Тема. Что значит быть воспитанным
Цель: выяснить, как соотносятся мораль, воспитанность и этикет, к чему приводят незнания правил этикета, какие нормы нельзя забывать; обсудить с детьми ключевые понятия урока; научить учеников критически относиться к своим поступкам и поступкам других детей.
Эпиграф: "Воспитанные люди всегда уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительные, добрые, вежливые, уступчивые"(А. Чехов)
Ход урока
I. Вступительная часть
1. Приветствие
Учитель. При встрече мы говорим друг другу: "Доброе утро", "Добрый день", "Добрый вечер". Эти приветствия немного волшебные, не так ли? Они словно говорят: "Я желаю тебе добра"!
Прочитаем сказку В.Сухомлинського "Скажи человеку "Здравствуйте"!" (Дети выполняют задание.)
Почему такая простая норма этикета, как приветствие, произвела настолько сильное впечатление на мальчика? Обоснуйте свое мнение(Ответы детей)
Проверка письменного задания в рабочей тетради по теме
"Как наши поступки влияют на нашу жизнь"
1-2. Согласен ли ты с утверждениями?
Поступки - наши действия
Далеко не все наши действия можно назвать моральными поступками.
3. Приведи пример хорошего поступка, совершенного тобой.
4. Пользуясь справочными словами, заполни пропуск.
Поступок, который требует чрезвычайного напряжения сил, самопожертвования риска для жизни, называют.
5-6.Допиши утверждение.
Причиной многих наших ошибок является неумение...
Оценивая поступки, мы соотносим их с...
7-8. Составь небольшой рассказ об одном из своих хороших поступков. (Индивидуальный ответ ученика)
3. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Скажите, как, по вашему мнению, соотносятся добро и воспитанность? (Дети приходят к заключению, что в основе воспитания, хороших манер лежит уважение к другим людям, желание им добра)
А как соотносятся наши действия и поступки с нашим воспитанием? (Воспитанный человек старается вести себя хорошо, и совершать моральные поступки)
ІІ. Основная часть
Работа в группах
1 группа. "Толкователи". Объясняют значения слов : добро, доброта, милосердие, воспитанный.
2 группа. "Мифологи". Объясняют значение слов Добро и Зло(на примере мифов и сказок)
3 группа "Этимологи". С помощью словаря объясняют смысл слова "добрый"
Слово "добрый" имело значение "крепкий", "сильный". Не случайно защитника Руси называли Добрыней. Позже это слово стало оценивать человека по внешнему виду. Впоследствии оно стало означать "богатый". Раньше называли детей именами Доброслав, Добромысел, это значило, что у них будет светлая судьба.
5 группа. "Психологи"
Проводят игру "Репортер"
Берут у некоторых учеников интервью на тему : "Что для вас в жизни ценнее всего, важнее"?
ІІІ. Завершающая часть.
1. Работа в группах.
В каждой команде на парте бумага, на которой нарисовано солнышко.
Вписать в лучики солнца синонимы к слову "доброта".
(уважение, доброжелательность, сопереживание, милосердие, душевность, кротость и проч.)
2. Выводы
IV. Домашнее задание
Прочитать параграф "Что значит быть воспитанным"?
Прочитать в учебнике параграф "Не Белоснежка" и проанализировать его по плану в задании 4.
Выполнить в рабочей тетради задание по теме "Что значит быть воспитанным"?.