ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ
Автор: Скоролупова О.А.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
ЦЕЛИ
Образовательная. Расширить знания детей о диких животных средней полосы, их повадках, образе жизни. Напомнить, чем питаются звери, как находят себе пищу. Рассказать о том, как животные готовятся к зиме, какие защитные приспособления создала у них природа, чтобы они переносили зимние морозы.
Воспитательная. Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно. Воспитывать интерес к изучению природы, к наблюдению за повадками животных и птиц.
Развивающая. Словообразование по теме «Животные и их детеныши»: белка - бельчонок - бельчата; заяц - зайчиха -зайчонок - зайчата; лис - лиса - лисенок - лисята; волк - волчица - волчонок - волчата; медведь - медведица - медвежонок - медвежата; еж - ежиха - ежонок - ежата.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
♦ Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей
♦ Картинки, на которых изображены дикие животные и перемены, произошедшие в их внешности
ХОД ЗАНЯТИЯ
ХОД ЗАНЯТИЯ
ЧАСТЬ 1 Введение
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас узнаем.
Я вам предлагаю совершить небольшое мысленное путешествие в зимний лес. В этом нам помогут иллюстрации. Глядя на них, расскажите, каким мы увидим зимний лес.
Заслушиваются короткие рассказы детей.
ЧАСТЬ 2
Как животные к зиме готовятся
Воспитатель: Кого же мы можем встретить в зимнем лесу? Послушайте:
Зверька узнаем мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом.
(Белка)
Правильно, это белочка. Как вы думаете, почему зимой она меняет цвет шубки? Да для того, чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например ястреба и куницы. Зимой деревья стоят без листьев, и на фоне темно-серых ветвей и стволов серая беличья шубка менее заметна, чем если бы она была рыжей. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации.)
Кроме того, что беличья шубка меняет цвет, она еще становится и более теплой. А в самые сильные морозы белка спит в своем дупле. Оно тоже подготовлено для зимы: еще осенью белочка натаскала туда опавших листьев, сухого мха, так что в дупле сухо, тепло и мягко.
Белочка - большая хлопотунья и труженица. К зиме она подготовила не только теплое дупло. А вы знаете, что еще? Конечно, припасы, которыми белка питается всю зиму. Летом и осенью она собирает орешки и желуди, сушит грибы и все это хранит в специальных кладовочках - в пустых дуплах, под мхом, у старых пеньков. А еще она собирает еловые и сосновые шишки и питается их семенами. Так что голодать белочке зимой не приходится.
А кто еще из лесных жителей меняет цвет шубки к зиме? Правильно, заяц. Летом он был серым, а к зиме постепенно белеет: сначала становится белым хвост, потом задние лапы, и только потом белеют спинка и бока. Помните, мы с вами говорили о том, что в природе все имеет свою причину? Как вы думаете, зачем зайцу белая шубка? (Дети высказывают свое мнение.)
А еще зайцу помогают его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов - лиры и волка.
А как заяц себе домик устраивает? Оказывается, у него нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать: обгладывать кору упавших деревьев.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
А вот и главные враги зайчишки - лиса и волк.
Какой зверь опасный Ходит в шубке красной, Снег разгребает, Мышек хватает?
(Лиса)
Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтоб не холодно было ступать по снегу. Ходит лиса как в валенках.
На овчарку он похож:
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)
Волк хоть и не меняет свою шубу, но утепляет ее. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Это волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)
ЧАСТЬ 3
Животные, которые впадают в спячку
Воспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна.
(Медведь)
ЧАСТЬ 4
Игра «Животные и их детеныши»
При проведении игр воспитатель предлагает детям разбиться на команды. Для этого дети должны взять со стола билеты, на каждом из которых написано по одной букве. Детям предлагается объединиться в группы так, чтобы из их букв можно было составить слова. Какие слова должны получиться, детям не сообщается. Для группы из 19 детей можно предложить слова «Лиса», «Волк», «Белка», «Заяц», «Ёж». Соответственно, должны быть карточки с буквами «Л», «И», «С», «А», «В», «О», «Л», «К», «Б», «Е», «Л», «К», «А», «3», «Я», «А», «Ц», «Ё», «Ж». Если детей в группе меньше или больше, можно убрать буквы, составляющие одно из слов, или добавить буквы для еще одного слова. При необходимости воспитатель помогает детям.
Разбиение на подгруппы нужно для того, чтобы помимо знаний у детей формировались такие социальные навыки, как умение работать в коллективе, договариваться, формировать коллективное мнение. При подведении итогов занятия будут оцениваться не только успехи и достижения каждого ребенка, но и результативность работы команды.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши. Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Белка - бельчонок - бельчата.
Заяц - зайчонок - зайчата. (Как называют маму зайчат?) Лиса - лисенок - лисята. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк - волчонок - волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)
Медведь - медвежонок - медвежата. (Кто мама у медвежат?)
Ёж - ежонок - ежата. (Как называют маму ежат?) ЧАСТЬ 5
Игры на развитие логического мышления Игра «Найди группу» на развитие умения группировать предметы по общим признакам. Каждой мини-группе детей предлагаются картинки, на которых изображены лиса, лисенок, медведь, медвежонок, заяц, зайчонок, волк, волчонок, лось, лосенок, олень, олененок, белка, бельчонок, еж, ежонок (или карточки, на которых написаны их названия). Инструкция к игре: распределить изображенных на карточках животных по группам и дать название каждой группе. В каждой компании дети находят свое решение. Они могут быть разными, например, могут получиться группы взрослых животных и их детенышей, группы хищных животных и растительноядных, тех, кто впадает в зимнюю спячку, и тех, кто зимой бодрствует. Поставленная задача имеет не одно решение. Важно, чтобы дети это поняли и обосновали свое мнение. Правильное решение отмечается фишкой, каждое вновь предложенное премируется дополнительными фишками.
Игра «Четвертый лишний» на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.
Например, воспитатель перечисляет: «Стол, дом, кровать, шкаф». Дети указывают лишнее слово - «дом» - и объясняют, что стол, кровать и шкаф - предметы мебели, а дом таковым не является. Воспитатель называет слова и предлагает командам дать ответ по очереди. Если возможны два решения, то воспитатель, выслушав ответ одной команды, спрашивает, есть ли у кого-то другое мнение. В этом случае команде, предложившей другое решение, присваивается дополнительная фишка. Воспитатель отмечает каждый оригинальный ответ. Для данного занятия можно применить следующие наборы слов:
1) Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку.)
2) Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок - детеныш, все остальные - взрослые животные.)
3) Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо.)
4) Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие.)
5) Береза, липа, сосна, клен. (Сосна - хвойное дерево, все остальные - лиственные.)
6) Бельчонок, кабан, рысь, олень. (Здесь может быть два решения. Во-первых, лишний - бельчонок, так как он детеныш, все остальные - взрослые животные; во-вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные - травоядные.)
7) Лось, рысь, сова, куница. (Тоже два решения: во-первых, лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во-вторых, лишний - лось, так как он травоядный, все остальные - хищники.)
8) Белка, крот, лось, заяц, (Лишний - крот, так у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у нее домик на дереве.)
9) Тетерев, куропатка, белка, сова. (Лишняя - белка, так как она зверь, все остальные - птицы. Лишней может быть и сова, так как она хищница. Все остальные питаются семенами и плодами растений.)
10) Сосна, ель, ольха, кедр. (Лишняя - ольха, так как это лиственное дерево, а все остальные - хвойные.)
11) Орешник, береза, ель, сосна. (Лишний - орешник, так как он кустарник, все остальные - деревья.)
При подведении итогов занятия подсчитываются фишки, заработанные каждой командой. Воспитатель обращает внимание на то, что наибольшего успеха добились те команды, которые работали слаженно и предложили больше оригинальных ответов.
Как вы думаете, ребята, а почему волку и лисе не нужно менять зимой цвет шубки? (Дети высказывают свое мнение.)
ЧАСТЬ 3
Животные, которые впадают в спячку
Воспитатель: А вот каких животных встретить зимой в лесу нельзя? Оказывается, некоторые лесные обитатели (еж, медведь) зимой впадают в спячку. Поэтому особых припасов на зиму они не делают, заботятся только о теплом домике для себя: еж спит в норке, утепленной мхом, сухой травой; медведь - в берлоге. Они осенью стараются наесться посытнее, чтобы всю зиму спокойно проспать.
Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной. А когда придет весна, Пробуждается от сна.
(Медведь)
ЧАСТЬ 4
Игра «Животные и их детеныши»
При проведении игр воспитатель предлагает детям разбиться на команды. Для этого дети должны взять со стола билеты, на каждом из которых написано по одной букве. Детям предлагается объединиться в группы так, чтобы из их букв можно было составить слова. Какие слова должны получиться, детям не сообщается. Для группы из 19 детей можно предложить слова «Лиса», «Волк», «Белка», «Заяц», «Ёж». Соответственно, должны быть карточки с буквами «Л», «И», «С», «А», «В», «О», «Л», «К», «Б», «Е», «Л», «К», «А», «3», «Я», «А», «Ц», «Ё», «Ж». Если детей в группе меньше или больше, можно убрать буквы, составляющие одно из слов, или добавить буквы для еще одного слова. При необходимости воспитатель помогает детям.
Разбиение на подгруппы нужно для того, чтобы помимо знаний у детей формировались такие социальные навыки, как умение работать в коллективе, договариваться, формировать коллективное мнение. При подведении итогов занятия будут оцениваться не только успехи и достижения каждого ребенка, но и результативность работы команды.
Воспитатель: Я предлагаю вам вспомнить, как называются дикие животные наших лесов и их детеныши. Я называю животных, вы должны назвать их детенышей в единственном и множественном числе. Ответ дает та команда, на которую я укажу. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Белка - бельчонок - бельчата.
Заяц - зайчонок - зайчата. (Как называют маму зайчат?) Лиса - лисенок - лисята. (Кто папа в лисьем семействе?) Волк - волчонок - волчата. (Как называют маму в волчьем семействе?)
Медведь - медвежонок - медвежата. (Кто мама у медвежат?)
Ёж - ежонок - ежата. (Как называют маму ежат?) ЧАСТЬ 5
Игры на развитие логического мышления Игра «Найди группу» на развитие умения группировать предметы по общим признакам. Каждой мини-группе детей предлагаются картинки, на которых изображены лиса, лисенок, медведь, медвежонок, заяц, зайчонок, волк, волчонок, лось, лосенок, олень, олененок, белка, бельчонок, еж, ежонок (или карточки, на которых написаны их названия). Инструкция к игре: распределить изображенных на карточках животных по группам и дать название каждой группе. В каждой компании дети находят свое решение. Они могут быть разными, например, могут получиться группы взрослых животных и их детенышей, группы хищных животных и растительноядных, тех, кто впадает в зимнюю спячку, и тех, кто зимой бодрствует. Поставленная задача имеет не одно решение. Важно, чтобы дети это поняли и обосновали свое мнение. Правильное решение отмечается фишкой, каждое вновь предложенное премируется дополнительными фишками.
Игра «Четвертый лишний» на развитие внимания, слуха, логического мышления. Детям предлагается исключить из перечисленных четырех слов то, которое они считают лишним. Игра проводится без опоры на наглядность.
Например, воспитатель перечисляет: «Стол, дом, кровать, шкаф». Дети указывают лишнее слово - «дом» - и объясняют, что стол, кровать и шкаф - предметы мебели, а дом таковым не является. Воспитатель называет слова и предлагает командам дать ответ по очереди. Если возможны два решения, то воспитатель, выслушав ответ одной команды, спрашивает, есть ли у кого-то другое мнение. В этом случае команде, предложившей другое решение, присваивается дополнительная фишка. Воспитатель отмечает каждый оригинальный ответ. Для данного занятия можно применить следующие наборы слов:
1) Медведь, волк, лиса, заяц. (Медведь единственный впадает в спячку.)
2) Волк, лиса, лось, олененок. (Олененок - детеныш, все остальные - взрослые животные.)
3) Волк, лиса, еж, заяц. (Заяц - травоядное животное, у всех остальных есть в рационе мясо.)
4) Кошка, медведь, заяц, белка. (Кошка - домашнее животное, все остальные - дикие.)
5) Береза, липа, сосна, клен. (Сосна - хвойное дерево, все остальные - лиственные.)
6) Бельчонок, кабан, рысь, олень. (Здесь может быть два решения. Во-первых, лишний - бельчонок, так как он детеныш, все остальные - взрослые животные; во-вторых, лишняя - рысь, так как она хищница, все остальные - травоядные.)
7) Лось, рысь, сова, куница. (Тоже два решения: во-первых, лишняя - сова, так как она птица, все остальные - звери; во-вторых, лишний - лось, так как он травоядный, все остальные - хищники.)
8) Белка, крот, лось, заяц, (Лишний - крот, так у него в рационе не только растительная пища. Лишней может быть и белка, так как только у нее домик на дереве.)
9) Тетерев, куропатка, белка, сова. (Лишняя - белка, так как она зверь, все остальные - птицы. Лишней может быть и сова, так как она хищница. Все остальные питаются семенами и плодами растений.)
10) Сосна, ель, ольха, кедр. (Лишняя - ольха, так как это лиственное дерево, а все остальные - хвойные.)
11) Орешник, береза, ель, сосна. (Лишний - орешник, так как он кустарник, все остальные - деревья.)
При подведении итогов занятия подсчитываются фишки, заработанные каждой командой. Воспитатель обращает внимание на то, что наибольшего успеха добились те команды, которые работали слаженно и предложили больше оригинальных ответов.