Конспект занятия (природоведение)
Тема. Деревья, кусты, травянистые растения.
Цель: расширить знания детей о деревьях, кустах, травах; знакомить с особенностями их строения; формировать понятие "однолетние", "двухлетние", "многолетние" растения; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: кроссворд, бумага для рисования, цветные карандаши.
Ход урока
И. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
1) Работа в группах
- Представьте, что к вам пришли гости с другой планеты. На этой планете нет растительности. Что бы вы рассказали посетителям нашей планеты о:
1 группа - корень; 2 группа - стебель; 3 группа - листья; 4 группа - цветы.
2) Решение кроссворда:
По вертикали:
1. Что дарят осенью нам фруктовые сады? Назови одним словом. (плод)
2. На чем у растений держатся иголки и листья? (стебель)
3 Что находится в середине плода? (косточка)
По горизонтали:
4. Что сбрасывают на зиму деревья? (листок)
5. Внутренняя часть дерева, которая находится под корой (древесина)
III. Мотивация учебной деятельности.
- Какие деревья растут вокруг нашей школы?
- Какие в вашем саду?
- С каких кустов вы любите есть ягоды?
- Какие цветы вам больше нравятся?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Зачем нам это знать?
IV. Работа над темой урока.
1. Беседа:
- Приглашаю вас на экскурсию в садик. Экскурсию виртуальную. Будем рисовать все, о чем говорить. Так что, в саду растет вишня.
- С чего начнем рисовать? (Из корня.)
- А что вырастает из корня? (Стебель.)
- У всех деревьев один стебель, который называется стволом.
- Какой ствол? (Крепкий, деревянистый).
- Давайте подведем итог. Дерево - это растение, у которого один крепкий деревянистый стебель, который называется стволом.
- В саду кроме яблонь, слив, абрикосов, могут еще расти крыжовник, смородина, красная смородина, малина. Как одним словом назвать эти растения? (Кусты.)
- Чем кусты схожи с деревьями, а чем отличаются? (У них одинаковые органы, стебли прочные, деревянистые, но у деревьев ствол - один, а у кустов их много.)
(Учитель схематично рисует на доске куст, а ученики на своих листочках.)
Вывод. Кусты - это растения, которые имеют много крепких, деревянных стеблей.
- За нашим садиком начинается лес. В лесу растут елки и сосны.
- Только деревья и кусты растут во дворе? (Еще растет трава.)
- Да, есть еще травянистые растения. Стебли у них мягкие. А еще, когда вы разомнете травинку в руке со стебелька выделится сок.
Вывод. У травянистых растений стебли травянистые, мягкие, сочные.
2. Игра "Капкан"
- Я утверждаю, что яблоня, это куст. Докажите, права ли я.
- Картофель - дерево ...
- Какие существенные признаки этих растений? (Ответы учащихся)
Вывод.
3. Технология «Незавершенное предложение»
1). Растение, которое имеет один крепкий, деревянистый, толстый стебель (ствол) - это ...
2). Растение, имеющее несколько крепких, деревянистых, но значительно более тонких, чем у дерева стеблей - это ...
3). Растение, которое имеет мягкий сочный стебель, - это ...
Физкультминутка
V. Закрепление изученного.
1. Работа с учебником :
а) чтение статьи "Деревья, кусты, травы";
б) рассмотрение и анализ иллюстраций;
в) ответы на вопросы;
г) рассказ о растении, которое больше всего нравится.
2. Работа с гербарием.
- Рассмотрите гербарии растений: клен, ель, дуб, каштан, сосна.
- Разделите их по форме листа на две группы:
1 группа: клен, дуб, каштан.
2 группа: ель сосна.
Вывод: Деревья первой группы - лиственные, второй - хвойные.
- Как вы думаете, сколько лет может жить клен? Калина? Ромашка?
- Деревья и кустарники - это многолетние растения.
- Подумайте, с каких слов образовалась название "многолетние".
- Травянистые растения могут быть однолетними, многолетними, двухлетними?
3. Составление таблицы "Однолетние. Двухлетние. Многолетние растения ".
- Что вам подсказывает название "однолетние"?
- К однолетним относятся те растения, которые в течение одного года прорастают из семян, цветут, дают плоды с семенами и отмирают.
- Какие вы знаете однолетние растения?
- Какие растения относятся к двухлетних?
- Растения, первого года прорастают, но не цветут. На второй год у них появляется цветок и плод с семенами.
- Что вам подсказывает название "многолетние"?
- Многолетние растения имеют долговечны подземные стебли луковицы, клубни, корневища. В них накапливаются питательные вещества. В них есть почки, из которых вырастают надземные стебли, которые цветут, дают плоды с семенами и отмирают. А луковицы, клубни, корневища зимуют в почве.
- Что вам подсказывает название "дикорастущие" растения?
- Растения, которые никто не садит и не ухаживает.
- На полях, огородах, в садах люди выращивают культурные растения: хлебные, овощные, плодовые, декоративные.
- Какие культурные растения вам известны?
4. Творческая работа.
- Отгадайте загадки. Распределите растения на однолетние, двухлетние, многолетние.
• Желтолицая девица с длинной негустой косицей вместе с сёстрами сидит и на
солнышко глядит. (Кукуруза)
• Белая корзинка
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашки)
• На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный.(Огурец)
• Стоит дед над водой, качает седой бородой. (Камыш)
• Сидит девушка в темнице, а коса на улице. (Морковь)
5. Технология «Круг идей»
- Объясните выражение: "Будь растениям другом"
VI. Итог урока.
- Над чем работали?
- Что запомнили?
2. Игра "Посади свой огород"
- Посадите на огороде 2 однолетние, 2 двухлетние и 2 многолетние растения.
VII. Домашнее задание.
Проработать статью "Какими бывают деревья, кусты, травянистые растения".
Подготовить проект «Охрана растений»
__________________________________________
Вы знаете, что такое этикетировочная машина ? Это такой чудо-аппарат, который автоматически расклеивает на любые продукцию разного рода этикетки. А лидером в сфере продаж этого технического оборудования несомненно является Компания Элессар.