Старшая группа
СЕНТЯБРЬ
Занятия начинаются с 3-й недели, 1-я и 2-я недели — обследование.
3-я неделя. Тема: Я — человек
1. «Кто это?» —Обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из частей), выкладывание и наклеивание.
2. «Кто в домике живет?» —Выкладывание из палочек дома и силуэта человека или животного с соблюдением пропорций.
3. «Я рисую» — рисование человека на песке пальцем.
4. «Художник-модельер» — обводка трафарет» манекена и раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).
4-я неделя
1. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание пластилиновыми жгутиками фигуры человека по контуру.
2. «Поможем бабушке» — сортировка гороха и перловки.
3. «Ловкие ручки» —завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.
4. «Мост через ручеек и через речку» — обрывание узких и широких полосок бумаги от большого лист».
ОКТЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Осень. Овощи. Фрукты
1. «Красивые листочки» — обводка трафаретов листьев клена, дуба, штриховка и раскрашивание по устной инструкции (трафареты из ватмана, не картонные).
2. «Сложи лист» — складывание листа (кленового, дубового), разрезанного на 6 частей.
3. «Собираем урожай» —лепка овощей.
4. «Сушка фруктов» — нанизывание- на проволоку кружочков из толстого картона с дырочкой посередине.
2-я неделя
1. Натюрморт «Дары осени» — обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.
2. «Узнай, что это?» — Определение овощей и фруктов на ощупь по плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
3. «Что выросло на грядке?» —Выкладывание овощей и фруктов пластилиновыми жгутиками до контуру.
4. «Волшебные рисунки» — рисование овощей и фруктов пальцем на песке.
3-я неделя. Тема: Птицы
1. «Кто это?» — обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных направлениях (по показу).
2. «Это птицы» — выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками но контуру.
3. «Волшебные рисунки» — рисование на песке большой и маленькой птицы.
4. «Красивая птица» — обводка трафарета птицы и заполнение объема клочками цветной бумаги по методу мозаики.
4-я неделя
1. «Кто спрятался в комочке?» —разглаживание смятых трафаретов птиц из альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.
2. «Птицы из проволоки» — выгибание из проволоки геометрических форм (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
3. «Мама кормит птенчика» — перекладывание зерен риса, семечек подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
4. «Сорока-воровка» — нанизывание бус с: отверстиями разного диаметра на проволоку или леску.
НОЯБРЬ
1-я неделя. Тема: Орудия труда
1. «Орудия труда» — обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата, молоток).
2. «Конструктор» — выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с предварительным рассматриванием образца).
3. «Удобный инструмент» — обматывание палочки («ручки инструмента») ниткой,
4. «Красивые инструменты» — обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).
2-я неделя
1. «Маленькие ткачи»— плетение коврика на станке.
2. «Волшебные рисунки» — рисуем орудия труда на песке. «Картинки из мозаики» — выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по схематическому рисунку.
3. «Найди отверстие» — найти подходящее по размеру отверстие в дощечке и вставить в него палочку или гвоздь.
3-я неделя. Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)
1. «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном контуре.
2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание платья пластилиновыми жгутиками по контуру.
3. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных изображений предметов одежды.
4. «Разрезные картинки» — собирание картинок с предмета ми одежды из 6-8 частей.
5. «Маленький модельер» — конструирование предметов одежды из геометрических форм.
6. «Сушка белья» — развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и пристегивание тугими прищепками.
7. «Бабушкины помощники» — наматывание клубков из толстых ниток.
8. «Красивая одежда» — заполнение объема трафарета юбки или блузки мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.
4-я неделя. Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)
1. «Это мебель» —обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных предметов (шкаф, стол).
2. «Мебель для гостиной» —выкладывание из палочек шкафа, дивана.
3. «Покрывало» — сложить полотно из 6-8 лоскутков.
4. «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятого в комочек трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
5. «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим вы резанием и раскрашиванием их цветными точками.
6. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками.
7. «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.
8. «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клоков от листа цветной бумаги, наклеивание их).
ДЕКАБРЬ
1-я неделя. Тема: Город, транспорт
1. «Строим высотный домр — работа со строительным материалом.
2. «Сосчитай, сколько этажей» — определение количества этажей в дом- трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и штриховка «под кирпич».
3. «Строители» - ВЫЛОЖИТЬ дом из палочек с заданным количеством этажей (3, 4, 5).
4. «Маленький архитектор» — выкладывание дома из геометрических фигур, заготовленным методом обрывания бумаги по контуру.
2-я неделя
1. «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятых в комочек трафареток автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.
2. «Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из 6-8 частей.
3. «Сборка грузовик» заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
4. «Пластилиновые жгутики» — выложить грузовик, автобус пластилиновыми жгутиками но контуру.
3-я неделя. Тема: Зимний лес
1. «В лесу родилась елочка» — обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.
2. «Пластилиновые жгутики» —выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
3. «Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.
4. «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.
4~я неделя. Тема: Дикие животные
1. «Кто ЭТО?» — Определение на ощупь, с предварительным рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.
2. «Кто где живет?» — Обводка трафарета дикого животного из альбомной бумаги, штриховка но устной инструкции.
3. «Маленький конструктор» — выгибание из проволоки геометрических фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал — туловище, 4 маленьких овала — лапы, круг — голова, 2 полукруга — уши).
4. «Угощение для белочки» — лепка орешков и грибов.
ЯНВАРЬ
2-я неделя. Тема: Дикие животные и их детеныши
1. «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.
2. «Разрезанные картинки» —сложить картинку дикого животного из 6-8 частей.
3. «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове трафарета оленя, рога.
4. Коллективная работа «У зайчонка день рождения» — дети самостоятельно выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи кусочков цветной бумаги заполоняют объем фигуры по методу мозаики. Все трафареты приклеиваются к общему панно.
3-я неделя. Тема: Домашние животные
1. «Маленький конструктор» —выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).
2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
3. «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек домашних животных и их детенышей (по памяти).
4. «Узнай, кто это?» — После предварительного рассматривания определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображенных на плоскостных трафаретах.
4-я неделя. Тема: Птицы зимой
1. Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщипывают от большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на трафарет птицы по всему объему. Затем каждый «ставит» СВОЮ птицу на общую кормушку.
2. «Кто чем питается?» — сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
3. «Картинки из мозаики» — собирание птицы из цветной мозаики по образцу.
4. «Разрезанные картинки» — складывание картинки птицы из 6-8 частей.
ФЕВРАЛЬ
1-я неделя. Тема: Семья
1. «Маленькие художники» — обводка трафарета девочки и мальчика из альбомной бумаги и раскрашивание
2. «Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геометрических фигур.
3. «Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.
4. «Узнай, кто это?» После предварительной беседы определение на ощупь фигурок «взрослых» и «детей» по плоскостным трафаретам.
2-я неделя
1. «Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры человека.
2. «Иллюстрация к сказке «Три медведя» — выкладывание из спичек по контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
3. «Кто спрятался в комочках?» — Разглаживание смятых трафаретов фигур детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего — синего.
4. Коллективная работа «Большая семьи на отдыхе» — обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т. Д.).
3 неделя. Тема: Профессии
1. «Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.
2. «Фармацевт» —заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек пластилина и придавить его на бумажную полоску).
3. «Врач окулист» — выкладывание из палочек букв разной величины для диагностики зрения,
4. «Скульптор» — лепка медведя из пластилина.
4-я неделя
1. «Слесарь-сборщик» — выгибание из проволоки разной длины основных частей машины и сборка (выкладывание на столе).
2. «Ножницы потерялись» — заготовка «продуктов» для овощного магазина: обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических форм.
3. «Ткач»— плетение коврика из полосок цветной бумаги.
4. «Воспитатель» — научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать крючки, пуговицы, кнопки.
МАРТ
1-я неделя. Тема: Подарок для мамы
1-4. Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы»- На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки Мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т. п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.
2-я неделя. Тема: Весна.
1. «Грачи прилетели» — на белом листе бумаги в нескольких местах примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки — следы грачей.
2. «Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
3. «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.
4. «Весеннее солнышко» —обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.
3-я неделя. Тема: Игрушки
1. «Разрезные картинки» — собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей.
2. «Что это?» — После предварительного рассматривания определить на ощупь, из какого материала (наждачная бумага, крупа) изготовлены плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешки, пирамида.
3. «Маленький конструктор» — выложить по контуру любимую игрушку из цветных палочек.
4. «Мастерская» —изготовление игрушек из природного материала.
4-я неделя
1-2. «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.
3. «Мастерская» —изготовление плоскостных игрушек методом аппликации из ткани.
4- «Чудесный мешочек» — после предварительного просмотра определить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.
АПРЕЛЬ Вспоминаем, повторяем
1-я неделя. Тема: Одежда и обувь
1. «Пластилиновые жгутики» — обводка трафаретов одежды и обуви; выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками.
2. «Ловкие пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать бантик.
3. «Красивый сарафан в белый горох» — приклеить белые кружочки по всему цветному трафарету сарафана.
4. «Модельер» — собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера, уточняя названия деталей (воротник, рукава, карман). Используется картон, либо ткань.
2-я неделя. Тема: Дикие и домашние животные
1. «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек любого дикого животного, а из пластмассовых палочек — домашнего.
2. «Угощение для зайки и котенка» — выгибание предметов из проволоки,
3. «Кто чем питается?» — й «сухом бассейне» найти предмет, определить его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
4. Коллективная работа «Кто где живет?» — Обвести трафарет дикого или домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или на подворье, изображенные на большом листе бумаги.
3-я неделя. Тема: Птицы встречают весну
1. «Не ошибись» —после предварительной беседы определить на ощупь, сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной бумаги (ласточка, воробей, ворона).
2. «Птица с птенчиком» — обвести трафареты птицы и птенца (большой и поменьше) и заполнит!, объем клочками цветной бумаги по методу цветной мозаики
3. «Домик для скворца» — выкладывание! ил спичек по принципу «колодца».
4. «Домик для птиц» — вылепить из пластилина гнездо и выстелить его изнутри мелкими клочками ваты.
4-я неделя. Тема: Весна
1. «Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на альбомном листе.
2. «Готовим саженцы» — выкладывание дерева с корешками из палочек различной толщины.
3. «Весенний луг» —работа на «ткацких» станках зелеными нитками.
4. «Ловкие ручки» —выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка.
МАЙ
2-я неделя. Тема: Весна. Труд весной
1. «Ножницы потерялись» — изготовление трафаретов орудий труда из бумаги методом обрывания ее излишков по контуру.
2. «Разрезные картинки» — сложить картинку с изображением трактора, разрезанную на 8 частей.
3. «Вспаханный огород» — изготовление объемной иллюстрации: на голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.
4. «Посадка фасоли» —от белого или коричневого куска пластилина отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и придавить (используются уже сделанные «грядки»).
3-я неделя
1. «Наша дача» —выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.
2. «Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бумаги методом обрывания по контуру.
3. «Ловкие пальчики » — изготовление цепи из проволочных колечек для украшения забора.
4. «Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из цветных бумажных полосок.
4-я неделя. Тема: Чему мы научились за год
1-4. «Изготовление поделок» — дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.
Главная » Archives for 16.05.2010
16.05.10
|
Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Старшая группа
0
ТУТ МОЖНО ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
В помощь воспитателям
,
Конспекты занятий
,
Познавательно-развивающие
Что дает ребенку чтение на ночь?
Один из самых повторяющихся мотивов в иллюстрациях к книжкам моего детства: лежащий в постели ребёнок и бабушка или мама, сидящая с раскрытой книжкой на коленях. Он отображал реалии уже не моего поколения – когда-то детям на ночь читали сказки или просто интересные книжки. Сейчас детям на ночь в лучшем случае показывают мультик.
А ведь это чтение у постели – не просто примитивный аналог мультфильма, но нечто гораздо большее и важное для малыша! Многие мамы, пытающиеся научить своего ребёнка читать, жалуются, что у него нет никакого интереса к этому. О том же порой говорят и родители первоклассников. Дело же не в отсутствии интереса к учёбе как таковой, но в отсутствии интереса к процессу чтения. Другими словами, у детей часто нет мотивации.
Отчего же так? От того, что ребёнок не привык извлекать удовольствие из чтения.
Конечно, я говорю не о том, чтобы с удовольствием читать самому, прежде чем он выучит буквы, а о том, что в принципе книжки нет среди его основных развлечений. Такое всегда или почти всегда связано с тем, что родители сами не любят читать ему книжку, делая это без удовольствия, с трудом выкроив десять минут в течение дня, или попросту заменяя ему книжку мультиками, обучающими или нет.
Иногда это бывает связано не с родителями, а с непоседливостью ребёнка. Эта проблема в некоторых случаях отлично решается правильным выбором времени для чтения.
Вы уже догадались, что это время – вечером, перед сном. Когда малыш, уже умиротворённый, усталый, лежит в постельке, и вы, уже освободившись от дневных забот (которых хватает и в выходные дни), присаживаетесь рядом, выбираете вместе книжку, открываете её и следующие двадцать-тридцать минут посвящаете чтению и – друг другу.
Это и есть вторая, очень важная польза от чтения.
Особенность нашего времени такова, что родные, близкие люди мало проводят времени друг с другом, мало общаются и почти всегда делают это мимоходом или по праздником. Дети словно отдаляются от родителей, эмоциональная связь с ними слабеет. Родитель фактически превращается в человека, который с утра второпях поднимает, кормит, одевает, отводит в садик или школу, или усаживает перед телевизором, потом приводит из садика-школы или снова кормит, раздаёт указания и запреты, а вечером загоняет в постель.
Что делать? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем бросать работу или другие важные дела, чтобы наслаждаться только общением с малышом.
Но есть очень простой и практически необременительный способ удерживать и укреплять вашу связь с ребёнком. С утра, поднимая малыша, говорить «Доброе утро!» (две секунды, которые ничего не изменят, кроме того, что ребёнок почувствует ваше внимание), поцеловать или погладить по голове, прощаясь перед ежедневным расставанием, и выкроить вечером полчасика на то, чтобы почитать ему книжку перед сном. Спокойствие вечера, доверительная атмосфера, общее дело, превращаясь в ежедневный ритуал, прочно свяжут вас узами, которые должны соединять родных людей, яснее всяких слов и подарков покажут ребёнку вашу любовь.
Кроме того, даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа – большая эффективность живого общения (а такое чтение – форма общения!) в этом отношении уже доказана учёными при помощи наблюдений и опытов.
Главное – не делайте этого механически. Читайте вашему ребёнку потому, что любите его, а не потому, что «так надо». Дети это чувствуют, поверьте.
Автор: Лилит Мазикина
А ведь это чтение у постели – не просто примитивный аналог мультфильма, но нечто гораздо большее и важное для малыша! Многие мамы, пытающиеся научить своего ребёнка читать, жалуются, что у него нет никакого интереса к этому. О том же порой говорят и родители первоклассников. Дело же не в отсутствии интереса к учёбе как таковой, но в отсутствии интереса к процессу чтения. Другими словами, у детей часто нет мотивации.
Отчего же так? От того, что ребёнок не привык извлекать удовольствие из чтения.
Конечно, я говорю не о том, чтобы с удовольствием читать самому, прежде чем он выучит буквы, а о том, что в принципе книжки нет среди его основных развлечений. Такое всегда или почти всегда связано с тем, что родители сами не любят читать ему книжку, делая это без удовольствия, с трудом выкроив десять минут в течение дня, или попросту заменяя ему книжку мультиками, обучающими или нет.
Иногда это бывает связано не с родителями, а с непоседливостью ребёнка. Эта проблема в некоторых случаях отлично решается правильным выбором времени для чтения.
Вы уже догадались, что это время – вечером, перед сном. Когда малыш, уже умиротворённый, усталый, лежит в постельке, и вы, уже освободившись от дневных забот (которых хватает и в выходные дни), присаживаетесь рядом, выбираете вместе книжку, открываете её и следующие двадцать-тридцать минут посвящаете чтению и – друг другу.
Это и есть вторая, очень важная польза от чтения.
Особенность нашего времени такова, что родные, близкие люди мало проводят времени друг с другом, мало общаются и почти всегда делают это мимоходом или по праздником. Дети словно отдаляются от родителей, эмоциональная связь с ними слабеет. Родитель фактически превращается в человека, который с утра второпях поднимает, кормит, одевает, отводит в садик или школу, или усаживает перед телевизором, потом приводит из садика-школы или снова кормит, раздаёт указания и запреты, а вечером загоняет в постель.
Что делать? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем бросать работу или другие важные дела, чтобы наслаждаться только общением с малышом.
Но есть очень простой и практически необременительный способ удерживать и укреплять вашу связь с ребёнком. С утра, поднимая малыша, говорить «Доброе утро!» (две секунды, которые ничего не изменят, кроме того, что ребёнок почувствует ваше внимание), поцеловать или погладить по голове, прощаясь перед ежедневным расставанием, и выкроить вечером полчасика на то, чтобы почитать ему книжку перед сном. Спокойствие вечера, доверительная атмосфера, общее дело, превращаясь в ежедневный ритуал, прочно свяжут вас узами, которые должны соединять родных людей, яснее всяких слов и подарков покажут ребёнку вашу любовь.
Кроме того, даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа – большая эффективность живого общения (а такое чтение – форма общения!) в этом отношении уже доказана учёными при помощи наблюдений и опытов.
Главное – не делайте этого механически. Читайте вашему ребёнку потому, что любите его, а не потому, что «так надо». Дети это чувствуют, поверьте.
Автор: Лилит Мазикина