Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют
защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни.
Д. Родович
Д. Родович
Жизненный путь человека
с самого первого шага немыслим без
участия взрослых. В руках взрослых реальная возможность приобщения детей к
добру, красоте, ненасилию. Важно, чтобы у детей пробуждалось чувство своей
сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и (поступки,
участвовать в охране окружающей среды, приобщаться к культуре, общечеловеческим
ценностям, закладывать фундамент своего
здоровья).
Качественное усвоение
данных задач не возможно без систематической, продуманной помощи со стороны
родителей. В чем она может заключаться? Прежде всего покажите своим детям-
ничем не заменимую ценность и красоту природы . Помогите понять своим детям,
что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле,
диалектическую неразрывность и взаимообусловленность природы и человека.
Все мы знаем: общение с природой делает
человека добрее, будут лучше чувства.
Все мы знаем: будущее
станет таким, каким будет человек.
Все мы знаем: будущее все цело зависит от
того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание детей.
Поэтому нужно с самых первых дней жизни
ребенка через красоту пробуждать лучшее чувства, энергию радости, что положительно
повлияет на психологическое и физическое здоровье.
А истинную красоту можно
найти только в природе. Именно природа дарит вдохновение, и прекрасные ощущения.
Чаще бывайте со своими
детьми на природе. Она породнит, подарит силу, здоровье, хорошее настроение.
Она направит на твердые жизненные позиции: «от красоты природы - к красоте
слова, музыки, живописи»., - говорил Сухомлинский. Но бывать часто на природе это
еще не все. Научите детей замечать ее величие, богатство и разнообразие.
Помогите понять своим детям, что Природа не только храм здоровья и
эстетического наслаждения, но и источник познания и воспитания человечества.
Именно человечества. Научите своих детей любить и уважать природу, защищать ее,
но прежде всего научитесь это делать сами, покажите своим детям, что вы честны,
смелы, заботливы сами. И эти качества эхом отзовутся в сердцах ваших детей,
умножаться и порадуют вас.
«Рыбе - вода, птице -
воздух, зверю - лес, степи, горы. 'А человеку нужна Родина. И охранять природу
- значит охранять Родину» - познакомьте своих детей с этими высказываниями
русского писателя М.М. Пришвина. Объясните смысл этих мудрых строк своим детям
на примере, обращая их внимание еще и еще раз на красоту родной природы. Это
укрепит в сердцах ваших детей патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому
месту, где живете, вызовет уважение к тем, кто помог постичь любовь,
вдохновение, желание покорять высоты в науке и искусстве.
Многие исследования
показали, что люди усваивают те или иные убеждения с детства, до того, как
получат возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием
взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от девяти
лет и старше, эти предпочтения складываются в твердые стереотипы, изменить
которые уже трудно. Жизнью подтверждено, что ребенок более податлив,
«пластичен», на него сравнительно легко влияют и в хорошую и в дурную сторону
разные воздействия окружающей среды. Чем меньше ребенок, тем легче на него
воздействовать. Как писал А.В. Луначарский: «Маленького ребенка можно лепить,
старшего приходиться гнуть и взрослого - ломать».
Уже к трем годам ребенок
любит подражать другим, поэтому в данное время особенно большой значение для
развития детей приобретает пример старших.
В 5 лет ребенок может
уже подчинять свое поведение контролю сознания. Привычки становятся более
устойчивыми, у него появляется стремление к труду, вежливость, общительность,
чувство красоты. Дети в этом возрасте понимают сказанное взрослыми буквально.
Эту особенность нужно знать и учитывать.
В 6-7 лет у детей
зарождается чувство любви к Родине, ее природе, истории, жизни. Они с охотой
слушают, читают, у них хорошо развивается память. Ребенок начинает высоко оценивать
авторитет старших: их речь, облик, отсутствие расхождений между словом и делом;
рождается уважение, доверие, подражание. Таким образом, в дошкольном возрасте окончательно
закладываются основные корни воспитания. Поэтому образованность родителей, их
образ жизни, поведение, отношение к окружающему, способствует установлению у
детей более богатых духовных связей со средой.
Важно в этот период
жизни ребенка, не смотря на его возраст (5-7 лет), обратить внимание на то, что
мир обременен проблемами, что кризисы и катаклизмы охватили всю нашу Планету,
что мир ждет спасения. В чем оно? Докажите детям, что все зависит от Человека,
от всех нас. Без нас, без нашего участия само собой ничего не произойдет. Нужен
единый путь, который выведет на к Свету . Этот путь по силе только тем, кто
добр, благороден, кто стремится к прекрасному, к красоте. Пусть ваши прогулки и
беседы с детьми у костра на закате или восходе солнца помогут зародиться
красивым мыслям. «От красивых образов к красивым мыслям, от красивых мыслей - к
красивой жизни. А от красивой жизни - к абсолютной красоте» Платон.
Именно родители, семья
закладывают в маленьком человеке основы различных потребностей и потребления.
Воспитывая достойного
человека, мы, взрослые, должны постоянно помнить, что положительный результат
не возможен, если в жизни ребенка большое количество запретов. Запрет для
ребенка тормоз. Он останавливает действие, плохо влияет на развитие и здоровье.
Мы должны отказаться от попыток переделать характер ребенка, который появляется
у него с первых дней. Это невозможно - переделать характер, сломать - можно. А
зачем? В определенные сроки у ребенка созревают те или иные качества. Важно не
упустить эти сроки: трудитесь со своим ребенком, отдыхайте вместе с ним,
смотрите научно-познавательные передачи и говорите, говорите, говорите.
Обращайте внимание на доброе, на красивое отношение к окружающему, на единство
Природы и человека. Открывайте вместе со своим ребенком мир обновления и
возрождения, учитесь любить окружающий мир: солнце, воду, животных, растения,
человека. Ведь единство человека и Природы явление. Естественное единство
человека с природой то же, что единство матери и дитя. Поможем же своим детям
понять, что человек может жить в гармонии с окружающим миром, что человек
способен познать и совершенствовать этот мир на основе принципа «не навреди!»,
сыновнего отношения к нему - такой человек в будущем постоянно будет трудиться
над проблемой сохранения окружающей среды, над предотвращением экологической
катастрофы. Вселите надежду и веру в вашего ребенка. Пусть он запомнит: Земля -
наш маленький, прекрасный и единственный дом, в котором человек должен быть
хозяином. Люди должны быть не сторонними наблюдателями, а участниками разумного
преобразования природы, активными ее защитниками. Мы - маленькая частица
природы. Все в природе едино. Главная ценность - здоровье Планеты, и как
следствие - здоровье каждого человека.
Чтобы ваши беседы с
детьми проводились успешно предлагаем следующий материал:
1.
Л.И. Егоренков
«Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников»
2.
О.А. Воронкевич
«Добро пожаловать в экологию»
3.
Г.К. Тавлинова
«Цветы в комнате и на балконе»
4.
консультации «В
кругу семьи»
5.
С.Н. Николаева
«Место игры в экологическом воспитании дошкольников»
6.
Виноградова
«Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой»
7.
Лучич «Детям о
природе»
План работы с родителями на учебный год в средней
группе.
№
|
Название месяца
|
Наименование консультаций для родителей
|
1
|
Октябрь
|
Собрание: «Формирование начал экологической культуры»
|
2
|
Декабрь
|
Консультация: «Экологическая тропинка»
|
3
|
Февраль
|
Консультация: «Экологические игры»
|
4
|
Апрель
|
Собрание: «Умственное воспитание детей в процессе
ознакомления с природой»
|
5
|
Июнь
|
Консультация: «Психолого-педагогические основы начального
экологического воспитания»
|
План работы
с родителями на учебный год в старшей группе
№
|
Название месяца
|
Наименование консультаций для родителей
|
1
|
Сентябрь
|
Консультация: «Сила твоего тела заключена в соках растений»
|
2
|
Октябрь
|
Родительское собрание: «Создание оптимальных условий
для воспитания экологически грамотных людей, формирование высокой
экологической культуры»
|
3
|
Ноябрь
|
Консультация: «Жемчужины природы Башкортостана
|
4
|
Декабрь
|
Консультация: «Здравствуй, гостья Зима!»
|
5
|
Январь
|
Собрание: «Экологическое воспитание детей в условиях
рекреации»
|
6
|
Февраль
|
Консультация: «Задачи на удивление»
|
7
|
Март
|
Родительское собрание: «Здоровье Планеты в наших руках»
|
8
|
Апрель
|
Консультация: «Путешествие в мир растений»
|
9
|
Май
|
Консультация: «Фиточай для здоровья»
|
10
|
Июнь
|
Консультация: «Лето»
|
План работы с родителями на учебный год в
подготовительной группе.
№
|
Название месяца
|
Наименование
консультаций для родителей
|
1
|
Сентябрь
|
Консультация: «Ваш
ребенок познает мир»
|
2
|
Октябрь
|
Собрание: «Рождение
экологического миропонимания»
|
3
|
Ноябрь
|
Консультация: «Ребятам
о зверях»
|
4
|
Декабрь
|
Консультация: «Зимний
огород на окне»
|
5
|
Январь
|
Собрание:
«Экологическое воспитание детей в условиях рекреации»
|
6
|
Февраль
|
Консультация:
«Путешествия в мир растений»
|
7
|
Март
|
Консультация:
«Прогулки с родителями в лес»
|
8
|
Апрель
|
Консультация: «Выход с
родителями на рыбалку»
|
9
|
Май
|
Консультация: «Месяц
гнезд»; «Зона отдыха на балконе (лоджии)»
|
Автор: Зарудской О.Н. МАДОУ №11 "Сказка" респ. Башкортостан г. Кумертау