В основе данной программы - давние методики, ушедшие из школьной практики лишь лет 40 назад. Об аспидных (грифельных) дощечках упоминает ещё Г.-Х. Андерсен. Так учились и во времена К.Д. Ушинского, великого русского педагога. В этой работе использованы его советы по проведению первых уроков письма, взятые из "Книги для учащих" (Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 4. М: "Педагогика", 1989). Так учились писать и наши родители. Тогда Буквари содержали образцы прописей (Воскресенская А.И. Букварь. Гос. уч.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1954). Лишь в начале семидесятых годов с прилавков магазинов исчезли тетради в частую косую линейку и чернильницы-непроливашки, а предмет "Чистописание" выпал из школьных программ.
Обучение начинается с работы на расчерченных меловых дощечках, позволяющих детям лучше представить разлиновку будущих тетрадей, научиться писать детали букв и буквы в увеличенном виде, стирать и исправлять написанное.
Большое внимание уделяется предварительной работе на поверхности в клетку. Формируются первоначальные навыки: умение ориентироваться на листе, видеть пересечения, направления линий, умение проводить ровные линии от одного пересечения до другого. В работу внесен важный эстетический элемент: дети не просто ставят точки и проводят линии, они рисуют, изображают узоры, орнаменты. Кроме того, клетчатая «канва» интуитивно вносит в сознание детей представление о составе числа, о мерности пространства, способствует развитию логики через наблюдение закономерностей повторения деталей орнаментов.
После работы на поверхности в клетку для письма предлагается поверхность с графической сеткой, поделенная на (условно назовем) «ячейки», образуемые горизонтальными и частыми косыми линиями.
«Ячейка» рассчитана на букву или элемент буквы, задает им пропорции, четкость начертаний и наклон. Ее границы служат как бы подпорками, поддерживающими еще не окрепшую руку ребенка, и ориентирами для несформировавшегося глазомера. Напрашивается сравнение с особыми грядками для молодых кустиков клубники, которые называют "школкой". Они необходимы для того, чтобы растения набрали силу и после этого были пересажены в открытую почву. Так и "ячейки" дают ребенку возможность обрести уверенность и смелость при письме.
Отсутствие дополнительных линий – сверхзадача для пяти-шестилетнего ребенка. Невозможность справиться с заданием или плохое выполнение его приводит к тому, что дети теряют веру в свои силы, в свои возможности.
Нынешним первоклашкам предлагаются тетради лишь с верхней дополнительной линейкой и редкими косыми, напоминающими маму, стоящую далеко и не желающую протянуть ребенку руку помощи. Порою внушается, что стыдно во втором классе не перейти к письму в обычных тетрадях безо всяких дополнительных линий. Это даже считается поощрением для наиболее успевающих учеников.
Данная методика имеет и художественные преимущества перед современными методиками обучения скорописи. Строчные буквы, изучаемые детьми, совпадают с типовыми школьными шрифтами, конструктивные элементы заглавных букв сходны, но отличаются большей декоративностью. Буква, изображаемая в "ячейке", - образец, имеющий соразмерные пропорции, четкие линии, плавные изгибы, сочетание тонких и толстых линий, декоративные детали. При письме ребенок стремится воссоздать запечатлевшийся в сознании, в памяти эталон, привнося постепенно в образ буквы индивидуальность. Это сродни варьированию исполнения одного и того же танца или песни, при котором красота и гармония сохраняются и даже приобретают своеобразие.
В отличие от современной методики, обучающей написанию двигательных элементов букв, данная методика во главу угла ставит зрительные элементы. Изначально буква представляется как законченный образ, как сочетание палочек, крючков, петелек, овалов и других элементов, пишущихся каждый отдельно с одного росчерка, без двойного повторения линий, что является высоким художественным показателем.
Замечательно высказывание знаменитого каллиграфа Альфреда Фербанка о том, что важно «говорить не только ясно, но и с изысканной и благозвучной грацией. Точно так же нужно и писать: письмо должно быть красивым. Иначе говоря, к письму нужно относиться как к искусству".
Соединение букв в слова опять же носит характер эстетический и напоминает составление орнамента или нанизывание букв-"бусинок" на строку-"нить". Ускорение же письма, некоторое упрощение движений приходят автоматически, но базируются на прочном навыке и не наносят ущерба начертаниям букв. Обучение по методике отрывного письма не вредит дальнейшему формированию скорописи.
Современные же методики, требующие безотрывного письма, заставляют расходовать лишние усилия на запоминание путей движения руки, а не элементов букв, и превращают письмо в муку и "грязнописание", так как при изображении букв ребенок должен не соединять отдельные элементы, а, не отрывая руки, выводить лабиринт неоднократно повторяющихся линий, создающих ту самую грязь.
При написании слов ребенку приходится постоянно думать, куда необходимо повести руку. Некоторые дети долго не могут приобрести навыков быстрого письма, так как свободу движений сдерживает, тормозит участие головы: обдумывание путей движения руки.
Постепенно от работы на меловых дощечках дети переходят к работе в тетрадях в клетку простыми карандашами и в тетрадях в "ячейку" сначала простыми карандашами.
По окончании этапа работы карандашом рекомендуем использовать незаслуженно забытые ручки-макалки с меняющимися перьями №11. На конце пера отсутствует металлический шарик. Свойства этого пера необычайны. Они кроются в его устройстве и способны без участия педагога решать многие задачи.
Т.к. оно открыто и опускается в чернила, ребенок волей-неволей берет ручку на нужном расстоянии от конца. Легко раздваивающиеся усики заставляют руку принять верное положение, при котором оба усика будут касаться бумаги, иначе чернила не вытекут из ручки. Прорезь между усиками и выгнутая поверхность пера указывают правильное положение ручки. Подсказкой является и направление непишущего конца ручки в плечо пишущей руки. Положение руки, лишь при котором будет писать перо, заставляет выправить и осанку. Необходимость изворачиваться и заглядывать за пальцы, держащие ручку, отпадает, т.к. перышко и все, исходящее из-под него, видно.
Острый конец обеспечивает точность попадания в пересечения разлиновок и тонкие линии, что позволяет ребенку ювелирно писать и обнаруживать свои погрешности.
Раздваивающиеся усики дают возможность перу не скользить по листу, как по мыльной поверхности, и не тратить усилий на сдерживание бега еще не твердой руки. Они, как пинцет, захватывают бумагу, не дают руке вибрировать и дрожать, что способствует формированию четкости линий.
Т.к. перо достаточно мягкое, оно само заставляет регулировать силу нажима на него, ведь разъединенные от сильного нажима кончики пера не дадут чернил. Следовательно, рука не будет тратить лишних усилий и движения не будут скованными.
Возможность расслабиться руке дает и острие пера. Усилия тратятся лишь при движении кисти вниз и ослабевают при движении вверх, иначе перо просто порвет бумагу. Благодаря этому свойству буквы сочетают в себе "нажимные" и "волосяные", то есть толстые и тонкие, линии. Красота достигается естественным образом.
Объема чернил в перышке хватает на несколько букв. Обмакивание тоже дает передышку руке. Ведь часто у детей, обучаемых по методике безотрывного письма, создается ложное впечатление, что нужно писать все слово, ни разу не оторвав ручки от листа. От этого буквы к концу слова "заваливаются", так как кисть с трудом дотягивается до того места, где должна быть написана последняя буква.
Педагогу остается акцентировать внимание лишь на трех вещах: ровная спина, локоть, лежащий на парте, и наклон тетради, которая должна быть расположена так, чтобы косые линейки имели вертикальное положение.
При письме шариковыми ручками обучение идет не естественными, а дисциплинарными методами. Возможность этих ручек писать в любом положении и направлении формирует у детей неправильный захват ручки, постановку руки и осанки. Линии долго обретают уверенный, четкий вид из-за чрезмерного скольжения шарика по бумаге. И, конечно же, шарик не дает варьирования толстых и тонких линий, придающих буквам изящество и красоту. А красота - это один из важнейших стимулов работы детей, действующий безотказно, побуждающий их учиться с интересом, удовольствием, являющимися залогом успеха.
К сожалению, в современных методических пособиях, посвященных обучению письму, приводятся рассудочные доводы, но совершенно не говорится об эстетической стороне письма. Смысл понятия «каллиграфия», искусства красивого и четкого письма, исказился. «Необходимость в украшении букв в процессе письма отпала. Акцент переместился на требование писать не только правильно, но и довольно быстро, сохраняя при этом устойчивость и удобочитаемость изображаемых букв. В связи с этим «каллиграфия» понимается как обобщенный показатель сформированного почерка, в котором при связном и ускоренном письме сохраняется правильная форма букв и устойчивость наклона их начертания» («Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина» М., «Просвещение», 1993г.)
Изменение в системе ценностей изменило пути преподавания. Из эстетической, художественной деятельности письмо превратилось в узко практическую, тем самым резко снизив мотивацию детей к обучению. А ведь все дети хотят писать красиво, у них есть незамутненный вкус к письму.
Итак, цель данной программы - научить детей писать красиво, с удовольствием, без потерь для душевного и физического здоровья, развить их художественно-эстетический вкус и способствовать формированию характера, воли, желания учиться и познавать.
В наше время наблюдается увеличение числа леворуких детей. Эта метода вполне применима и для них. Используются те же приемы с единственной лишь разницей - зеркальным положением тетради и ручки: ручка держится левой рукой, непишущий конец ручки направлен в левое плечо, а тетрадь наклонена в правую сторону, и косые линейки приобретают положение близкое к горизонтальному.
В ходе преподавания возможно гибкое варьирование планов, сроков работы в зависимости от возраста, способностей и количества детей.