05.07.10 |

Ребенок не хочет учиться, ему неинтересно

«Вы считаете - это правильно?! ..»

В заголовок этого выпуска вынесен замечательный вопрос, который, мне задают возмущенные родители «неуправляемых детей» в ситуациях, когда я начинаю раскрывать объективные – возрастные, социальные и исторические - причины сопротивления детей родительским ожиданиям. В ответ мне хочется спросить: «правильно» ли идти дождю в январе?.. особенно, если это случается все чаще и чаще?..» Может быть, логичнее не оценивать, а учитывать уже состоявшуюся «аномалию природы»?..

Давайте с этой точки зрения познакомимся с одним письмом письмом моей читательницы:

"Здравствуйте, Светлана! Я являюсь подписчиком Вашей рассылки "Родителям обыкновенных детей индиго". Она мне ОЧЕНЬ нравится. Хотелось бы, чтобы Вы затронули в рассылке тему, как подросток может сам захотеть учиться, как мне ему помочь.

Меня зовут Ирина. Со старшим сыном (сейчас 17 лет) проблем никаких не было, а младшая дочь Маша (13 лет, 7 класс) учится плохо. Есть у нее 4 и 5, но много 3 и 2. В отношениях с ней меня очень беспокоит только учеба, наши взаимоотношения с ней хорошие . Я понимаю, что неправильно контролировать все время учебу, но как отпустить ситуацию, смирясь, что моя дочь будет троечницей? Я сама всегда была отличницей, но понимаю, что она не обязана быть такой же, принимаю ее какая она есть, говорю, что люблю ее, хвалю за успехи (5 и 4).

На уроках она не слушает учителя (особенно это касается алгебры, геометрии и физики), машинально пишет, придя домой, делает уроки лишь бы как, теорию не учит. Вот ее слова: "Я делаю домашнее задание - что вы от меня еще хотите, а на уроках я делаю что хочу - это моя жизнь". В общем, полное отсутствие интереса. После быстрого "делания уроков" бежит гулять, вечером очень важно ей посидеть за компьютером в чате или болтать по телефону полчаса. Я понимаю ее желания, не запрещаю ничего, знаю, как важно все это для подростка. Говорю ей, что прогулки не должны влиять на учебу. Но учеба страдает, мне кажется, что прогулки ни причем, просто нет желания учиться.

Маша не хочет, чтобы я постоянно контролировала учебу- я сама буду учиться. "Хорошо, я доверяю тебе" -были мои слова. Январь, февраль она училась сама, я только заглядывала иногда в дневник, но там было мало оценок. Когда в начале марта выставили оценки- там была куча 2 и 3. А за март уже поправить ситуацию было трудно. Т.е. я доверилась ей, но результа вышел плачевный".

Я очень понимаю тревогу Ирины. Для меня тоже было «шоком» осознать, что моя дочь НЕ ХОЧЕТ учиться. Если бы я сама не проходила это на практике, я бы никогда не поверила, что в дружной, интеллигентной, любящей семье может расти способный, прекрасно развитый, но совершенно не желающий учиться в школе ребенок. В те годы (а это было более 10 лет назад) я и не подозревала, что учеба, в традиционном смысле этого слова, мало связана с развитием врослеющего человека в наши дни (об этом подробнее в моей статье « Школа ВМЕСТО развития»). Просто я видела, что умный, глубокий ребенок элементарно «засыпает» за любым учебником и даже мои увлеченные монологи по истории древнего Рима, например, или рассказы о зарождении материков на планете, не вызывают у него ничего, кроме сострадания к моим усилиям.

Так же, как и автор письма, я всегда отлично училась, поэтому для меня (и моих родителей) тройки и двойки было сложно принять.. Хотя способный, нормально развитый ребенок ( но не гиперактивный) может вполне успешно «учиться» в школе (по крайней мере в средних классах), реально не загружаясь содержанием того, что «проходит»!.. Достаточно прочесть на перемене параграф; вовремя поднять руку, продемонстрировать свое развитое мышление; «между делом» выполнить (списать) письменные задания; поднапрячься на контрольной – и все!.. Поэтому для меня ключевой вопрос тогда был не в оценках, а в самом нежелании ребенка учиться!.. Причем задолго до подросткового возраста!

Выход нашелся неожиданно – я задумалась не о дочери, а о себе: что именно меня беспокоит?.. Я не могу смириться с тройками?.. Боюсь вырастить невежду?.. Не знаю, как объяснить окружающим свое спокойное отношение к отсутствию школьных интересов дочери? Когда я поняла себя, я честно поделилась своими страхами с ребенком. И он меня понял!

Поэтому вот что я хочу предложить Вам, уважаемые читатели: давайте будем честны с нашими детьми!.. Давайте не будем прикрывать наши личные чувства разговорами о значимости школьного образования для дальнейшего жизненного успеха нашего чада!.. Даже для самих учителей (я уж не говорю – для Вузовских преподавателей!) очевиден абсурд современных школьных программ и их последующей оценки через ЕГЭ. А самое главное – специалисты доказали, что в информационном обществе БЕСПОЛЕЗНО загружать мозг детализированной информацией – она слишком быстро устаревает. Зато крайне важно иметь опыт самообучаемости в области новых концепций и понятий, иметь стабильную психику и позитивную жизненную мотивацию, поскольку во взрослой жизни выпускнику школы предстоит менять род своей профессиональной деятельности в среднем каждые пять лет. Если Вы со мной не согласны – не стоит читать дальше. Продолжу для тех, кто, в общем, ощущает бессмысленность нынешнего образования, но никакой альтернативы не видит.

Сфокусируйте свою задачу: Чего Вы хотите?

-Развить познания ребенка в каких-то областях (точные науки, языки, и т.д.)?

- Убедиться в том, что ребенок учиться не хуже (лучше) других?

-Освободиться от страха за будущее ребенка?

-Воспитать в своем ребенке самостоятельность?

-Воспитать в своем ребенке настойчивость и последовательность?

-что-то еще?

Эти задачи требуют конкретных решений, которые можно согласовать по принципу взаимовыгодного сотрудничества с ребенком – найти мотив, по которому он станет в данной конкретной ситуации вашим единомышленником!

Со старшей дочерью для меня принципиальными были: преодоление страха за ее будущее, развитие некоторых ее способностей и приемлемые «оценки за четверть».

Поэтому я начала искать информацию о «новом образовании», озадачилась увлеченным репетитором по математике (мы гуманитарии), а в отношении остальных дисциплин мы пришли к соглашению.

Я честно призналась дочери, что само содержание учебного материала мало что даст ей в жизни, но личностно важно быть успешной. Поэтому надо уметь ладить со всеми учителями и вовремя поддерживать свой имидж приличными ответами (докладами). К тому же по опыту я убедилась – ребенку каждый месяц нужна неделя психологического отдыха от школы, а это проще организовать «по семейным обстоятельствам», если учебные дела благополучны. Это был Важный мотив для дочери.

Мы разобрали ситуацию по каждому предмету: что вызывает напряги и как их устранить минимальными усилиями. Что-то пришлось «подтянуть» с репетитором, кого-то из учителей переосмыслить как «положительный персонаж», найти в нем что-то вызывающее симпатию. (Полезный жизненный опыт!..) короче - надо было проложить рельсы для последующей максимально "экономичной" учебы.

То, что я сама считаю значимым в школьной программе –некоторые произведения литературы, исторические концепции, или мировоззренческие представления –я сама обсуждала с дочерью. На самом деле это не так уж трудно. Вспомните то, что Вы сами считаете важным знать для культурного человека и просто общайтесь на эти темы!.. Я признала, что главное развитие мое ребенок получает не в школе, а занимаясь своими собственными делами! Потому что самостоятельная личность формируется тогда, когда имеет возможность ставить и достигать собственные цели!

Таким образом из оппонентов :«Как?.. Ты не хочешь учиться?!» -мы стали союзниками: «На каком этапе воплощение нашего плана?..»

К старшим классам проявились интересы в области общественных наук, дочь с успехом защитила свой авторских проект по правам человека в конкурсе под эгидой ООН, разработала и прекрасно реализовала в течение нескольких лет программы тренингов по межнациональной толерантности среди молодежи.

Сейчас ей двадцать, она воплощает совсем другие проекты, но школу вспоминает без отвращения.

С младшей дочерью все иначе. Она любила учиться в младшем возрасте, но зато стремительно повзрослела к12 годам! Это вызвало бурный подростковый период, в котором все утратило значение, кроме общения со сверстниками!.. Для сохранения самодисциплины я перевела в ее экстернат. Дочь учится периодами: каждый месяц нужно сдать определенный объем школьной программы - она целенаправленно может сидеть сутками, а потом неделю гуляет. Для «классического» подростка принципиальной является свобода. Поэтому моя задача –увязать эту свободу с ответственностью: « У тебя есть свобода, потому что ты взял на себя обязательства».Поскольку она у меня «акселератка», то круг ее друзей значительно старше по возрасту, много студентов, которые, так же как и она, учатся «приливами». Это помогает мне контролировать процесс.

Вернувшись к вопросу «Правильно ли это?..» в отношении учебы, могу сказать только, что это – вариант!.. Главная цель родителя: вырастить ребенка здоровым, уверенным в своих силах, честным и доброжелательным по отношению к другим людям – не противоречит этому варианту!

В ситуации, когда Вы сталкиваетесь с упорным сопротивлением ребенка чему-то, позвольте себе увидеть «правду» оппонента. Помните: Мы не властны над мыслями и чувствами другого человека, поэтому бесполезно их оценивать как хорошие , или плохие. Гораздо эффективнее разобраться: в чем наши интересы расходятся, а в чем мы можем быть союзниками. После этого переведите свою проблему в разряд реалистичных задач, и решайте ее вместе, исходя из общих интересов!

Удачи!

С глубоким уважением ко всем детям и родителям - Светлана Добровольская.

Организованный ребенок

Слово «неряха», столь часто используемое нами, этимологически восходит к слову «рядиться». Неряха – значит «не ряженый», не наряженный, не приведший свой вид в порядок. Это слово вызывает у нас устойчивую ассоциацию с неопрятным, грязным, неорганизованным человеком, не желающим следить за своим внешним видом. В действительности же внешняя неряшливость – лишь одна из сторон более глобальной проблемы, поражающей многих людей: проблемы неорганизованности.

Откуда берутся неряхи?

Слово «организованность» происходит от греческого organiso («устрояю», «созидаю») и обозначает упорядоченную систему отдельных элементов, связанных в одно целое. Близкое по звучанию слово «организм» - есть не что иное, как набор органов, членов, частей, связанных в единое целое, функционирующее для своего же блага. Все части тела находятся в таком положении друг для друга, что взаимно дополняют и заботятся друг о друге.

Удивительно то, что в человеческом теле «уживаются» почти все элементы таблицы Менделеева, подчас совершенно не совместимые и «конфликтующие» друг с другом. Это, пожалуй, наилучший пример организованности. Человек организованный – человек, упорядочивший все сферы своей жизни. Это дается не всегда просто и легко. Гораздо легче и проще пустить все «на самотек», жить без всяких правил и принципов. Результатом такого подхода будет неорганизованность, выливающаяся в очевидную всем неряшливость.

Организованный ребенок – явление, скорее, выходящее за пределы обычного положения дел, чем наоборот. Другими словами, организованный ребенок (как, впрочем, и человек взрослый) – это тот, в отношении которого приложено некое усилие. Для того чтобы выработалась привычка, необходимо потратить некоторое время. Причем, важно привить эту привычку таким образом, чтобы она не стала тяжкой обузой для ребенка, чтобы он ее не ненавидел в течение всей своей жизни. Некоторые родители любят «поддавливать», применяя излишнюю строгость и педантичность по отношению к детям. Порой можно наблюдать, как мамы и папы совершают безрассудные поступки, пытаясь создать для своих чад такие условия, в которых бы они ни в чем не нуждались.

Некоторые сверх организованные мамаши записывают детей во всевозможные студии, секции, кружки и курсы, считая, что посредством этого их дети опередят в развитии своих сверстников. Но опыт жизни показывает, что ребенок, чей график расписан по часам и минутам, не обязательно будет гармонично развиваться и вырастет в организованного интеллектуала-спортсмена. Как же оказаться мудрыми родителями: привить добрые навыки порядка и вместе с тем не вызвать чувство отвращения у детей ко всем этим правилам?

Что такое беспорядок?

Вспоминая выражение профессора Преображенского, можно сказать, что беспорядок начинается не в клозетах, а в головах. Все, что мы делаем – есть отражение нашего внутреннего мира, нашей души, эмоций, отношения к реальности. Если в душе разруха, беспорядок будет и в доме, и в отношениях с близкими и друзьями. Человек не может слишком долго иметь поведение, отличающееся от его реального состояния. Внутренняя гармония также выражается в гармонии внешней. Шедевры музыки, живописи, поэзии – это все лишь отражения состояния души отдельных личностей, умевших «ловить» впечатления и воплощать их в строки или ноты.

Беспорядок не может существовать сам по себе, он существует всегда как отрицание порядка. Следует согласиться с тем, что беспорядок – образ жизни (как и порядок), а не только способ раскладывания вещей в помещении. Организованность и порядок есть наличие системы, системы в мыслях, жизненных ценностях, воплощающихся в поступках. Человек так устроен, что ищет системы (ищет во всем причины и следствия; ищет для каждой вещи ее места в природе). Вспомните забавную «Путаницу» Корнея Чуковского, в которой животные перепутали свои роли (утята начали квакать, котята – хрюкать и т.п.). В это сказке показана в простейшей форме сама суть беспорядка – отсутствие системы и исполнения вещами своих ролей.

Порядок – есть оптимистичное отношение к жизни, а не тяжелая обуза, которую следует нести в силу чьей-то «злой» воли. В одном из английских военных училищ для подростков (наподобие Суворовского училища) воспитанников учили не просто складывать вещи аккуратно, но из стопки сложенной одежды формировать веселую рожицу: сложенные носки изображали улыбающийся рот и нос. Спрашивается, зачем это нужно? Не достаточно ли было просто заставить складывать одежду ровно, без морщин и складок? Ответ прост: командиры хотели этим простым действием показать детям, что порядок – это не просто перпендикуляры и параллели, а это веселая улыбка твоих собственных вещей тебе же.

Порядок не может быть частичным в жизни. Наверняка мы могли отметить для себя, каким диким бывает, например, такое сочетание: красивый, одетый с иголочки, опрятный молодой человек в разговоре «гнет матом как сапожник». Организованность и порядок – чистота во всех сферах жизни.

Итак, беспорядок нельзя просто отрицать, нужно утверждать порядок. В попытках привить ребенку аккуратность и организованность необходимо:

• Дать ребенку ясное представление о том, что такое порядок.

• Сделать понятным для детей то, почему порядок – это хорошо, почему порядок – гораздо лучше беспорядка.

Для того чтобы эти объяснения имели силу, нужно чтобы они шли «от сердца»: чтобы вы говорили о том, что действительно близко вам самим, иначе дети вам не поверят. Чтобы это состоялось, нужно самим быть порядочными людьми.

• Нужно иметь моральные ценности

• Нужно верить, что в жизни побеждает добро, а не зло

• Нужно делать эти принципы основанием любой мотивации и объяснениями поступков.

Практические советы по воспитанию организованности

Совет 1. Объясните ребенку, где живут его игрушки и вещи

Для того чтобы идея упорядоченности укоренилась в детском сознании, попытайтесь снизойти на детский уровень. Не пытайтесь требовать порядка от ребенка на уровне взрослого. Помните, что ребенку сложно запомнить такие простые (на взгляд взрослого) вещи как правило и порядок. Для детей все необходимо преподавать в примерах и образах.

Если вашему сыну или дочке уже есть 2 года, можно попробовать поиграть в игру «Царство вещей и игрушек». Представьте для него весь дом как некое царство, в котором живут книги, вещи, игрушки и т.д. Расскажите, что у каждой вещи в этом царстве есть свое место, свой дом. Вечером каждая вещь хочет возвращаться домой: книги на полку, игрушки – в коробку для игрушек, одежда в шкаф. Также объясните, что мама и папа также возвращают все вещи на их места, так как тоже живут в этом царстве. Объясните, что за игрушки, книжки, одежду отвечает именно он (ваш ребенок) и что вещи ждут, когда их вернут домой. Эта игра хорошо закрепляет в сознании детей идею, что каждая вещь имеет свое место.

Посмотрите с ребенком мультфильмы, которые рассказывают о том, что нужно быть аккуратным, почитайте сказки, рассказы, стихи на эту тему, чтобы фантазия ребенка порождала позитивные образы порядочного человека.

Совет 2. Поиграйте в порядок

Процесс наведения порядка может выражаться в игровой форме. Например, в виде веселых соревнований: если у вас несколько малышей, можно устроить соревнования для них, кто быстрее соберет вещи. Можно придумать символические призы, но не нужно делать большой разницы в ценности призов, чтобы дети не почувствовали себя обделенными или обезличенными. Главное в этом соревновании – участие детей. Центральной задачей во всех этих играх является формирование характера ребенка, а не качество уборки в первую очередь. Качество может улучшаться со временем, нужно чтобы была сформирована привычка.

Не злоупотребляйте вознаграждениями. Старайтесь почувствовать, когда ребенок начинает делать что-то ради вознаграждения. Изменяйте формы поощрения, проявляя в этом творчество.

Совет 3. Ведите за собой, а не подгоняйте сзади

Всегда ведите ребенка за собой, а не подгоняйте его. Если речь идет о наведении порядка, не просто провозглашайте свою волю с «башни из слоновой кости», а вместе с ребенком выполняйте то, к чему вы его подвигаете. Не заставляете его, а приглашайте принять участие. Через такой подход ребенок поймет, что порядок и организованность это:

• не тяжелая обязанность, а радостное увлечение,

• общие семейные ценности, которые вы уважаете.

Соберите вместе с ребенком игрушки, пригласите его с собой помыть посуду, скажите ему, что нуждаетесь в его помощи в приготовлении супа. Это важно для формирования отношения к повседневным делам.

Совет 4. Не уставайте напоминать о простых вещах

Если ребенок не запоминает всех правил порядка, не отчаивайтесь. Не уставайте напоминать о простых вещах день за днем. Повторяйте такие элементарные требования, как:

• Мытье рук после туалета,

• Чистка зубов после еды,

• Расправление полотенца на вешалке после вытирания рук,

• Уборка обуви на полку после того, как ребенок разулся и т.п.

Пусть каждое напоминание не вызывает у вас раздражение. Не нужно кричать на детей, если правила не выполняются автоматически. Не считайте, что дети умышленно вас раздражают, игнорируя ваши требования. Скорее всего, они просто не запоминают этих мелких деталей. Многократные повторения дают свои результаты: «кирпичики» напоминаний постепенно формируются в монолит организованности.

Совет 5. Создайте естественные ритмы наведения порядка

Не секрет, что вся наша жизнь состоит из определенных ритмов. Мы живем в суточном, недельном, месячном ритмах. Попытайтесь органически «привязать» элементы организованности к естественным событиям этих ритмов. Привяжите к пробуждению уборку постели, проветривание спальни, умывание, пусть это будет естественными моментами жизни. К приему пищи присовокупите уборку со стола и мытье посуды, тогда ваша раковина не будет ломиться от грязных тарелок: посуда будет всегда чистой и убранной. Отход ко сну свяжите с такими вещами как прием душа, складывание вещей, уборка игрушек. Если вы верующие, то пусть в вечерний набор действий входит молитва, постепенно формируя добрую привычку.

Не отчаивайтесь, если не получается все сразу по-вашему. Говорят, что для лидеров самое нелюбимое слово – «процесс». Руководители хотят всего сразу. Родители – также лидеры для своих детей. Пусть процесс не пугает вас, главное быть искренними и последовательными.

Автор статьи: Владимир Ворожцов