Каждый год в четвертый понедельник октября работники информационно-библиотечной сферы образовательных учреждений отмечают свой профессиональный праздник - Международный день школьных библиотек. Этот праздник учрежден Международной Ассоциацией Школьных Библиотек (IASL) десять лет назад. Его основная цель - обратить внимание общественности на огромную роль школьных библиотек в процессе воспитания и образования учащихся, содействовать модернизации условий и содержания информационно-библиотечной сферы, а так же развить и укрепить связи между школьными библиотеками и другими участниками образовательного процесса.
Поздравляю школьных библиотекарей с профессиональным праздником!
«Любящее слово и внимание производят истинное чудо просвещения» – так писал о библиотекарях Николай Рерих. Мало кто знает, что среди представителей этой профессии – Бунин, Пришвин и баснописец Крылов. Каждый год в октябре библиотечные работники отмечают свой профессиональный праздник – Международный день школьных библиотек. К сожалению, в последние десятилетия именно эти социально значимые учреждения культуры оказались на положении «бедных родственников», а их сотрудники – в числе самых незащищенных. Чем это может обернуться для самой читающей в мире страны, выяснял корреспондент «Новостей культуры».
За дополнительным материалом по заданной учителем теме ученик скорее пришел бы в Российскую государственную детскую библиотеку, чем в школьное хранилище. В год она покупает до четырех тысяч новых изданий. На этом фоне материального благополучия проблемы школьных библиотек особенно заметны.
Количество книжных полок в небольших залах не увеличивается. Для того, чтобы обновлять фонды, необходимо списывать ветхие экземпляры. Но делать это регулярно и в нужных объемах могут позволить себе немногие библиотеки. Для обычных школьных книгохранилищ такой естественный процесс был бы настоящим разорением.
Средний процент ветхости изданий в городских школах – семьдесят, в сельских районах – все девяносто. Планово книги не покупали уже больше десяти лет. Последним крупным поступлением был так называемый «президентский стотомник». Его получили все библиотеки в 2002 году. С тех пор обновлений почти не было.
«По искусству, по истории книг идет гораздо меньше. Совсем плохо стало по физике, химии, по астрономии. Эта область запущена», – говорит заведующая библиотекой гимназии №1543 Надежда Сорокина.
Проблемы есть и в образовании библиотекарей. Сегодня они являются информационно бедной профессиональной группой, признает Русская школьная библиотечная ассоциация. А должны быть информационными лидерами. Кафедры ВУЗов, которые занимались подготовкой и переподготовкой таких кадров, закрылись после перестройки. Современных и эффективных образовательных программ, которые помогали бы разобраться в новых технологиях работы, почти нет, говорят в ассоциации библиотекарей.
«Двадцать лет назад нас выпускали совершенно другой квалификации, мы работали только с источником бумажным, с книгой», – замечает заведующая библиотекой ЦО Царицыно №548 Лариса Калинина.
Работать в Интернете сотрудников школьных книгохранилищ зачастую учат сами посетители. Под руководством старшеклассников Лариса познакомилась с электронными библиотеками. Как только появилась возможность, она записалась на компьютерные курсы.
«Организована дистанционная школа "Я обучаюсь работать в блоге", и за несколько дней зарегистрировались 580 библиотекарей от Калининграда до Камчатки. Это говорит о том, что мотивация очень высокая», – заверяет президент Российской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Жукова.
Библиотекарь не просто выдает книги. Этот человек способен влиять на развитие творческих способностей ребенка. Центр образования Царицыно №548 может послужить образцом того, как должна выглядеть современная школьная библиотека. Но это, скорее, исключение из правил. Три года назад школа стала лучшей в России, и весь полученный грант директор потратил на оснащение книгохранилища. Каждый ученик этой школы имеет доступ к текстам в Интернете, но и в читальном зале ежедневно собирается по семьдесят человек.
«Ах, цифровой век, забыли дорогу в библиотеки! Ну да, забыли те, кто вообще не читал. Так они и в Сети не читают. Мне кажется, что век библиотек еще долог, – говорит директор Российской государственной детской библиотеки Галина Кисловская. – Чем больше ребенок читает книг, тем лучше он ориентируется в цифровом пространстве. Это факт, который доказали наши социологи».
По данным международных исследований образования, подростки России занимают сороковое место в списке из пятидесяти семи стран. Они плохо воспринимают прочитанный текст и не умеют работать с информацией. У сорока процентов семей нет дома ни одной книги. В этих условиях роль школьных библиотек в воспитании интеллектуально здорового поколения очень важна.
ПОЗДРАВЛЯЮ С ПРАЗДНИКОМ!!!
Новости культуры
http://www.tvkultura.ru/video.html?id=137256