Группа продленного дня (далее – ГПД)
является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает
благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися
домашних заданий, способствует личностному росту детей.
Основные преимущества организации данной
модели внеурочной деятельности: это создание комплекса условий для успешной
реализации спортивно – образовательной деятельности в течение всего дня,
включая и питание. Для максимально эффективной работы ГПД так же, необходимо и четкое, продуманное планирование
всех направлений ее работы, а также, комплексный, системный подход к
организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения
обучающихся учащихся, посещающих группы
со спортивным уклоном.
В основе внеурочной деятельности в спортивном классе ГПД, лежит модель
«Группа – класс», т.е. группа состоящая из учащихся одного класса. Вся внеурочная
деятельность строится в рамках методического конструктора новых образовательных
стандартов и предполагает, с целью обеспечения высокого уровня результативности,
оптимальную смены разных видов деятельности учащегося, включающую и разные формы
её проведения. Групповые формы различной направленности (тренировки, досуговые мероприятия),
так и индивидуальные занятия призваны обеспечить качественную организацию внеучебной
деятельности. Вторая половина дня учащегося спланирована и с учетом норм САНПИНа,
т.е. дозированные временные рамки на определенную деятельность: режимные моменты,
развивающие занятия, активный отдых и свободное общение. С учетом психологических особенностей младшего
школьника особое внимание уделяется и тому, насколько внеучебная занятость учащегося
способствует его развитию, а не утомляемости. Режим работы 2 половины дня строится
на основании общего расписания , в котором учитываются все компоненты и особенности
урочной и внеурочной воспитательной деятельности.
При планировании обязательно надо учитывать и
учебную загруженность учащегося в 1 смену. Циклограмма оптимальной загруженности
показывает процентное соотношение разных видов активности ребенка в течении учебной
недели. Под познавательной активностью следует понимать учебные занятия по программе
в 1 и частично во 2 половину дня, а так – же внеучебные мероприятия познавательной
направленности. Под спортивной деятельностью понимаются тренировки по карате, ОФП,
гимнастики. Коммуникативная активность, это деятельность свободного общения учащихся,
в процессе которой, он приобретает коммуникативные навыки в среде своих сверстников.
Данные таблицы получены из расчета средних временных рамок пребывания учащегося
в станах школы (из расчета 10 часов)
Таблица дневных временных (средние
показатели)
Режимные моменты
|
Организа-ционные моменты
|
Познава-тельная активность
|
Спортивная
активность
|
Коммуни-кативная активность
|
Здоровье сберег.
компоненты
( прогулка)
|
45 мин.
|
20 мин.
|
3.15 мин.
|
3.15 мин.
|
2.75 мин.
|
30 мин.
|
Следует отметить, что показатели загруженности
меняются к концу недели. Ребёнок устает, и поэтому, спортивные и учебные нагрузки
необходимо уменьшить. Но в среднем, когда учащиеся войдут в данный режим, можно
балансировать загруженность с небольшой корректировкой в пользу той, или иной
деятельности. Обязательно познакомить с
данной информацией родителей, т.к. они должны работать в связке и обеспечить рациональный
режим дома, когда ребенок прийдет из школы.
Совместно с учителем – классным руководителем,
воспитателем ГПД – родители создают условия для гармоничного развития учащегося
спортивного класса.
Диаграмма "Дневная
загруженность учащегося в %"
Содержательное наполнение внеучебной
деятельности играет решающую роль для обеспечения её результативности. Как было
сказано выше, внеурочная деятельность предполагает смену видов и форм занятий.
Примерная
циклограмма расписания занятий в группе продленного дня
Дни недели
|
Занятия на открытом воздухе
|
Занятия в помещении
|
Самоподготовка
|
Питание
|
Понедельник
|
Экскурсия
|
“Час чтения”
|
Ежедневно.
Продолжительность
самоподготовки определяется классом обучения:
·
в 1-м классе (со второго
полугодия) – до 1 ч;
·
во 2-м – до 1,5 ч;
·
в 3–4-м – до 2 ч
|
Ежедневно.
Обед, полдник
|
Вторник
|
Спортивный час
|
Кружок
|
||
Среда
|
Прогулка
|
“Клубный час”
|
||
Четверг
|
Игры на воздухе
|
“Час чтения”
|
||
Пятница
|
Трудовая деятельность
|
Занятия по интересам
|
Преимущество данного вида планирования
заключается в компактности представления основного содержания деятельности
учащихся в ГПД. Системообразующим вектором является спортивная деятельность,
в частности киокушинкай карате, потому и воспитательные акценты должны делаться
с учетом философии восточных спортивных единоборств и пропагандировать идеалы справедливости,
которые помогают противостоять жестокости и власти. Смелость, устремленность к преодолению
трудностей, твердость характера-это основные качественные показатели, которые должны
отличать учащегося спортивного класса.С этой целью, а также, с целью повышения значимости
и престижа обучения профильном классе, была создана система стимулирования учащегося
в виде вручения кубка «Лучший ученик спортивного класса». Данный кубок вручается
по итогам показателей в учебной, спортивной и внеучебной ( воспитательной)деятельности.
Путь война к вершине мастерства и внутреннего совершенства, как гласит восточная
философия – путь сложный и тернистый, который нужно пройти достойно. Совокупность
приобретённых навыков в учебной, спортивной и воспитательной деятельности является
основанием для вручения престижного кубка и в дальнейшем, поможет выработать модель
выпускника спортивного класса. Все досуговые мероприятия по внеучебной деятельности
во 2 половине дня должны иметь воспитательную составляющую.
Порой возникает вопрос: «Зачем спортсмену
хорошо учится и быть воспитанным?» Это установка вчерашнего дня. Спортсмен – это
прежде всего гармоничная личность, обладающий не только комплектом медалей, но и
умеющий защитить слабого и достойно принять поражение в соревнованиях.
Помимо, классных внеурочных
мероприятий, учащихся спортивных классов задействуют и в мероприятиях
общешкольного уровня и на параллели: «Посвящение в спортсмены», «Умники и умницы», Конкурс
патриотической песни и др. Данная практика способствует не только сплочению
детского коллектива, но и укрепляет коммуникативное общение, что в свою
очередь, способствует формированию модели выпускника спортивного класса.
В конце учебного года, проводится
мониторинг «Качества внеурочной деятельности в спортивных
классах» в форме анкетирования участников учебно – воспитательного процесса:
учителя – классного руководителя, учащихся, педагогов спортивной школы,
родителей.
Автор: Ирина Авдеева
__________________________________
Кто из нас в детстве не мечтал о игрушечной железной дороге? Но в те времена эта мечта была чем-то из области фантастики, а сейчас - это очень даже доступная реальность. Если вы зайдете на сайт интернет-магазина Peg-Perego http://pegperego-msk.ru/cars/kiddy/rails/ , то без труда сможете убедиться в этом.
Автор: Ирина Авдеева
__________________________________
Кто из нас в детстве не мечтал о игрушечной железной дороге? Но в те времена эта мечта была чем-то из области фантастики, а сейчас - это очень даже доступная реальность. Если вы зайдете на сайт интернет-магазина Peg-Perego http://pegperego-msk.ru/cars/kiddy/rails/ , то без труда сможете убедиться в этом.