Цели:
-Раскрыть
понятия: « Культура», « Дикость»;
-
Учить принимать решения, соотнося свой выбор с ценностными нормами;
-Учить
видеть за поступками направленность личности;
-Развивать
творческие способности, фантазию, смекалку, находчивость каждого ребёнка;
Ход игры.
Дорогие ребята, я рада приветствовать вас.
Перед тем, как начать нашу игру, давайте
встанем в круг, возьмёмся за руки и попробуем передать своё тепло, свою
нежность, хорошее отношение и уважение через тёплое, тихое рукопожатие.
Я
вижу ваши улыбки, ваши добрые глаза, мне приятно находиться в такой дружеской,
доброжелательной обстановке.
Сегодня
мы вновь перенесёмся в сказку и познакомимся с жителями двух королевств.
На
доске – карта, с названиями королевств :
Королевство
КУЛЬТУРЫ и Королевство ДИКОСТИ
-Как
вы думаете, что обозначают эти понятия? (ответы детей)
-Культура
- это духовные, нравственные и материальные ценности;
это вежливость,
деликатность, соблюдение норм морали, уважение Другого.
-Дикость
- это состояние, близкое к животному, когда человек делает то, что удобно
только ему, не думая, как его поведение отразится на других людях; Это - грубость,
вульгарность, эгоизм, ложь, жестокость и т. п.
-А
сейчас мы можем познакомиться с правителями этих королевств, приглашаем
Королеву Царства КУЛЬТУРА и короля Царства ДИКОСТЬ.
Можно заранее выбрать двух детей на роли
Короля и Королевы и подготовить с ними элементы костюмов и слова для самопрезентации , а можно выбрать двух
игроков на данные роли в ходе игры.
Самопрезентация.
*Выходит
Королева КУЛЬТУРА , рассказывает о себе.
*Затем,
Король ДИКОСТЬ, с рассказом о себе.
Оба
правителя приглашают вас стать гражданами их царства, и вы можете стать подданными одного из
правителей, приняв своё решение.
-Дорогие
участники, вы по очереди подходите к столу, берёте любую карточку, читаете
записанную на ней ситуацию и высказываете своё мнение, принимая определённое
решение.
-На
основании вашего выбора, правители принимают вас в то или иное государство,
произнося фразу : « Это мой подданный!»
Игра.
Итак,
начнём!
(Варианты
ситуаций, записанных на карточках):
-Я
нашёл кошелёк и…
-Меня
толкнули в раздевалке и я…
-Я
увидел первые подснежники и …
-Мой
друг взял чужую вещь и я…
-Мне
не понравился суп в столовой и я…
-Мама
пришла уставшая и попросила меня помыть посуду, я…
-и
т. д.
Приглашаем
первого участника на перекрёсток двух дорог, ведущих в королевства.
-Кто
хочет начать? Пожалуйста, прочитай фразу на карточке.
Ребёнок
читает фразу, озвучивает решение.
Например,
1-ая ситуация :
«Мне
случайно наступили на ногу и я…»
Ученик:
-
Я скажу : «НЕ бегай так быстро, будь внимательнее, я принимаю твои извинения и
не обижаюсь на тебя».
Царица
КУЛЬТУРА: « Это мой подданный, потому что он не стал мстить, как дикое
животное, он сумел простить и даже заверил обидчика, что не сердится на него.
Так мог поступить только культурный человек»!
(Ученик переходит в Царство Культуры.)
2-ая ситуация : « Тебе не отдают мяч и ты…»
Ученик:
-
Я отберу его!
Король
ДИКОСТЬ:
«Это
мой подданный, потому что он свои проблемы решает с помощью силы, как в
животном мире. Он не старается договориться, найти формы убеждения, не
старается обдумать ситуацию, а просто забирает мяч! Я приглашаю его в Царство ДИКОСТЬ.
Также
разбираются последующие ситуации . Если Короли затрудняются с объяснением,
можно привлечь зрителей или мягко навести детей на мысль.
Дети
с удовольствием играют, стараются обдумывать решения, постигают глубинный
смысл, который стоит за поступками.
Когда
все участники оказались в том или другом Королевствах, можно спросить их о том,
комфортно ли им и, если нет, то почему?
По
желанию, можно предложить участникам перейти в другое королевство, объяснив
причину изменения решения.
Рефлексия:
-
Как вы себя чувствуете?
-Чему
научились?
-Что
поняли?
-Что
было приятно?
(Ответы
детей)
-Я желаю вам всегда обдуманно принимать
решения, помня о том, что короли двух царств наблюдают за каждым из нас и в
любой момент могут сказать: « Это мой подданный»
-Давайте
по кругу поблагодарим друг друга и передадим в улыбке и словах
благодарности нашу теплоту, уважение и дружелюбие.
Дети
снова становятся в круг, улыбаются друг
другу, говорят слова благодарности:
«Спасибо», « Благодарю», «Мне было приятно побывать в твоём королевстве», и т.
д.
Разработка
воспитателя МБОУ «Гимназия №2» г. Инты Республики Коми Егоровой Анны Петровны