часть (15-20 мин.).
1. Сообщение цели занятия. Беседа логопеда (1-2 мин.).
2. Логопедическая зарядка: Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика: статические и динамические упражнения. Голосовые упражнения.
3. Изучение нового материала:
Лексическая сторона речи:
Упражнение на формирование различных уровней лексических обобщений.
Подбор антонимов. "Назови слова противоположные по значению". (Большой, густой, лиственный, темный, хвойный, чистый).
Учить образовывать новые слова - разные части речи от прилагательного и существительного "Давай попробуем создать одно слово из двух": густой и листья - широколистный, мелколистный, темнолистные, светлолистый.
Упражнение на формирование активного словаря.
Рассмотрение рисунков с изображением деревьев, кустов - расширение словарного запаса "Посмотри на рисунки и скажи, что там изображено"
Существительные: береза, рябина, чаща, дерево, дуб, запах, кусты, лес, орешник, осина, подлесок, воздух, сосна, тополь, елка.
Глаголы: расти, шуметь, зеленеть, живет, дышит, очищает, шелестеть, шуршать.
Прилагательные: березовый, большой, густой, душистый, смешанный, лиственный, лесное, сыр, сосновый, темный, хвойный, чистое, хвойный.
Упражнение на развитие лексической системности.
Подбирая пару:
Цель: обогащать активный словарь детей на основе знаний и представлений об окружающей среде: закреплять обобщающие слова: лес, деревья, кусты, учить подбирать определения к этим словам.
Оборудование: набор наглядности для упражнений.
Ход занятия
И. Организационный момент (1-2 мин.).
ИИ. Основная часть (15-20 мин.).
1. Сообщение цели занятия. Беседа логопеда (1-2 мин.).
2. Логопедическая зарядка: Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика: статические и динамические упражнения. Голосовые упражнения.
3. Изучение нового материала:
Лексическая сторона речи:
Упражнение на формирование различных уровней лексических обобщений.
Подбор антонимов. "Назови слова противоположные по значению". (Большой, густой, лиственный, темный, хвойный, чистый).
Учить образовывать новые слова - разные части речи от прилагательного и существительного "Давай попробуем создать одно слово из двух": густой и листья - широколистный, мелколистный, темнолистные, светлолистый.
Упражнение на формирование активного словаря.
Рассмотрение рисунков с изображением деревьев, кустов - расширение словарного запаса "Посмотри на рисунки и скажи, что там изображено"
Существительные: береза, рябина, чаща, дерево, дуб, запах, кусты, лес, орешник, осина, подлесок, воздух, сосна, тополь, елка.
Глаголы: расти, шуметь, зеленеть, живет, дышит, очищает, шелестеть, шуршать.
Прилагательные: березовый, большой, густой, душистый, смешанный, лиственный, лесное, сыр, сосновый, темный, хвойный, чистое, хвойный.
Упражнение на развитие лексической системности.
Подбирая пару:
Береза
Гуща
Дерево
Запах
Лес
Воздух
Сосна
Тополь
Чаща
Елка
|
большой
густой
смешаный
лиственный
лесное
сырой
сосновый
темный
хвойный
чистое
хвойный
березовый
|
Грамматическая сторона речи:
Упражнение на развитие морфологической системы словообразования.
Упражнять в образовании глаголов с приставкой пере-для обозначения преодоления чего-то "Давай вместе с тобой создадим новые слова из слов бежать, прыгать, ступать т.д..": Перебежать, перепрыгнуть, перешагнуть.
Упражнение на усвоение грамматических уточнений.
Составь фразу: (пять, два, семь, много, мало) кусты, лес, орешник, осина, подлесок, воздух, сосна, тополь, чаща.
Упражнения на формирование синтаксической составляющей речи.
Учить детей при составлении предложений применять в речи предлог: В лесу растут различные виды деревьев. На дереве живет белка. Перед дорогой растет куст. Шелестят листья.
Физкультминутка:
Упражнение на развитие морфологической системы словообразования.
Упражнять в образовании глаголов с приставкой пере-для обозначения преодоления чего-то "Давай вместе с тобой создадим новые слова из слов бежать, прыгать, ступать т.д..": Перебежать, перепрыгнуть, перешагнуть.
Упражнение на усвоение грамматических уточнений.
Составь фразу: (пять, два, семь, много, мало) кусты, лес, орешник, осина, подлесок, воздух, сосна, тополь, чаща.
Упражнения на формирование синтаксической составляющей речи.
Учить детей при составлении предложений применять в речи предлог: В лесу растут различные виды деревьев. На дереве живет белка. Перед дорогой растет куст. Шелестят листья.
Физкультминутка:
Слова говорит логопед
|
Движения выполняют дети
|
Трава низенькая-низенькая,
Деревья высокие-высокие,
Ветер дерева колышет, качает,
То влево, то вправо наклоняет,
То вверх, то назад,
То вниз нагибает.
Птицы летают, на деревьях резвятся,
А дети тихонько за парты садятся.
|
Дети встали, отошли от стола.
Делают присидания.
Поднимают руки вверх.
Поворачиваются.
Наклоны вправо, влево.
Потягиваются вверх, назад.
Наклоняются вперед.
Машут руками.
Садятся за парты.
|
4. Закрепление нового материала:
Упражнение на развитие связной речи.
Учиться правильно составлять предложения "Сложи из представленных слов предложения" опираясь на картинки:
1. Лес, дети, собрались, уйти, и.
2. Растет, густой, на, куст, поляне.
3. Зеленеет, березовый, в дали, лес.
4. Воздухе, в, запах, стоит, елки.
5. Имеют, дуба, листьев, запах, приятный.
6. На, играли, поляне, дети.
Развитие мелкой моторики - "Слоненок"
Очень толстые ноги имею
И едва ими переставляю,
У меня высокий рост,
Вместо рта у меня хвост.
Исполнение: Поставить вертикально пальчики на плоскость, выставить средний палец вперед (обеими руками).
III. Итог занятия. Домашнее задание (1-2 мин.).
Вопросы к ребенку: что нового узнали? Чему научились?
Что, как ты думаешь нужно повторить дома?
Упражнение на развитие связной речи.
Учиться правильно составлять предложения "Сложи из представленных слов предложения" опираясь на картинки:
1. Лес, дети, собрались, уйти, и.
2. Растет, густой, на, куст, поляне.
3. Зеленеет, березовый, в дали, лес.
4. Воздухе, в, запах, стоит, елки.
5. Имеют, дуба, листьев, запах, приятный.
6. На, играли, поляне, дети.
Развитие мелкой моторики - "Слоненок"
Очень толстые ноги имею
И едва ими переставляю,
У меня высокий рост,
Вместо рта у меня хвост.
Исполнение: Поставить вертикально пальчики на плоскость, выставить средний палец вперед (обеими руками).
III. Итог занятия. Домашнее задание (1-2 мин.).
Вопросы к ребенку: что нового узнали? Чему научились?
Что, как ты думаешь нужно повторить дома?
_________________________________________
Не за горами лето - время отпусков. Пора задумать как провести отдых, куда поехать и где побывать. А если еще не успели оформить загранпаспорт , то стоит поторопиться. Всю необходимую информацию вы сможете получить на сайте zagranpasport.kiev.ua