05.07.15 |

Использование средств театрализации при формировании интереса к знаниям у учащихся начальных классов.

Никто на свете не установил и не установит точную дату рождения театра. Никто на свете не сказал да и не скажет на каком листе бумаги нужно было обозначить его первоначальную дату.
День возникновения театра по "горной грудою" веков давно ушедших, и тысячелетий, в глубинах древнейших наиболее отдаленной от нас эпохи истории человечества. Назначение театра – быть для людей школой жизни. Школа жизни самая древняя, странная, эмоциональная, ни на что не похожая великая школа, – вот что такое театр. 
"Жизнь - театр, а все мы в нем актеры". – писал Шекспир. А великий педагог К. Д. Ушинский сказал: "Педагогика не только наука, но и искусство, - самое большое, самое сложное, наивысшее и самое необходимое из всех искусств". Поэтому использование элементов театрализации на уроках и во внеклассное время считаю необходимым средством для личностно-ориентированного обучения. 
Убеждена, что только непринужденная обстановка в классе, когда между учителем и учеником устанавливается личностный психологический контакт, когда работается легко и охотно, то это и будет залогом в обучении и воспитании. Ведь каждый ученик имеет естественное право быть неповторимым, оригинальным, неординарным, быть самим собой. Поэтому моя задача – сохранить, приумножить, овладеть большими и более глубокими знаниями средствами театральной педагогики. 
Конечно, всем понятно, когда интересно, то тебя слушают, учат. А если это дети маленькие, то они будут слушать и учить учебный материал, когда все оживет, а классная комната превратится в сцену. Где учитель и ученик – актеры. И чтобы вызвать интерес, увидеть огонек в детских глазах, восхищение – на что только не иду. На уроке и превращаюсь в старуху из сказки "Колобок", "Рукавичка", "Дедова дочь, бабья дочь", "Репка", в сказочных героев, литературных персонажей, и даже в вещи и различные явления. Сухой математический или языковой материал становится интересным и увлекательным. Обычно принимают в этом участие и дети. Есть группы детей, которые сами создают интересные сценки, диалоги, сами играют с куклами или перевоплощаются в них. Другим помогаю я по ранее продуманному сценарию или готовым напечатанным диалогом или пьесе. Но и те и другие получают на конец урока удовольствие. А я - больше всего. 
Цель достигнута. С детства я тоже участвовала в драмкружке. Учитель языка научила оживлять литературных героев, писателей, сказочных персонажей. До сих пор перед глазами образы Лилии, Нимфы И Леси Украинки Екатерины... Поэтому мне сейчас не трудно, во взрослом возрасте изменить голос, управлять мимикой, различными движениями. Учитель не может не играть. Чтобы владеть учениками нужно уметь владеть собой. Поэтому наша работа, а особенно учителя начальных классов, перекликается с трудом артиста, режиссера. Стараюсь привлекать своих учеников быть живыми и играть, а играя учить таблице умножения, корни, окончания... 
И не такие они уже и страшные, как их оживить, поиграть с ними... Поэтому подготовка к уроку требует особого подхода. Какой театр лучше подойдет к данной теме, а позволить кому из сказочных героев прийти на урок. А еще и спрашиваю у детей, прислушиваюсь к их мнению. Убеждаю, что наши национальные Телесики, Незнайки, Лисы, Волков – братики лучшие за чужие и страшные, искаженные герои, как Неряхи, Гоблины, Покемоны. 
Счастлива, когда вызываю у школьников положительные эмоции в процессе усвоения новых знаний. Ведь знания с положительными впечатлениями удивляют глубиной и прочностью. Они сливаются, врезаются в память. На каждом уроке должны быть и радость и гнев, сожаление, переживания. Использование элементов театральной педагогики способствует созданию на уроке ситуации успеха. Дидактическая игра, подача нового материала театрализовано разнообразит урок, сделает его интересным, запоминающим. Ни одного урока без игры! Вот должно стать девизом учебного процесса. Потребность в игре никогда не исчезает даже во взрослом возрасте. 
Никогда не исчезает фантазия, творчество, это вызывает в душе добрые чувства. Театрализацию можно использовать как элемент на уроке, или же иногда готовить полностью театрализованный урок. Это более подходит для итоговых уроков по теме. Такие уроки имеют более широкие возможности, они привлекают к работе весь класс, дают возможность каждому ученику испытать себя в различных ситуациях и могут охватить самые разнообразные виды работ на уроке. 
Театр это не только страна сказки и фантазии, но и мир длительной тяжелой работы. В классе созданы различные виды театра: пальчиковый, кукольный, настольный, театр перчаток, "кокон", марионеток. Под руководством учителя писали сюжеты или использовали уже написаны. Самым интересным для детей является школьная тематика. Это жизнь им близкое и знакомое. Помогают и дети предыдущего выпуска. Они дают для работы свои басни, диалоги, пьесы. Им интересно когда они будто режиссеры, наблюдают за игрой других учеников. 
Театрализованные игры с детьми существуют с давних времен. Игра с ребенком – это потребность самой жизни. Детей всегда увлекают образы принцесс, всемогущих царей, колдунов. И вот появились знакомые сказки, где зайчик, волк, медведь, лиса воплощали черты человеческого характера, тем самым подчеркивая, что хорошо, а что плохо. Сказка явилась основой сюжета. Содержание каждого материала должно быть легким, динамичным, веселым – что импонирует детскому восприятию. Учитывая, что такие игры психологически влияют на формирование духовного состояния ребенка – очень разумно надо относиться к подбору материала. 
Не нужно пренебрегать устоявшимися традициями народа: порядочности, достоинства, интеллигентности. Созданы новые сюжеты должны захватить детское воображение, надо идти от образцов лучшего в нашей действительности – в мир фантазий, и тем подчеркнуть величие существующих чувств и действий в лучших проявлениях. Все. Без исключения, эмоционально, радостно воспринимают весть о приходе сказочных героев на уроки, перевоплощение в образ какого-то героя, возможность интонационного изображения, возможность попрыгать, как зайчик, или мяукнуть, как кошка. 
Что же такое театрализация в жизни ребенка? 
Во – первых, театрализация – это развитие познавательных интересов детей, совершенствование их психических процессов (памяти, воображения, мышления), расширение мировоззрения и речевого общения. 
Во – вторых, театрализация – это осознание собственного "Я" и возможность самовыражения личности, преодоление неуверенности, снятие нервного напряжение, преодоление сомнений относительно себя, вера в собственные силы, уравновешенности процессов возбуждения и торможения. 
В – третьих, это высокий уровень эстетического воспитания, положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, аккумулятор жизненной мудрости, оптимизма, энергии. Я верю в это!  
_________________________________________
Вы хотите избавиться от накопившихся в доме старых книг, газет, школьных исписанных тетрадей и другой ненужной бумаги? Не спешите просто так выбрасывать их в мусорный бак, ведь можно сдать всю эту макулатуру в приемный пункт для переработки. Где же принимается макулатура сдать в Оренбурге ее можно по адресу ул. Донгузкая, 28 и при этом не только сберечь природное богатство, а и заработать.