Цель проекта: познакомить детей с
наукой Орнитологией, ее особенностями.
Углубить разносторонние знания о
жизни птиц, их разновидности.
Учить детей самоорганизовываться,
планировать свои действия, обобщить результаты работы, искать разные источники
информации, работать в группах.
Развивать речь, воображение,
творчество, бережливость, настойчивость.
Воспитывать любовь к птицам,
желание помочь им и бережно относиться.
Задачи проекта:
• Узнать о науке Орнитологии.
• Выявить характерные особенности
птиц и их жизни.
• Ознакомиться с произведениями о
птицах из художественной литературы.
• Попробовать свои силы в
написании стихов, загадок, сказок, рассказов.
• Провести социальные опросы
учащихся школы о значении птиц и выпустить газету «Птицы - наши друзья».
• Смастерить кормушки,
скворечники и повесить их возле школы.
• Систематизировать собранный
материал и представить на уроке.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Девиз: «Птичья Семья - наша радость,
так пусть же она не знает горя».
Слайд 1
1.1. Приветствие:
Я приветствую солнышко
«Здравствуй золотое!»
Я приветствую цветочек «Пусть он
цветет!»
Я приветствую дождик «Лей, как из
ведра!»
Дети, и вас приветствую, желаю
вам добра!
- Улыбнитесь друг к другу и поздоровайтесь
с гостями.
- Работы у нас очень много и
поэтому предлагаю, не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть,
не просто отвечать, а рассуждать, дружно, плодотворно работать.
- Начнем песней про дятла.
1.2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня у нас презентация
проектного урока «Путешествие в страну Орнитологию». Слайд 2 «О своих
достижениях будут отчитываться:
«Исследователи» «Экологи»
«Поисковики» «Журналисты»
«Юные мастера» «Маленькие
звездочки»
1.3. Мотивация учебной
деятельности.
- Вспомните девиз урока;
- Представляете ли вы свою жизнь
без птиц?
- Как вы понимаете фразу: «пусть
птичья семья не имеет бедствия»?
1.4. Постановка проблемы.
Загадка: Странное существо в небе
летает,
Крылья широко расправляет (птица)
Вспомнить девиз урока, возникает
проблема:
- Кто такие птицы?
- Какая у них жизнь?
- Чем люди могут помочь птицам?
2. Фронтальная работа.
2.1. Слушание записи пения птиц.
- Что вы представили?
2.2. Составление ассоциативного
ряда:
Слайд 3
- Молодцы! Правильные слова
подобрали. Много знаете о птицах! А еще больше узнаете, когда послушаете
сообщение группы «Исследователей».
2.3. Презентация доклада от
группы «Исследователи»
Слайд 4
2.4. Загадка:
Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины.
(Ласточка)
Е. Груданов
- Про какую птицу загадка?
- Эта загадка относится к
художественной литературе.
- С давних времен писатели и
поэты писали прекрасные произведения о птицах.
2.5. Выступление художественной
литературы.
Группа «Поисковики» презентуют
сборник литературных произведений о птицах «Литературная сокровищница»
Слайд 5
2.6. Инсценировка стихотворения
Ивана Блажкевича «Зимой».
- Так какие птицы бывают за своим
образом жизни? (зимующие и перелетные)
2.7. Дидактическая игра «Зимующие
и перелетные птицы».
2.8. Отчет группы «Юные мастера»
Слайд 6
- Чтобы облегчить жизнь птицам,
люди им помогают. Послушайте наших мальчиков.
- Очень хорошо, что наши ученики
вместе с родителями имеют желание помогать птицам, быть им друзьями. Они имеют
доброе сердце.
2.9. Физпауза:
Станем смирно! Руки в боки,
И поскачем как сороки.
Как сороки - белобоки.
Скок-скок, скок-скок.
Все устали мы немножко
Разомнем немножко ножки,
А теперь и ручки наши
Как крылья птицы быстро машут.
Прошу всех быстрей садиться
Будем дальше мы трудиться.
2.10. А вот какую пользу приносят
птицы в природе, мы узнаем от группы «Экологи». Сегодня они презентуют
справочное пособие «Птицы - часть природы».
Слайд 7
2.11. Наши юные «Журналисты»
провели опрос учащихся нашей школы об отношение людей к птицам и выпустили свою
газету.
- Давайте сейчас послушаем!
2.12. Физпауза « Танец утят».
2.13. Первые попытки пера сделали
девочки из группы «Маленькие звездочки». Они подготовили на ваше усмотрение
свои собственные произведения. Сборку мы решили назвать «Птичьи перепевы».
Подарок всем гостям - песенка про
воробушка.
3. Итог.
Слайд 8
- Понравился ли вам урок?
- Узнали ли вы что-то новое о
птицах?
- Было ли вам интересно?
- Хотите ли вы продолжить эту
работу?
(Если это так, нарисуйте улыбку
на листе бумаги и подарите гостям ).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Жизнь птиц»
Птицы
Птицы - это теплокровные
позвоночные животные, имеющие тело покрыто перьями, клюв, вместо передних
конечностей - крылья. Перья согревают птиц, помогают им летать, имеют в своем
составе кератин.
Скелет птиц очень легкий, и это
помогает им летать. Кости у птиц внутри полые, причем в плечевой кости
расположен особый воздушный мешок. Крылья птиц очень легкие, поскольку в них
нет крупных мышц. От большинства животных птицы отличаются тем, что откладывают
яйца. Яйца птиц могут быть разной по форме, цвета и размера. Не все птицы
летают. Существуют птицы, которые в ходе эволюции утратили такую способность.
Зато они умеют быстро бегать или прыгать, а у некоторых крылья приспособлены к
плаванию. Страус умеет очень быстро бегать и таким образом спасается от врагов.
Пингвины используют свои крылья для плавания. Самый большой размах крыльев
имеет альбатрос - большая морская водоплавающая птица с длинными узкими
крыльями, удлиненным клювом.
Клюв у всех птиц. Клюв может быть
длинным или коротким, загнутым вверх или вниз, ложкоподобным, зубчатым или с
перекрестными челюстями. Птицы, питающиеся рыбой, имеют длинный тонкий клюв. У
птиц, которые едят семена, орехи, фрукты, клюв короткий и крепкий.
Птицы поют, чтобы сообщить другим
о своем местонахождении, или чтобы пометить территорию - место, где гнездятся и
ищут еду. Некоторые птицы, например соловей, поют в лунные ночи. Дрозд - самый
мелодичный. Маленькие птички имеют много врагов, поэтому большинство из них
погибает в первый год жизни. Большие птицы живут дольше.
Когда на земле совсем не было
птиц. Жили только змеи и ящеры. Один из древних ящеров стал прародителем птицы.
Чешуя его постепенно превратилась в перья, передние лапы - крылья. И первая
птица поднялась в воздух.
Случилось это 150 миллионов лет
назад. Прошло очень много лет, чтобы древняя птица стала похожа на современную.
Людям стало интересно знать
больше о жизни птиц.
Орнитология - раздел зоологии
изучающий птиц, их физиологию, экологию и географическое размещение.
Задачи орнитологии включают -
изучение видового разнообразия и численности особей на исследуемой территории,
изучение систематики, физиологии и проблемы охраны редких видов.
Есть несколько видов
орнитологических исследований. Самый простой - наблюдение. Некоторые
исследования проводятся с помощью кольцевания. Для этого птиц отлавливают
специальными сетками, одевают на палку кольцо и отпускают. Когда этих птицу
ловят в другом месте, то по кольцу, можно узнать, откуда она прилетела.
Почему птицы поют?
Птицы поют, чтобы общаться с
особями своего вида. Весной самцы поют, чтобы привлечь внимание самок. Пение
также используют, чтобы объявить пределы своей территории. Взрослые особи и
птенцы отличаются голосом.
Почему птицы иногда танцуют?
Для некоторых птиц танец является
частью брачного ухаживания. Очень красиво ухаживает страус. Он перед своей
невестой по очереди поднимает вверх свои крылья, приседает перед ней. Его
красные ноги при этом вытянуты вперед, а шея, также красная, откинута назад. Он
вертит шеей и поет: глухо шипит, булькает горлом и раздувает шею.
Интересно!
1. Совы могут поворачивать голову
на 270 градусов и закидывать ее обратно на 180.
2. Страусы несут самые крупные
яйца в мире. Их вес достигает 1,5
кг. Страусята, еще не вылупившись из яйца, уже
разговаривают с родителями, мелодично попискивая.
3. Самые маленькие яйца у колибри
- 1,6 г.
4. Колибри строят гнезда, размеры
которых меньше половинки скорлупы грецкого ореха.
5. В зависимости от вида, птица
имеет от 940 до 25 000 перьев.
6. Альбатрос имеет самый большой
размах крыльев, который может достигать 3 м.
Как птенцы выходят из яйца?
Они разбивают скорлупу своим
клювом, на котором расположен специальный зубец, которым они пробивают его с
середины.
Кто такая птица-секретарь?
Такое название эта птица получил
благодаря челке из длинных черных перьев на голове - словно писарь или чиновник
заложил за ухо гусиное перо, которым писали два века назад. Поэтому вид у
секретаря ученый и почтенный.
Птицы.
Птицы - это животные, тело
которых покрыто перьями, передние конечности превращены в крылья, на голове
размещен клюв, который помогает захватывать и измельчать пищу. На свете очень
много птиц, среди которых выделяют перелетных и зимующих.
Зимующие птицы постоянно
проживают на одной и той же местности. Это синицы, воробьи, вороны, голуби,
сороки. Они питаются плодами и семенами, которые остались на растениях. Твердый
клюв этих птиц позволяет доставать насекомых и их личинок из-под коры деревьев.
Но все же в холодные морозные дни эти птицы перелетают ближе к жилью человека,
где им легче найти пищу.
Перелетные птицы, из мест, где
строят гнездо, на зиму улетают в теплые края, а весной возвращаются. К перелетным
птицам принадлежат ласточка, соловей, зяблик, утки и гуси, журавль, аист,
дрозд. Они питаются насекомыми, которых ловят на лету. Осенью, когда еды
становится мало, перелетные птицы отправляются в дальнюю дорогу на поиск тепла
и еды.
_______________________________________
Размышляете в какое учебное заведение поступать? Устали в поиске перелистывать страницы интернет сайтов? А почему бы не зайти на сайт Study Ranger, ведь там ві сможете найти всю необходимую информацию про вузы санкт-петербурга , Москвы, Екатеринбурга и многих других городов.Удачи вам!
_______________________________________
Размышляете в какое учебное заведение поступать? Устали в поиске перелистывать страницы интернет сайтов? А почему бы не зайти на сайт Study Ranger, ведь там ві сможете найти всю необходимую информацию про вузы санкт-петербурга , Москвы, Екатеринбурга и многих других городов.Удачи вам!