Конспект урока по этике для 5-6 классов
Тема. С чего начинается дружба
Цель урока. Уточнить и закрепить представление учеников о товарищеских взаимоотношениях, дружбе, взаимопомощи; побуждать детей к дружеским отношениям и дружбе; воспитывать желание быть настоящим другом.
Эпиграф урока. Дружба ― это самое дорогое сокровище. (Пословица)
Проблемные вопросы:
Кого мы называем другом?
Что значит "уметь дружить" и за что мы ценим своих друзей?
Ход урока.
Звучит звукозапись песни Шаинского "Если с другом вышел в путь".
І. Вступительное слово учителя.
― Мы не случайно начали наш урок этой песней, потому что сегодня на уроке пойдет разговор о самой дорогой ценности человека ― дружбу. Недаром народная пословица говорит: "Дружба ― это самое дорогое сокровище".
― Почему так говорится?
Работа с эпиграфом урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний учеников.
1. Работа в парах. Беседа по вопросам.
― За что дети и взрослые ценят дружбу?
― Как вы считаете, друзей "выбирают" или "находят"?
― Почему человеку нужны друзья?
― Что является важнейшим в дружбе?
ІІІ. Работа над темой урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
― Тема нашего урока очень актуальна. Сегодня мы поведем речь о важности дружбы и умение дружить, выясним, какие условия необходимы для дружеских отношений и за что мы ценим своих друзей
2. Работа над решением проблемного вопроса "Кого мы называем другом"?.
― Найти ответ на вопрос вам поможет игра - соревнование "Закончи предложение". За 1 мин. вам надо подобрать как можно больше глаголов, чтобы закончить предложение: Друзья могут вместе ...
Прослушивание отрывка из песни "Настоящий друг": "Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.". (слова М. Пляцковського, муз. П. Савельева)
― С чего же начинается дружба?
Ответ. С улыбки.
― Да, по словам автора песни, с улыбки.
Давайте сейчас пересмотрим отрывок из мультфильма по мотивам известной вам сказки Андерсена "Снежная королева", в котором идет речь о начале дружбы Герды и Кая, и дадим ответ на вопрос "С чего начинается дружба"?
Ответы учеников на поставленный вопрос:
дружба начинается с знакомства;
с радости от общения;
с хорошего отношения друг к другу, взаимной симпатии;
с общего круга интересов.
3. Работа в тетрадях(запись определения понятия "дружба").
"Дружба ― это близкие отношения между людьми, основу которых составляют взаимное доверие, привязанность, общность интересов".
Работа в группах. Игра "Рисуем вместе".
― Дружба всегда возникает с взаимной симпатии. Например, у малышей такая симпатия часто проявляется в желании поделиться сладостями. То, что вы, пятиклассники, справляетесь в ситуации, когда надо разделить яблоко или пирожное, вполне понятно. Умеете ли вы делиться вниманием, чувствами? Чтобы это проверить, поиграйте в игру "Рисуем вместе".
Для этого объединитесь в группы по 5-6 человек. Распределите между собой карандаши. По правилам, каждый участник рисует карандашом только одного цвета. Изберите тему рисунка и рисуйте вместе на протяжении 5 мин.
Когда работа будет выполнена, посмотрите, одинаково ли представленны на рисунке цвета вашей группы. Если да ― вы умеете делиться чувствами! А следовательно ― умеете дружить.
Работа над текстом рассказа Л. Толстого "Два товарища".
― Прослушайте рассказ и скажите, какой в нем дается ответ на наш вопрос?
Шли лесом два товарища и встретили медведя. Один кинулся убегать, влез на дерево и спрятался, а второй остался на дороге. Делать ему было ничего: он упал на землю и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и начал нюхать, а тот и дышать перестал. Медведь лишб его обнюхал да и пошел себе.
Когда медведь пошел, тот слез с дерева и смеется:
― Ну, что, ― говорит, ― медведь тебе на ухо шептал?
― А он сказал мне, что плохие те люди, которые в беде товарища покидают.
Вывод. Следовательно, уметь дружить ― это не оставлять друга в беде.
Работа в малых группах. Решение моральных задач.
Задание. Каждая группа получает карточку с моральной задачей, которую надо решить за 3 - 5 мин.
В холодный зимний день подруги Наталья и Аленка шли из школы домой. Наталья была тепло одета. На ней была шубка и перчатки. Ее ранец удобно лежал на спине. А Аленка забыла перчатки в школе, поэтому портфель она несла в голой руке.
- Рука у меня замерзла страшно! - пожаловалась Аленка подружке.
― А у меня нет.
Так они шли к самого дома.
Вопрос.
Что можно сказать о поведении Натальи?
Как нужно было ей сделать?
А как бы вы действовали на месте Натальи?
Можно ли Наталью назвать настоящей подругой?
На школьном участке дети работали дружно. Все пытались выполнить работу хорошо. Тарас тоже старался. Но почему-то у него не выходило быстро, и он отставал от товарищей. Вот уже почти все ученики закончили копать свои участки, а Тарасу еще так много работать. "Что же делать? Когда же это я успею все скопать"? ― подумал мальчик.
Вопрос.
Как вы думаете, когда Тарас закончил копать свой участок?
Что должны были сделать его товарищи?
Как бы вы сделали в таком случае?
Как действуют настоящие товарищи?
Это было ранней весной. Марина шла в школу. Идти далеко: дорога плохая, а она в ботинках. И насквозь промочила ноги. Пришла в класс. Девочки обступили ее, обеспокоились: "Скорее снимай ботинки и грей ноги". А Валя(она жила близко от школы) сбегала домой и принесла сапожки. Хорошо было Маринке в тот день ― ногам тепло и на душе радостно.
Вопрос.
Почему девочке было радостно?
Можно ли девочек из класса назвать настоящими подругами?
Как бы вы действовали в таком случае?
Проверка записей в тетрадях, относительно решения вопроса : Уметь дружить ― это...
Чтение вывода с монитора компьютера : "Умение дружить ― это...
"Звездное небо". Демонстрация слайда на мониторе.
― На небосклоне "Дружба" появились звезды, Но это не обычные звезды, это звезды - качества человека. Поприсмотритесь внимательно и скажите, каким из них здесь не место, потому что их на терпит дружба. Дополните, что еще мешает дружбе? (Наставление, пренебрежительная критика, унижение достоинства, разглашения секрета, корыстолюбие, надоедливость и тому подобное).
Давайте подытожим, какие же звездочки должны всходить на небосклоне "Дружба". (Доверие, взаимоуважение, беспокойство, честность, искренность и т. д.).
Дидактичная игра "Лучик солнышка".
― Задание мы выполнили правильно, и на небе появилось солнышко. Оно пожаловало к нам на урок и разместилось на партах(листы с рисунком - схемой).
― Мы видим, что солнышко успокоит того, кто плачет. А чем каждый из вас, как настоящий друг, может успокоить товарища, который нуждается в вашей помощи? Напишите об этом на лучиках солнышка.
Дидактичная игра "Хороший я или не очень"?
― Прежде, чем начать игру, познакомьтесь с "узелками на память".
"Узелки на память". Помни:
Все люди разные. И потому, чтобы человека понять, необходимо в него внимательно всмотреться.
Каждый человек индивидуален. И это очень хорошо. Всматриваясь в себя и других, мы больше задумываемся о плохом и хорошем в себе. Сравнивая себя с другими, пытаемся что-то выделить для себя, от чего-то отказаться. Так мы учимся думать о Человеке вообще, о себе и об отдельных людях.
Друзья тактично и по доброму должны указывать на недостатки друг другу, помогать от них избавиться. Тактичность ― талант общения.
― А теперь поиграем. (для игры выбирается несколько учеников. Класс делится на 2 группы, одна говорит, что у ученика хорошее, другая ― называет недостатки)
Ученик.
Хороший я или не очень?
Расскажи мне, мой дружок
Я конечно тебе помогу,
Прав ли ты без труда подскажу:
Покиваю своей головою
Если согласен буду я с тобою.
Группа.
А ты нам только помогай:
Согласен ― головой кивай.
Конкурс - игра "Калейдоскоп мудрых мыслей".
― На предыдущем уроке вы получили домашнее задание: написать на листе бумаги пословицы или поговорки о дружбе. Сейчас каждый ученик прочитает высказывание, а лист прикрепит на доску.
Следовательно, у нас вышел своеобразный "калейдоскоп" мудрых мыслей, а, как известно, "Народная мудрость учит, как на свете жить". Поэтому запомните эти пословицы и поговорки.
"Рассказ - загадка".
― Есть еще одна мудрая народная мысль: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Мы сейчас воспользуемся этой мудростью и попробуем угадать, о ком идет речь в вашем рассказе.
Не называя имени друга
Его лучшие черты называй
Нам его угадать
Рассказом своей помогай!
Расскажи нам, какой твой друг?
Опиши его портрет.
За что ты его любишь?
Почему с ним дружишь?
ІV. Итог урока.
― А хотите проверить себя, хорошие ли вы друзья? Я вам зачитаю вопрос теста, а вы в письменном виде должны отвечать на каждый вопрос словами "да" или нет".
Тест.
1. Делишься ли с другом своими успехами?
2. Помогаешь ли ему быть в хорошем настроении?
3. При появлении необходимости, помогаешь другу добровольно, или ожидаешь, когда он попросит?
4. Пытаешься ли сделать так, чтобы другу было приятно в твоем обществе?
5. Всегда ли уверен в своем друге и доверяешь ему?
6. Защитишь ли своего друга, если о нем будут говорить плохо в твоем присутствии?
7. Терпеливий ли ты к друзьям своего друга?
8. Можешь ли быть ты неназойливым, не поучать?
9. Всегда хранишь ли доверенные тебе тайны?
10. Умеешь ли уважать внутренний мир, личную свободу друга?
Результаты:
3 - 4 "да" ― у твоего друга есть весомые причины прекратить ваши отношения;
5 - 6 "да" ― ты хороший товарищ, но тебе не хватает уважения к внутреннему миру друга, ты требуешь, чтобы его внимание было прикованым только к тебе;
8 - 10 "да" ― ты настоящий друг, с тобой хотят дружить, у тебя много знакомых, но не спеши хвастаться этим.
Творческое задание.
― У каждого из вас на парте есть набор цветной бумаги. Какой цвет больше всего отвечает вашему настроению после сегодняшнего урока? Объясните свой выбор.
V. Домашнее задание.
1. Для учеников с высоким и достаточным уровнем знаний : на основе услышанного на уроке, собственного опыта и наблюдений составить правила дружбы.
2. Для учеников со средним уровнем знаний : прочитать внимательно "Правила дружбы" и на следующем уроке дать ответ : согласны ли вы с такими правилами? Что можно прибавить или, возможно, изменить?
3. Для всех: подготовить рассказ о случае, который убедил вас в том, что ваш друг ― настоящий, и вы можете на него положиться.
"Правила дружбы"
- Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
- Делись с друзьями: если у тебя есть интересные книги, поделись с теми, у кого их нет. Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Дружить ― значит говорить друг другу только правду, если друг в чем-то неправ, скажи ему об этом(не забывай о тактичности).
- Не ссорься с товарищами, пытайся работать и играть с ними дружно; не спорь из-за пустяков; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо выходит; не завидуй товарищам ― надо радоваться их успехам; если сделал плохо, не стесняйся в этом сознаться и исправиться.
- Умей принять помощь, советы и замечания от своих друзей. Друзья тактично и по-доброму должны указывать на недостатки друг другу, помогать от них избавиться.
__________________________________
Помните строчки поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" "Там царь Кощей над златом чахнет"? Да, к сожалению, на яву увидеть несметные сокровища вряд ли получиться, но играя в увлекательную игру just jewels вы сможете стать обладателем безчисленного множества драгоценных камней, рубинов, брильянтов и изумрудов. Самое главное, чтобы только этот блеск не вскружил вам голову.
Помните строчки поэмы Пушкина "Руслан и Людмила" "Там царь Кощей над златом чахнет"? Да, к сожалению, на яву увидеть несметные сокровища вряд ли получиться, но играя в увлекательную игру just jewels вы сможете стать обладателем безчисленного множества драгоценных камней, рубинов, брильянтов и изумрудов. Самое главное, чтобы только этот блеск не вскружил вам голову.