Здравствуйте, уважаемые читатели "Педагогического журнала". Хотим предложить вашему вниманию статью "Образование с доставкой домой". Очень интересно узнать ваше мнение: какое обучение все же является правильным и нужным для наших детей?
Сегодня уже больше двух миллионов американцев отозвали своих детей из школ, устроив им домашнее образование. Кто-то через философские или религиозные расхождения с храмами наук. Другие просто хотят больше времени проводить с детьми
И если раньше школа с доставкой домой считалась в США экзотикой, судьбой инвалидов, то в настоящий момент, благодаря общественной мысли и растущей популярности он-лайновых технологий, становится даже престижной.
Бегом из школы или пешком? Говорят, два года тому назад главный теоретик «антинаучного» воспитания, писатель Григорий Остер (кстати, отец пяти детей), забрал своего десятилетнего Никиту и двенадцатилетнюю Машу из школы. Почему? Что называется, не было бы счастья, но у второклассника Никиты произошло приступ аппендицита, мальчик здорово отстал от школы. Сначала родители ему просто помогали наверстать уроки, а затем им это понравилось. Никите тоже. Так что и его сестренку Машу в конце концов от школы освободили. Оказалось (знающие люди это подтверждают), что воспитывать своих, родных малышей - особенное удовольствие и целая отдельная наука. Недаром автор единственного в мире учебника «Педагогика для всех» Симон Соловейчик мечтал даже вторую книгу написать - «Воспитание своих детей». К сожалению, не успел.
А что же придумал многодетный литератор-«антивоспитатель»? Целую систему: гибрид семьи, экстерната и гувернантского сервиса. «Вообще наши деть учатся на экстернате, - рассказывает Г. Остер. - Ходят два разы в неделю к школе неподалеку, берут задание, сдают экзамены. А еще отдельно занимаются с учительницами английского, французского, немецкого...» Почему другие родители, упрямо избегая массовой государственной школы, отдают преимущество семейной (за свой, как правило, счет) или щадящей учебе в маленьких «бюджетных» группах школ надомной учебы (ШНН)?
Причины разные. В малокомплектные ШНН, например, в России, количество которых едва переваливает в Москве за один десяток (а по стране, кажется, не намного больше), засчитывают только за представлением из отдела образования, медицинской справкой клинико-экспертной комиссии и рекомендацией врача. Размещаются они обычно в зданиях прежних детских садиков или в корпусах оригинальной конструкции. В классе не больше пяти-шести парт, двенадцать учеников.
Что касается модели «учебы в семье», то его, по действующему законодательству, обеспечивают исключительно сами родители - на свой страх и риск, насколько хватает денег, фантазии. Так учились, например, за некоторыми сведениями, и сестры Маша и Катя Путины. Роль школы сводится в этом случае к проведению промежуточной аттестации и регулярным домашним консультациям детей. Экзамены «семейные ученики» сдают непременно вместе с одноклассниками, в общем потоке. Что, кстати, добавляет достоверности проставленным в табеле оценкам.
Форму семейного образования сегодня практикует около 1100 московских семей, причем их количество увеличивается каждого 1 сентября на несколько десятков «юных домоседов». Эта форма занятий особенно удобна для маленьких детей. У них не так много учебных предметов. К тому же официально их засчитывают в школу за обычной схемой, как и одногодков. Занимаются за общим для своего класса учебным планом. Поэтому в любой момент должны возможность передумать и вернуться в обычный класс, за которым они закреплены.
На первый взгляд, при таком свободном режиме детей вообще невозможно контролировать. В действительности контроль, как говорят энтузиасты, стопроцентный. Это в школе, если тебя вчера спрашивали, можно потом месяц не учить предмет. А здесь учитель проверит скрупулезно все, что пройдено за время между консультациями.
«Говорят, что наши деть - тепличные, учатся с мамой, к трудностям не готовые, - поделилась мнением мама двух детей. - Так они экзамены сдают самостоятельно! И не своим учителям, а совсем незнакомым людям. Это знаете, какая-то закалка!?»
Лучше отца учителя не существует. «Образование в семейном кругу - штука достаточно редкая. Ее обычно выбирают те, для кого школа - это большое зло, - говорит доктор медицинских наук, заведующая лаборатории НИИ гигиены и здравоохранения детей и подростков М. Степанова. - Но подобный шаг предполагает в дополнение определенную самостоятельность, зрелость ребенка... Среди таких детей есть, например, те, кому еще детский садик отбил охоту к жизни в коллективе. Или, допустим, малыши, которые страдают от роду грамматической слепотой, - дислексиею. Или излишне совестливые дети, которые каждую наименьшую просьбу школьного учителя воспринимают слишком буквально, чем и вредят своему здоровью.»
Широкое братство российских школофобов - сторонников домашнего образования - недавно объединилось в большую ассоциацию родителей, созданную для содействия семейной форме обучения. Не без ее участия выходят специализированные газеты и журналы, посвященные домашней учебе. Почитателям home-schooling адресовано множество специализированных пособий, в том числе и компьютерных, сайты в Интернете.
«В сознание людей крепко внедрены мифы, связанные с образованием. Например, о том, что учить должны специалисты-педагоги, которые прошли специальную подготовку, - рассказывает один из руководителей Ассоциации содействия семейной форме учебы. - Однако лучшие специалисты для ребенка - мама с папой. Они изучают характер, видят развитие, могут определить склонности любимца. Я знаю несколько семей, которые, начав учить детей дома, отказались от телевизора за внутренней необходимостью...»
Что чаще всего вынуждает родителей избегать общественной школы? Вот основные причины, выделенные самими папами и мамами:
Личность ребенка, ее таланты никого не интересуют. Поэтому тем, для кого это важно, трудно найти подходящую школу.
Ребенок хандрит, нет интереса к учебе: «В первом классе дочь бежала в школу, во втором шла, в третьем мы ее тянули».
Наибольшая группа «семейников» - дети с ранней профориентацией, которым просто некогда ходить к обычной «камере хранения» и скорбеть там целыми днями. Чаще всего родители забирают из школы не неуспевающих и лентяев, а, например, юных музыкантов, хоккеистов, гимнастов, цирковых артистов, которым необходимо время для усиленных занятий.
«Семейное образование - наиболее древняя из форм школы, - вторит представителям ассоциации отцов директор коммерческой гимназии № 1503 города Москвы, заслуженный учитель РФ Стелла Цимбалюк. - Домашний учитель (или гувернер) часто становился духовным наставником воспитанника. Сегодня его роль нередко исполняют папа с мамой, осуществляя, в сущности, адресную педагогику. Необходимо лишь иметь в виду, что ученик избавляется коллектива класса, в результате чего могут возникнуть проблемы социализации. Их можно перебороть, втягивая подростка в деятельность разных творческих или спортивных объединений.»
Аттестат за полгода? Легко! Специалисты утверждают: уже через десять лет школы больших городов могут полностью реально опустеть. И дело никоим образом не в пресловутой депопуляции, вернее, не только в ней. Рассудите сами: в этом году приблизительно 12-15 процентов старшеклассников г. Москвы пошли в екстернаты. Образование столицы переживает настоящий екстернатный бум. Растущая без сдерживания популярность новомодных экспресс-школ, похоже, и вызывала резкую реплику одного из городских руководителей о том, что «нужно и на этом фронте навести порядок!». Да, сегодня на всю огромную Россию не наберется и двухсот екстернатов. Цифра скромна, но здесь интересен сам процесс: предоставление любому желающему возможности завершить школьное образование досрочно и собственными силами. В подтверждение сказанного приведем один пример. Знакомый автору девятиклассник откопал в Интернете рекламу экстерната, который действовал под вывеской вечерней школы, собрался с мыслями, засучил рукава и... всего через полгода получил желанную «корочку» - законный аттестат о среднем образовании. «Ничего странного, - рассказывает директор той же школы-экстерната. - Спрос на наши услуги, если откровенно, просто дикий: молодежь торопится, все чаще стремится замечательные школьные годы возвести к минимуму. А у нас обычный школьный год можно пройти за три месяца. Стоит удовольствия в среднем три тысячи рублей. Интересно, что этот экстернат закончили (или вот-вот заканчивают) потомки многих знаменитостей - Валентина Гафта, Ольги Остроумовой, Валентина Юмашева. Удобно: ни тебе оценок, ни домашних заданий. Консультации педагогов - добровольны. Экзамены можно сдавать (пересдавать) в любое время: пиши заявление и пробуй силы.
При этом основные расходы екстернатов при вечерних школах несет государство. К набору услуг, которые платятся из кармана налоговиков, входят: «вступительное» тестирование, обзорные лекции, обязательные консультации (одна из каждой дисциплины) и собственно выпускные экзамены за школьный курс, общее количество которых приближается к семнадцати. Их, кстати, сдают из первого мероприятия только четверть экстернов. Однако, согласно нашей информации, спрос на подобные услуги в больших городах пока превышает предложение. Кроме того, за отдельную плату можно посещать занятие трижды на неделю, индивидуальные или групповые. Стоимость их по Москве колеблется от 100 до 200 рублей за урок.
До какого-то времени этот новый вид образовательных услуг как-то не замечали. Сеть «быстрых школ» между тем разрасталась. К ним приходят те, кому в школу ходить действительно никогда. Это, как правило, дети, которые уже определили свой профессиональный выбор - будущие звезды экрана или спортивной площадки. Дети, которые связывают учебу с работой. Однако много и таких, кого замучили конфликты в старой школе. А также тех, кто хотел бы освободить себя от лишних дисциплин и ежедневных школьных перегрузок. Наконец, люди, освобожденные из рядов ЗС, студенты техникумов и профлицеев, для которых экстернат - кратчайший путь к ВНЗ. Экстернат - реальный выход из тотального безденежья, в котором находится наша школа.
Может, действительно, учитывая растущую популярность образовательных «Макдональдсов» среди людей с состоянием, государству стоило бы подумать о расширении сети екстернатов? Для всех без исключения желающих в стенах обычных школ. Дешево, быстро и справедливо.
Исповеди учителей
«Как вы считаете, какой процент информации, которую получил ребенок в школе, становится полезным во взрослой жизни? Я имею в виду учебную информацию, а не социализацию ребенка (учиться дружить, осуществлять коммуникацию и тому подобное). Мне кажется, максимум 10 процентов. Выходит, что 90 процентов школьного времени - коту под хвост?!»
«Помню, в нашем классе висел стенд «Учись учиться». Так и доныне не пойму, что это значит - научиться учиться в школе. Этому там и не учат»
«Во избежание классно-урочной муштры, ребенку нужно организовать домашнюю учебу, путешествия, и тому подобное Для среднестатистической семьи, с работающими родителями, с ограниченными, пусть и достаточно большими средствами - это утопия.»
«Школьная программа - всего лишь скелет, на который можно нарастить что угодно. Экстернат позволяет обойтись почти «голым» скелетом. И волки сыты, и овцы целы - какой-то минимум общепринятых знаний (те же десять процентов) усвоены, а лишние тонкости не нужны. Однако выигранное время можно тратить на себя любимого.»
«Большинство детей осваивают в школе главную науку - выживание. Здесь списал, там подсказали. И не упрекнешь их - так оказывается инстинкт самосохранения на фоне непрерывных «ваш мальчик грубит», «опаздывает на занятие», «не тянет». Ведь если делать все, как приказывают, - к аттестату точно не дотянешь.»
Домашний бум за океаном... Всего четверть века тому домашнее образование в США допускалось только для очень больных детей. В начале 1980-х ситуация начала меняться: сторонники некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома. В настоящее время штаты США по-разному смотрят на этот вопрос. В некоторых достаточно проинформировать местные органы образования о подобном желании родителей. В других штатах граждане, которые желают учить детей дома, обязаны сдать особенные тесты, которые позволят проверить качество их педагогической «подкованности». Интересно, что уровень благосостояния родителей почти не оказывает влияния на их выбор. В 28-и процентах случаев, когда ребенок получает знание дома, в семье работают и отец, и мать.
За оценками Министерства образования США, в 1984 году приблизительно 50 тысяч американских детей учились дома. В 1988 году - 300 тысяч. В 1993 году домашнее образование стало всеамериканской нормой. Официально в 1999 году количество детей, которые получают образование дома, выросло до 850 тысяч, хотя некоторые исследователи считают, что таких не менее двух миллионов, потому что не везде нужно сообщать власть о том, что ребенок учится дома. За оценками Ассоциации защиты домашних школ, ежегодно легион «семейных» учеников увеличивается на 15 процентов.
Среди причин, из-за которых родители решаются не отдавать детей в государственные руки, лидируют низкое качество знаний и тяжелая обстановка криминолога в школах. Многие американцы убеждены, что школы не способны привить детям необходимые этические и моральные принципы. Кроме того, «домашние» дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем однолетки из государственных классов (за материалами Washington Profile).
...И в Европе. В большинстве европейских стран часть детей, которые не знают, что такое школа, очень незначительная. В Германии, например, «школа-семья» и вовсе признанная незаконной. В Великобритании в 1999 году насчитывалось только 12 тысяч учеников-«надомников». А в 2005-ом официальный показатель достиг уже 20 тысяч лиц, хотя реально их, за приблизительными оценками, раз в пять больше.
Если в Америке домашнее образование чаще всего получают дети фанатично верующих родителей, представителей многочисленных конфессий, то в Великобритании тому, чтобы оставлять маленьких дома, отдают преимущество «белые воротнички», которые не воспринимают в принципе идею массовой стандартизации условий. А также те, чьи дети чувствуют себя несчастливыми за партой.
Развитию процесса «обезшколивания общества» содействует внедрение электронных технологий, которые позволяют все большему количеству родителей овладевать педагогическими знаниями и методиками. После того как общий язык с родителями найден, начинается самостоятельная работа. Младшие дети приезжают к семейным педагогам раз-два на месяц, старшие - дважды на неделю. Не одиноки случаи, когда из одного предмета ребенок усваивает программу пятого класса, а из другого - седьмого. Большинство детей опережают школу на класс, а то и на два.
Чем дом, по мнению англичан, лучше?
Чтобы усвоить программу, скажем, первого класса, достаточно заниматься всего полтора часа на день. Остается масса времени для дел за интересами.
Дети значительно раньше определяются с выбором профессии.
Через два-три года «свободы» ребенок усваивает искусство самостоятельной работы, которая является очень полезной в будущем.
Автор: А. Зверев