Конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Тема: Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит» (по произведениям Э. Мошковской «Я маму свою обидел»; А. Кузнецовой «Поссорились»; Н. Дуровой «Две подружки»).
Цель: учить детей эмоционально воспринимать идею, содержание художественных произведений; формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими; воспитывать у детей доброе отношение к близким, уметь исправлять свои ошибки, прося прощения; развивать у детей диалогическую речь, активизировать словарь.
Ход занятия
Воспитатель читает детям стихотворение А. Шибаева.
Как много разных слов на свете...
Всему название дано -
И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все, что только видит глаз
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
- Все, что мы видим вокруг, все предметы, явления - все обозначено каким-то словом. Назовите словами то, что вы видите. (Игрушки, мебель, окно, стол, деревья, небо, солнце, кошка, голубь, кнопка, удочка, мама, друг и т. д.)
- С помощью слов человек общается с другими людьми, сообщает о чем-либо кому-нибудь, выражает свои чувства и настроения.
Дидактическая игра «Настроение»
Каждому ребенку дается конверт с изображением того или иного настроения, чувства. Ребенку предлагается изобразить на своем лице сходное настроение, обозначить словом: грусть, печаль, радость, смех, удивление, страх и т.д.
- Ребята, с помощью слова можно творить чудеса. Ведь словом можно рассмешить грустного, подбодрить трусливого, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого, а можно огорчить, обидеть, нагрубить и т.д.
- Давайте с вами потренируемся.
Игра «Подбери нужные слова»
- Каким словом можно поприветствовать? (Здравствуй, привет, доброе утро...)
- Поблагодарить? (Спасибо, очень вам благодарен...)
- Похвалить? (Молодец, умница, ты хороший, умный...)
- Успокоить? (Не волнуйся, все будет хорошо, не расстраивайся...)
- А какими словами можно обидеть человека? Это очень неприятный вопрос. Давайте мы не будем на него отвечать, иначе нам придется говорить неприятные, грубые, обидные слова вслух.
- Самое главное - все ребята знают - грубые, обидные слова всегда приводят к ссоре детей и взрослых и всех людей.
- Ребята, бывали у вас в жизни случаи, когда вы ссорились со своими друзьями или родными? (Ответы детей).
- Послушайте стихотворение А. Кузнецовой «Поссорились».
Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга, Помириться нужно нам. Я ее не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам».
- Случалась ли у вас такая ссора? (Ответы детей).
- Как вы поступаете в таком случае? (Ответы детей).
- Как вы думаете, чем закончилась эта история? (Ответы детей).
- Хотите узнать, что было дальше?
Дам ей мишку, извинюсь, Дам ей мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай».
- Как вы думаете, после слов: «Играть давай» изменилось настроение у подружек? (Ответы детей).
- А вот послушайте еще рассказ Н. Дуровой «Две подружки».
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу:
- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо:
- На, возьми, пожалуйста, свою куклу. Варя отвернулась и грустно пошла домой.
- Почему Варе стало грустно?
- Можно назвать Варю жадной девочкой?
- Какую ошибку допустила Лена и как ее можно исправить?
- Подходит ли Лене пословица: «Те же слова, да не так молвить»?
- Оказывается, важно не только знать вежливые слова, но и уметь их говорить вежливо, чтобы не обидеть словом человека.
- Ребята, а случалось ли вам когда-нибудь обидеть словами своих самых близких людей, особенно маму? (Ответы детей).
- Из-за чего возникла ссора? (Ответы детей).
- Да, к сожалению, мы часто грубим, капризничаем, вредничаем и расстраиваем самого родного и любимого человека - маму.
- Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Обида».
Я маму мою обидел, Теперь никогда-никогда Из дома мы вместе не выйдем, Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет, Я тоже не помашу. Она ничего не расскажет, Я тоже не-расскажу...
Возьму я мешок за плечи, Я хлеба кусок найду, Возьму я палку покрепче, Уйду я, уйду в тайгу.
Я буду ходить по следу В страшный-страшый мороз. И через бурную реку Буду я строить мост.
И буду я главный начальник, И буду я с бородой, И буду всегда печальный И молчаливый такой...
И вот будет вечер зимний, И вот пройдет много лет, И вот в самолет реактивный Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья Тот самолет прилетит! И выйдет оттуда мама, И мама меня простит.
- В стихотворении нет конца, в нем не говорится о том, простила ли мама мальчика или нет.
- Как вы думаете, ребята, простила его мама? (Ответы детей). -Конечно же, простила. Недаром говорится: «Материнская ласка конца
не знает», «Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает».
- Автор стихотворения не рассказывает нам, чем мальчик обидел свою маму, что он сделал, что сказал. Но ситуация очень понятная и знакомая.
- Вы, ребята, обижали когда-нибудь свою маму? Как? (Ответы детей).
- Ребята, какие долгие мучения испытывает каждый человек из-за ссо¬ры. И мальчик долго мучился, он даже из дома хотел уйти и много лет маму не видеть.
- Что надо было сразу сделать мальчику, чтобы этот конфликт не затя¬нулся надолго? (Попросить прощения.)
- Какие слова можно сказать маме, когда просишь прощения? (Мамочка, любимая, родная, прости, извини, не обижайся, не расстраивайся... И, конечно же, пообещать исправиться.)
- Помните, ребята, когда общаетесь со своими друзьями, знакомыми, родными, что:
Доброе слово лечит, а худое калечит.
Ласковое слово, что солнышко.
От худого слова навек ссора.
Слово - не стрела, а пуще стрелы ранит.
__________________________________________________
Хочеться чего-нибудь вкусненького? Без проблем. Загляните на сайт с доступными рецептами со вкусом - там вас ждут сотни замечательных рецептов. Просто пальчики оближешь.
Хочеться чего-нибудь вкусненького? Без проблем. Загляните на сайт с доступными рецептами со вкусом - там вас ждут сотни замечательных рецептов. Просто пальчики оближешь.