Одарены дети: психологические проблемы развития, учебы и воспитания
Как известно, педагогическая психология является комплексной дисциплиной. Грамотно реализовать образование, развитие и воспитание учеников в условиях семьи и школы можно только при условии совершенной осведомленности возрастных особенностей ребенка, динамики его развития в интеллектуальном и личностном плане
Контрольные вопросы:
1. Природа одаренности и ее основные виды.
2. Психологические характеристики одаренности.
3. Психосоциальные аспекты одаренности.
4. Семейство и одаренный ребенок.
5. Одаренные мальчики и девочки.
6. Работа с одаренными детьми в школе.
Четко фиксированного понятия одаренности в литературе нет. Как правило, одаренность определяется с помощью каких-то параметров или феноменологических проявлений. Да, К. Текекс считает, что одаренность в основном определяется тремя взаимозависимыми понятиями: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. О.Йоголевич считает, что к одаренности более логически относиться как к взаимосвязи значительного (как минимум, выше среднего) интеллекта, интенсивных творческих или физических способностей и эмоционально-волевой направленности.
Наиболее сложные вопросы в общей проблеме одаренности :
Как выделить одаренных детей (какие параметры и критерии брать за основу)?
Что делать, чтобы развить у одаренных детей их дар (кто и как должен их учить, где это надо делать: в специализированных заведениях или ребенку стоит создавать условия для развития "на месте").
Одаренность многогранна, и, по определению комитета по образованию США (Mariland, 77), она может быть установлена профессионально компетентными людьми в соответствии с такими параметрами: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные результаты в одной или больше отраслях (интеллектуальные способности, специфические способности к учебе, творчеству, изобразительному или исполнительскому искусству, психомоторные способности).
Проблемы диагностики одаренности
Одаренность, как правило, определяется путем изучения сферы ее проявления, интеллектуального диапазона (совокупности интеллектуальных возможностей), сферы наивысших достижений в реализации способностей, уровня физического развития, уровня работоспособности, мотивационного обоснования и его отражения в эмоциональном настроении и волевой ретивости растущего человека. То есть диагностика одаренности в первую очередь опирается на результаты производительной деятельности итоги олимпиад, конкурсов, соревнований, данные психолого-педагогических исследований).
Кого же можно считать одаренным? В литературе встречаются утверждения, что только 2-6 % людей можно считать одаренными. Многочисленные же исследования показывают, что с задатками одаренности, способностью к эффективной плодотворной деятельности рождается каждый психически нормальный человек. А вот направленность и степень одаренности разные. Дальнейшая судьба дара зависит от микро-, мезо- и макросреды, где живет и формирует свое "я" человек. Стоит заметить, что в диагностике одаренности критерий опережения (опережающего развития) не универсален.
Кроме того, пока недостаточно выяснено, как связаны высокие достижения детей и их эмоциональная привлеченная: что является причиной, а что следствием.
Сейчас существуют конкретные программы отбора одаренных детей в разных отраслях знания и творчества.
Для выявления одаренных детей наиболее широко применяются стандартизированные методы измерения интеллекта, среди которых преимущество отдается тем, которые позволяют определять уровень когнитивного и языкового развития ребенка (шкала интеллекта Стенфорд-Бине; векслеривская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников; тест Слоссона для измерения интеллекта детей и взрослых и др.).
Разработаны также стандартизированные тесты достижений для школьников, предназначенные для выявления детей, которые имеют исключительные способности в основных учебных дисциплинах, : чтении, математике и природоведении (стенфордський тест достижений для начальной школы; тесты общей подготовленности (Мосс).
Стандартные тесты на перцептивно-двигательное развитие обнаруживают детей дошкольного возраста с исключительно хорошо развитыми двигательными способностями (тест на основные двигательные навыки; тест на двигательно-зрительную координацию; тест Пурдьє и др.).
Существуют стандартные тесты, которые дают оценку социальной компетентности и зрелости детей дошкольного возраста, определяют уровень их личностного развития и навыка общения с другими людьми (вайлендская шкала социальной зрелости; калифорнийская шкала социальной компетентности дошкольников и др.).
Оценка творческих способностей детей проводится на основе методик Торренса. Причем в качестве одной из ведущих характеристик творчества рассматривается скорость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение (тесты Торренса на художественно-творческое мышление, на вербальное творческое мышление; творческие способности в деятельности).
В отечественной психологии вопроса диагностики и развития креативности обстоятельно рассмотрены в работах Д. Богоявленской.
К. Текекс рассматривает такие возможные показатели одаренности :
возможность и способность в трехлетнем возрасте следить за двумя и больше событиями, которые происходят;
способность прослеживать в раннем детстве причинно-следственные связи и делать выводы;
отличная память, ранняя речь и абстрактное мышление;
умение широко пользоваться накопленными знаниями;
умение ставить вопрос и создавать сложные грамматические конструкции;
повышенная концентрация на чем-либо, степень углубленности в задачу;
нелюбовь к готовым ответам;
повышена электрохимическая и биохимическая активность мозга.
Некоторые психологические особенности одаренных детей
Что касается психосоциального развития, то одаренным детям, как правило, свойственны такие черты:
сильно развитое чувство справедливости, которая проявляется слишком рано;
очень яркое воображение, в котором вымысел и реальность сливаются воедино;
хорошо развитое чувство юмора (любят не соглашаться, игру слов и т. п.);
попытки разрешать проблемы, которые им не по силам;
преувеличенные страхи и чрезмерное восприятие невербальных проявлений чувств окружающими, то есть повышенная уязвимость и ранимость;
всепоглощающее любопытство и разнообразность интересов;
иногда прерывают взрослых, не дослушивают ответ на поставленный вопрос, потому что любят самостоятельно "докапываться" до сути.
Физические характеристики одаренных детей так же разнообразны, как и сами дети. Два стереотипа-соперника: худой, маленький и бледный "книжный червь" в очках и крепкий, высокий, здоровый и красивый в сравнении с однолетками ребенок далекие от истины.
Можно сослаться только на некоторой грани одаренность, о которой часто вспоминают исследователи. Замечено, что очень часто одарены дети в детстве больше не спят, чем спят. А вот навыки тонкой моторики, ручной работы у одаренных могут быть менее развиты по сравнению с познанием. Это важно учитывать, потому что неравенство в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению, которое проявляется со стороны взрослых, и роста зависимости поведения ребенка.
______________________________________________________
Вы наверное знаете наверняка, что наше с вами здоровье напрямую зависит от того, что мы употребляем в пищу. Современная действительность и экология все чаще заставляет нас об этом задумываться. Я вот недавно вспомнила, что у нас когда-то был молочный гриб. Слышала, что он имеет много полезных свойств. Более подробную информацию узнала здесь и если честно была поражена. Никогда бы не подумала, что при помощи молочного гриба можно бороться с угревой сыпью и ожирением.