Сферы жизнедеятельности «Люди»,
«Природа», «Я Сам».
Приоритетные образовательные
линии: речевое, познавательное развитие.
Цель: выявить объем знаний детей
о звуковом составе слова, умении делить слова на слоги, вспоминать слова с
заданным звуком в начале, в середине и в конце слова; поскладовое чтение,
умение логически мыслить при отгадывание загадок, классифицировать предметы;
внимательно, точно выполнять задачи. Показать знание детьми слов антонимов,
омонимов. Развивать внимание, память, мышление, усидчивость. Воспитывать любовь
к Родине, желание самостоятельно приобретать знания.
Оборудование: кукла Буратино (из
кукольного театра), загадки, анаграмма, лист, схема предложения, дидактическая
игра «Размести животных в домике» (для определения составов в словах), карты,
фишки для звукового анализа слов (для индивидуальной работы).
Ход занятия.
Дети с воспитателем сидят
полукругом на коврике.
Воспитатель: Дети, кто это к нам
стучится? (Воспитатель открывает двери, заносит куклу Буратино).
Буратино: Здравствуйте, дети!
Вскоре я пойду в школу, но потерял свою азбуку и поэтому не могу подготовиться
к первому классу.
Воспитатель: Не волнуйся, милый
Буратино! Наши дети тоже осенью идут в школу. Дети, поможем нашему гостю?
Дети: Да!
Воспитатель: Оставайся, друг, на
нашем занятии и ты узнаешь много нового и интересного. А сейчас мы поиграем в
игру «Я начну, а ты закончи». Слушайте внимательно:
Где ни глянь: реки, горы, леса,
Равнины, озера, поля ...
И нигде не найти на
свете,
Красоты, как на нашей
планете ...
Дети: Земля.
Воспитатель: В летнюю жару
собачке и кошке
Принес Григорий воды в
плошке.
Те прибежали: ну и беда!
С миски исчезла вся
вода.
Кто воду выпил до
донышка?
Догадались, дети
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Здесь все растут,
как говорят, душа в душу:
Малина, абрикосы,
виноград,
Орехи, сливы, яблони и
груши.
А все это вместе
называется просто ...
Дети: Сад.
Воспитатель: Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку
загляни!
Дети: Рыба.
Воспитатель: Идет с бархана на
бархан
Двугорбый желтый
великан.
Нести поклажу – тяжкий
труд
В пустыне может лишь …
Дети: Верблюд.
Воспитатель: Дает здоровье спорт,
Вес - сладкий торт,
Мед - трудолюбивые пчелы,
А знания глубокие ...
Дети: Школы.
Воспитатель: Ребята, а из чего
состоит наш язык?
Дети: С предложений.
Воспитатель: Как выделяем
предложения в устной речи?
Дети: В конце предложения делаем
остановку, паузу.
Воспитатель: Дети, Буратино
принес нам письмо сказочной Феи из Страны Знаний. Но на конверте я вижу какие-то
непонятные знаки. Дети, посмотрите, что это? (Показывает конверт детям).
Дети: Схема предложения.
Воспитатель: Что обозначается
рисками?
Дети: Слова.
Воспитатель: Почему одна черточка
короче другой?
Дети: Потому, что короткая риска
обозначает маленькое слово.
Воспитатель: Как обозначается концовка
предложения?
Дети: Точкой.
Воспитатель: Что обозначает
штришок на первой черте?
Дети: Большую букву в начале
предложения.
Воспитатель: Я все поняла! Чтобы
прочитать письмо, нам надо по схеме составить предложение. (Воспитатель
показывает схему предложения).
Схема └── ─── ─ ───.
Дети: 1. Дети идут в школу. 2.
Кукла упала на пол. 3. Оксанка приехала к бабушке.
Воспитатель: Теперь я могу
прочитать ваше письмо, малыши:
«Добрый день, малыши!
Пишу вам я, Сказочная Фея из
Страны Знаний. Я хочу проверить, сможете ли вы попасть в нашу страну, чему вы
научились в детском саду. Если вы дружеские, веселые, умные и сообразительные,
вас ждет приятный сюрприз от меня. »
(Звучит аудиозапись со звуками
природы).
Воспитатель: Дети, что это?
Дети: Мы слышим какие-то звуки. И
это журчит ручей.
Воспитатель: Правильно, ручей.
Тысячи разнообразных звуков окружают человека. А какие именно звуки существуют
в природе?
Дети: В природе существуют звуки
естественные - неречевые и речевые, которые произносит человек.
Воспитатель: С помощью чего
человек говорит?
Дети: С помощью языка, губ,
зубов, неба.
Воспитатель: Какие звуки вы
знаете?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: Что такое гласные звуки?
Дети: Гласные звуки - это звуки,
которые произносятся легко, громко, их можно петь и при их произношении не
мешают ни губы, ни язык, ни зубы.
Воспитатель: Какие гласные звуки вы знаете?
Сколько их?
Дети: Шесть громких звуков. Это -
звуки [а], [о], [у], [и], [э], [и].
Воспитатель: Что такое согласные
звуки?
Дети: Согласные звуки - это
звуки, в произношении которых выдыхаемый воздух наталкивается на препятствие -
губы, зубы или язык.
Воспитатель: Каких звуков больше:
гласных или согласных?
Дети: согласные.
Воспитатель: Какие бывают
согласные звуки?
Дети: Твердые и мягкие согласные.
Воспитатель: Что-то Буратино
приуныл.
Пора нам немного
отдохнуть и сделать физкультпаузу.
Физкультминутка
Жил веселый Буратино в сказочной
стране,
Вместе с ним делать зарядку
радостно в двойне.
Покачали головой (Наклоны головы
в стороны)
Раз! Притопнули ногой (топнуть
ногой)
Руки вверх подняли и немножко покачали
(Подъем рук вверх, свободные
движения)
Наклонились влево - вправо
(Наклоны туловища в стороны)
Но этого нам мало. Руки вверх, руки вниз
(Подъем рук вверх, опускание
вниз)
Раз! Присели, поднялись
(Приседания)
По местам все разошлись.
Воспитатель: Дети, что такое
буква, что такое звук?
Дети: Букву мы пишем, видим,
читаем, звук - слышим, произносим.
Воспитатель: Где звуки могут
стоять в слове?
Дети: В начале, в середине, в
конце слова.
Воспитатель: А сейчас мы с вами
вспомним странные звуки. Звук [й]
всегда какой?
Дети: Мягкий согласный.
Воспитатель: Что можно сказать о
звуке [и]?
Дети: Если звук [и] стоит после
согласного, то всегда смягчает согласный.
Воспитатель: С какого звука не
начинается слово?
Дети: С звука [й].
Воспитатель: Да, молодцы. А
сейчас вспомните слова со звуком [м] в начале слова.
Дети: Машина, море, мороженое.
Воспитатель: Придумайте слова со
звуком [м] в середине слова.
Дети: Зима, лампа, комбайн.
Воспитатель: Придумайте слова со
звуком [м] в конце слова.
Дети: Сом, корм, дым.
Воспитатель: Чтобы Феи Сказочной
нам угодить, звуковой анализ слов нам нужно сделать.
(Перед каждым ребенком на столе
лежат карточки и фишки для звукового анализа. Воспитатель подходит к каждому
ребенку, проверяет выполнение задания, по мере необходимости задает
вспомогательные вопросы).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Просмотров слова, выполнили звуковой анализ. А какие же слова существуют?
Дети: Длинные и короткие.
Воспитатель: Назовите мне длинные
слова.
Дети: Колосок, велосипед.
Воспитатель: Назовите мне
короткие слова.
Дети: Лес, кит, сон.
Воспитатель: Молодцы! Итак, нам
известно, что наша речь состоит из предложений, предложения из слов. Из чего же
складывается слово?
Дети: Слово состоит из звуков.
Воспитатель: На что можно
разделить слово?
Дети: На слоги.
Воспитатель: Как определить
количество слогов в слове?
Дети: Сколько в слове гласных
звуков, столько и слогов в слове.
(На столах перед детьми по три
предметные картинки, дома с окошками, соответствующие количеству слогов в
словах).
Воспитатель: Почему грустят зверята?
Остались без крова ребята.
Названия зверей на слоги разделите
И в
домики их разместите.
(Дети размещают животных в
домики).
Воспитатель: Все выполнили задание правильно.
Животные остались довольны новым жильем.
Знают на свете все
ребята,
Что у зверей есть малышки
- зверята.
В игру интересную будем
играть
И малышей дружно все называть.
(Воспитатель предлагает детям
игру с мячом на коврике: каждому ребенку по очереди бросает мяч, спрашивая
название того или иного животного, дети отвечают, бросают мяч назад
воспитателю).
Воспитатель - дети:
В коровки ребенок - теленок.
У медведя малыш - медвежонок.
У кошки - котенок.
В утки - утенок.
В курочки - цыпленок.
У кукушки - кукушонок.
А головастик - чей малыш?
Рыбки.
Воспитатель: Вот и разобрались с
малышами,
Очень благодарны нам их
мамы.
Сядем вместе все в
кружок
И продолжим наш урок.
В нашем языке есть слова омонимы,
которые звучат одинаково и имеют разное значение.
Слова вы вспомните
И быстро называйте.
Дети: ручка, коса, замок.
Воспитатель: Эти же слова –
наоборот всегда,
Скажу «нет», а слышу - «да».
Воспитатель - дети:
Сахар сладкий, а соль ...
соленая.
Слон большой, а мышь ... маленькая.
Дерево высокое, а куст ...
низкий.
Мост широкий, а линейка ...
узкая.
Нож короткий, а сабля ... длинная.
Воспитатель: Дальше будем мы
играть:
Лишнее слово определять.
Воспитатель показывает детям
картинки с изображением предметов для определения лишнего - классификация «Кто
лишний? Что лишнее? "
- Троллейбус, автобус, самолет,
мотоцикл, корабль, велосипед, телефон.
- Стакан, ведро, ложка, чайник,
вилка, сковорода, приемник.
- Заяц, еж, олень, собака,
медведь, волк, лисица.
- Мяч, воздушный шарик, волчок,
шкаф, пирамидка, кукла, погремушка.
- Повар, почтальон, пылесос,
водитель, учитель, дворник, строитель.
Воспитатель: Дети, посмотрите,
что еще написала в письме нам Сказочная Фея. Какие-то буквы БКРВ ... Это
подарок для Буратино. С ним идут в школу.
(Воспитатель достает из пакета
книгу и отдает Буратино.)
Дети: Это Букварь.
Воспитатель: Дорогой друг,
Буратино!
У тебя есть волшебная книга.
Буквы учи, время не теряй,
По слогам слова читай.
Друзей настоящих найди,
С ними в школу иди.
Буратино: Друзья, я очень вам
благодарен за то, чем вы меня научили. Со своими друзьями я выступаю в
кукольном театре, поэтому приглашаю вас в сказку. Но это еще не все. Сказочная
Фея из Страны Знаний приготовила для вас приглашения в школу (Буратино раздает
детям приглашения). А сейчас мне пора спешить, ведь меня ждет Сказочная Фея. До
встречи!
_______________________________________
Как же все таки замечательно, что сейчас есть возможность посмотреть в любое, удобное время свой любимый сериал. Достаточно лишь зайти на сайт Kino-dom.tv, найти в поиске понравившийся фильм и смотреть сериалы онлайн 2012 , не переживая о том, что по каким-то причинам пропустишь трансляцию финальной серии по телевиденею.