06.11.2012 |

Игра – тренинг по методике Н.Е.Щурковой «Два королевства»

Цели:
-Раскрыть понятия: « Культура», « Дикость»;
- Учить принимать решения, соотнося свой выбор с ценностными нормами;
-Учить видеть за поступками направленность личности;
-Развивать творческие способности, фантазию, смекалку, находчивость каждого ребёнка;
 Ход игры.
 Дорогие ребята, я рада приветствовать вас. Перед тем, как начать нашу игру, давайте  встанем в круг, возьмёмся за руки и попробуем передать своё тепло, свою нежность, хорошее отношение и уважение через тёплое, тихое рукопожатие.
Я вижу ваши улыбки, ваши добрые глаза, мне приятно находиться в такой дружеской, доброжелательной обстановке.
Сегодня мы вновь перенесёмся в сказку и познакомимся с жителями двух королевств.
На доске – карта, с названиями королевств :
Королевство КУЛЬТУРЫ  и Королевство ДИКОСТИ
-Как вы думаете, что обозначают эти понятия? (ответы детей)
-Культура - это духовные, нравственные и материальные ценности; 
                    это вежливость, деликатность, соблюдение норм морали, уважение Другого.
-Дикость - это состояние, близкое к животному, когда человек делает то, что удобно только ему, не думая, как его поведение отразится на других людях; Это - грубость, вульгарность, эгоизм, ложь, жестокость и т. п.
-А сейчас мы можем познакомиться с правителями этих королевств, приглашаем Королеву Царства КУЛЬТУРА и короля Царства ДИКОСТЬ.
   Можно заранее выбрать двух детей на роли Короля и Королевы и подготовить с ними элементы костюмов и слова для  самопрезентации , а можно выбрать двух игроков на данные роли в ходе игры.
Самопрезентация.
  *Выходит  Королева КУЛЬТУРА , рассказывает о себе.
*Затем, Король ДИКОСТЬ, с рассказом о себе.
Оба правителя приглашают вас стать гражданами их царства,  и вы можете стать подданными одного из правителей, приняв своё решение.
-Дорогие участники, вы по очереди подходите к столу, берёте любую карточку, читаете записанную на ней ситуацию и высказываете своё мнение, принимая определённое решение.
-На основании вашего выбора, правители принимают вас в то или иное государство, произнося фразу : « Это мой подданный!»
Игра.
Итак, начнём!
(Варианты ситуаций, записанных на карточках):
-Я нашёл кошелёк и…
-Меня толкнули в раздевалке и я…
-Я увидел первые подснежники и …
-Мой друг взял чужую вещь и я…
-Мне не понравился суп в столовой и я…
-Мама пришла уставшая и попросила меня помыть посуду, я…
-и т. д.
Приглашаем первого участника на перекрёсток двух дорог, ведущих в королевства.
-Кто хочет начать? Пожалуйста, прочитай фразу на карточке.
Ребёнок читает фразу, озвучивает решение.
Например, 1-ая ситуация :
«Мне случайно наступили на ногу и я…»  
Ученик:
- Я скажу : «НЕ бегай так быстро, будь внимательнее, я принимаю твои извинения и не обижаюсь на тебя».
Царица КУЛЬТУРА: « Это мой подданный, потому что он не стал мстить, как дикое животное, он сумел простить и даже заверил обидчика, что не сердится на него. Так мог поступить только культурный человек»!
  (Ученик переходит в Царство Культуры.)
 2-ая ситуация : « Тебе не отдают мяч и ты…»
Ученик:
- Я отберу его!
Король ДИКОСТЬ:
«Это мой подданный, потому что он свои проблемы решает с помощью силы, как в животном мире. Он не старается договориться, найти формы убеждения, не старается обдумать ситуацию, а просто забирает мяч! Я приглашаю его в Царство  ДИКОСТЬ.
Также разбираются последующие ситуации . Если Короли затрудняются с объяснением, можно привлечь зрителей или мягко навести детей на мысль.
Дети с удовольствием играют, стараются обдумывать решения, постигают глубинный смысл, который стоит за поступками.
Когда все участники оказались в том или другом Королевствах, можно спросить их о том, комфортно ли им и, если нет, то почему?
По желанию, можно предложить участникам перейти в другое королевство, объяснив причину изменения решения.
  Рефлексия:
- Как вы себя чувствуете?
-Чему научились?
-Что поняли?
-Что было приятно?
(Ответы детей)
 -Я желаю вам всегда обдуманно принимать решения, помня о том, что короли двух царств наблюдают за каждым из нас и в любой момент могут сказать: « Это мой подданный»
-Давайте по кругу  поблагодарим  друг друга и передадим в улыбке и словах благодарности нашу теплоту, уважение и дружелюбие.
Дети снова становятся в круг, улыбаются  друг другу, говорят слова  благодарности: «Спасибо», « Благодарю», «Мне было приятно побывать в твоём королевстве», и т. д.
Разработка воспитателя МБОУ «Гимназия №2» г. Инты Республики Коми Егоровой Анны Петровны