25.03.13 |

Конспект урока риторики в 1 классе "Учись выполнять роли".

Цель. Учить актерскому искусству (умение выполнять роли): анализировать характер героев, формировать умение пользоваться мимикой и жестами для передачи образа персонажей. Тренировать артикуляционный аппарат учащихся, мышц, участвующих в произношении, голосовые связки. Способствовать развитию речи. Обогащать кругозор средствами театрального искусства. Воспитывать интерес младших школьников к литературе, различным видам искусства.
Оборудование: рисунок шмеля, образцы различных театральных афиш; маски котика и петушка; цветок-раскраска.
Ход занятия
И. Организация класса
Доброе утро, друзья! (Показывают на всех)
Доброе утро, страна! (Разводят широко руки в сторону)
Доброе утро всем! (Прикладывают руки ко рту, как пытаются крикнуть)
Доброе утро МНЕ! (Прикладывают руки к себе)
II. Актуализация опорных знаний
Упражнения на постановку речевого дыхания
1. На одном выдохе произносим звуки, сначала усиливая звучание, а затем ослабляя:
Шмель летит над цветочным лугом:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж (слитное произношение)
Шмель набрал много пыльцы с цветов и ему тяжелую возвращаться домой:
Ж-ж-ж, ж-ж-ж (Произносим отрывисто)
2. Проговаривание чистоговорок
Жа-жа-жа
Мы видели моржа!
Жи-жи-жи
Ну и забавные эти моржи!
Жи-жи-жи
В цирк быстро мы бежим,
Жа-жа-жа
Там увидим моржа.
Подготовительная беседа
- Наверняка вы все любить цирк?
- А как мы узнаем, что скоро произойдет цирковое представление?
- Да. О премьере нового спектакля или в цирке, или в театре мы узнаем из афиш, которые развешивают по всему городу.
III. Объявление темы и задачи урока
- Значит, мы сегодня поговорим о театре, актерах, научимся с вами быть актерами, зрителями.
IV. Изучение новой темы
1. Работа с учебником.
- Напомните мне, откуда мы можем узнать о новом спектакле в театре?
- Да, с афиши. А что такое афиша? (Ответы детей)
- Посмотрите на с.40 нашего учебника «Риторики». Кто нарисован на афише?
- Прочитайте, что написано.
- Значит, афиша включает в себя краткую информацию о том, где будет проходить спектакль, его название и во сколько он состоится.
2. Чтение стихотворения «Афиша» В. Пароновои
- Как вы понимаете «Красавица-афиша ...»?
- Да афиша должна быть яркой, чтобы обратить на себя внимание. Посмотрите образцы различных афиш. Одинаковые они?
- Чем они отличаются друг от друга? (Ответы детей)
3. Физкультминутка
Встаньте, дети, улыбнитесь,
Нашей земле поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
Все  вы к солнцу потянитесь,
Влево, вправо наклонитесь,
Веретенцем покрутитесь.
Раз присядьте, два присядьте
И за парты тихо сядьте.
4. Подготовительная работа над спектаклем
- И так, афишу мы прочитали, пришли в театр, приобрели билеты, заняли свои места в зале. Началось представление. Кого мы увидели на сцене? (Варианты ответов детей)
- Как называют людей, исполняющих роли на сцене? (Актер)
- Интересно ли нам смотреть, как актер или актриса, например, выполняют роли Кота в сапогах или Золушки, разбойника или Снежной королевы?
- Как вы думаете чем пользуются актеры, чтобы точно передать образ разбойника, Снежной королевы, Кота в сапогах и других персонажей? (Ответы детей)
- Не только, дети, костюмы нам показывают, кто перед нами, но и умение актеров пользоваться мимикой, жестами, интонацией голоса. И мы сегодня с вами побудем маленькими актерами и зрителями.
- На с. 41 находится отрывок украинской народной сказки «Котик и петушок». Давайте прочитаем его.
- Кто главные герои? (Котик и Петушок)
- Как вы думаете без кого нам не обойтись в нашем представлении?
- Да, без автора.
- Давайте определим, кто у нас сегодня будет Петушок, Котик, Лисичка, а кто автор. И чтобы мы не поссорились используем любую считалку, которую вы знаете.
(С помощью считалки определяются актеры. Можно учителю самостоятельно выбрать более «сильных» детей для исполнения ролей)
- Сейчас наши актеры будут готовиться к выполнению своих ролей. Помните, что кроме масок, которые у вас есть, вы должны мимикой, жестами, интонацией передать образ своего героя.
(Эти дети садятся на последнюю парту и готовятся к спектаклю. Учитель предлагает детям почитать свои роли и научиться говорить в определенной последовательности.)
- А мы сейчас с вами будем выполнять роль зрителей.
5. Розыгрыш ситуационных моментов
Ситуация 1. Вы подошли к театральной кассе, чтобы купить билет. Как вы это сделаете?
(В парах разыгрывают эту ситуацию)
Ситуация 2. Вы приобрели билет, но не знаете, в какой части зала находится ваше место. Каковы будут ваши действия в таком случае?
(Дети в парах разыгрывают диалог)
Ситуация 3. Вы уже нашли свои места в зале и так случилось, что рядом у вас оказался ваш друг (подруга), который (которая) пришел (пришла) тоже в театр. Но места у вас не рядом, а между вами сидит другой человек. И вам обоим очень хочется сидеть вместе. Что вы сделаете в таком случае?
(Несколько детей разыгрывают эту ситуацию).
6. Повторение правил поведения в общественных местах.
- Дети, театр - это общественное место. Как нужно себя вести, какие правила культурного поведения мы знаем?
(Ответы детей)
7. Физкультминутка
Мы устали заниматься,
Надо немного нам размяться.
Руки вверх, руки вниз,
На соседа обернись.
Выше руки поднимите,
А теперь их опустите.
Хлопним в ладоши несколько раз,
И за работу, дружный класс.
8. Показ спектакля
- И так, мы зрители, занявшие места в театре. Что нам нужно сделать, чтобы пригласить актеров на сцену? (Поаплодировать)
- Так поаплодируйте нашим актерам.
(Дети - актеры выходят на середину класса и разыгрывают отрывок из спектакля)
- Давайте еще раз поаплодируем за хорошее представление нашим актерам. А вы, дети, как настоящие актеры поклонитесь своим зрителям.
- Кто вам понравился больше?
- Удачно Миша использовал интонацию голоса, жесты, выполняя роль Петуха?
- А чем отличился Котик?
- Лиза показала всю хитрость Лисички?
V. Рефлексия
- Понравился ли вам наш сегодня урок? Сейчас проверим.
- Перед вами на парте у каждого цветок. Раскрасьте цветок в красный цвет если весь урок у вас было настроение бодрое, светлое, и - в синий цвет, если настроение было сонным, грустным, чувствовали неудовлетворенность.
- У цветка нарисуйте зеленым карандашом траву, если задания на уроке были интересными, необычными или нарисуйте траву желтую, если задания были не интересными и печальными.
_____________________________________
Заветная мечта любой девочки - это кукла, которую можно укладывать спать, одевать и причесывать. Если вы не знаете, что подарить своей маленькой принцессе, купите ей куклу. Тем более, что новый завоз кукол в Днепропетровск позволит вам из широкого ассортимента выбрать соответствующую желанию ребенка игрушку.