ОПЫТ РАБОТЫ «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Методика использования средств ИКТ при изучении тем русского языка
Работая в современной школе, необходимо осваивать и применять новые технологии, в том числе и иформационные. Уже несколько лет я веду работу в этом направлении, стараясь внедрять и применять компьютер в образовательный процесс. Этому помогают личные наработки, обмен опытом с педагогами других школ, в том числе и через сеть Интернет, готовые программные продукты. Сейчас, в связи с повсеместной информатизацией школ, сложилась благоприятная обстановка для тех учителей, которые не желают оставаться на достигнутом, а желают перейти на новый, более совершенный и продуктивный уровень педагогической деятельности, а следовательно, и результатов образования.
Свою работу по изучению влияния средств ИКТ на развитие познавательной активности учащихся при изучении тем русского языка я проводила на базе «Пресновской ООШ», и продолжаю работу в «Куломзинской СОШ».
Компьютер используется мной практически на всех этапах урока и во внеурочной деятельности. Но, конечно же, постоянно ИКТ не присутствуют на уроке, иначе они могут наскучить учащимся, и должного эффекта достигнуто не будет.
Существует масса компьютерных программ, использование которых сделает урок русского языка более продуктивным. Так, я использую программное средство «1 – С. Репетитор: русский язык»,
которое содержит в себе теоретические данные, большой набор упражнений с комментариями к ответам, сведения о лингвистах и прочее. Практическая работа составлена в виде соревнования: чем больше правильных ответов, тем больше баллов заработаешь. Если у ребёнка возникают затруднения, он всегда может заглянуть в подсказку, в которой приводится правило на интересующую орфограмму или пунктограмму,
в некоторых случаях он может увидеть ответ с комментариями. В этой программе много тестов, алгоритмов, схем и таблиц, что облегчает, ускоряет работу учителя по проектированию урока, обеспечению его наглядностью.
Весьма интересна работа с средством Power Point. Эта программа позволяет создавать презентации с богатым изобразительным материалом, дополняя его музыкальными фрагментами, мультипликацией и т.п.
Так, при изучении нового материала в 6 классе («Правописание –Н- и –НН- в прилагательных»), алгоритм выбора нужного варианта, изображённый на слайде, лучше запоминается, нежели рассказанный устно или изображённый на доске.
Ребёнок с большей вероятностью вспомнит яркий слайд, нежели «сухие» фразы учителя. Правдивость этого мнения была доказана на практике.
На этапе актуализации знаний я предлагаю ребятам разноуровневые задания, созданные в печатном виде либо демонстрируемые на презентации. Также я поступаю и на этапе контроля. Даже задания к диктанту привлекут большее внимание учащихся, если они будут помещены на слайд.
Кроссворды, сканворды, чайнворды и пр. ребята обожают разгадывать в любом возрасте. Значит, нужно использовать это во благо. Я выставляю эти задания на этапе актуализации знаний, при постановке проблемного вопроса и пр.
Уроки развития речи (приложение 1) становятся более красочными, насыщенными, а самое главное – полезными и продуктивными, если репродукция картины будет показана на большом экране. Я на таких уроках предлагаю вниманию детей несколько картин (одной тематики, но, возможно, разных авторов) для сравнения, сопоставления и наблюдения. Такие презентации иногда сопровождаю музыкальными произведениями, подобранными под настроение картины. Такая подача обостряет чувство прекрасного в детях. Ребята надолго запоминают картины, что позволяет развивать не только речь детей (что ставится главной задачей на подобных уроках), но и расширяется кругозор ребёнка, воспитывается интерес к искусству. На одном занятии мы касаемся живописи, музыки, истории, литературы и, само собой разумеющееся, русского языка. На этих уроках я вправе говорить о метапредметности.
Мною создано несколько внеурочных занятий по русскому языку (приложение 2), которые сопровождаются презентацией. Благодаря демонстрируемым слайдам, я могу показать детям те предметы и явления, которые не в состоянии применить и показать на уроке в другой форме. Так решается принцип наглядности: чётко, доходчиво, визуально и интересное донесение материала до сознания ребёнка.
Работа с использованием программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:
• обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
• психологически облегчает процесс усвоения;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор учащихся;
• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Результативность применения ИКТ на уроках подтверждается результатами образовательного процесса, участием детей в конкурсах различного уровня.
Так, в 2009-2010 учебном году, среди учащихся 5-9 классов качество обучения составляло 25%, но с более частым применением ИКТ процент качества возрос до 41 в аналогичной категории обучающихся.
С применением ИКТ в образовательном процессе возникает интерес детей к внеурочной деятельности по русскому языку. В 2009 году во Всероссийском конкурсе языкознания «Русский медвежонок» участвовало 5 детей, из которых 1 занял 1 место по району в своей категории, один – третье, один – пятое. В этом году изъявили желание участвовать в этом конкурсе 22 человека.
Ребята участвовали в различных конкурсах сочинений школьного, муниципального и общероссийского масштаба, занимая призовые места:
2009 г.: «Гимн чести, мужеству и славе» муниципальный этап – 1 место Пилипенко Оксана 9 класс, 3 место – Жантурина Ирина 7 класс;
«Вахта памяти» муниципальный этап - Пилипенко Оксана 9 класс, лауреат;
«Мы – вместе!» областной конкурс- Жантурина Ирина 7 класс, лауреат 1 степени.
2010 г.: «Гимн чести, мужеству и славе» муниципальный этап – 2 место Харченко Виктория, 9 класс.
2011 г.: «Защитники земли русской» телекоммуникационный проект -(сертификат) учащиеся 4-5 классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможность применения средств информационных технологий в образовательном процессе является актуальной проблемой нашего времени.
В своей работе я пытаюсь использовать всё то положительное, что даёт нам современность и, конечно же, применяю проверенные классические формы организации педагогического процесса. Только вместе они дадут должный результат.
Применение компьютерных технологий с целью развития познавательных интересов учащихся я считаю обоснованным, т.к. ИКТ- технологии являются тем средством, которое может обеспечить наглядность, занимательность, дифференцированность обучения, позволяют разнообразить школьные будни, заинтересовать детей, а , следовательно, возбудить в ребёнке познавательный интерес к предмету изучения. Даже такой, казалось бы, сложный предмет, как русский язык, становится увлекательным и познавательным. Дети начинают лучше запоминать правила и применяют их на практике, становятся уверенней в своих ответах, т.к. необычная подача материала на уроках привлекает их внимание, а значит, этот материал останется в памяти ребёнка и легко будет им воспроизведён и применен.
Таким образом, своей работой я подтверждаю гипотезу о том, что использование компьютерных технологий в учебной деятельности школьников приводит к более высокому качеству предметных знаний, развитию познавательного интереса и индивидуальных способностей, расширению кругозора и формированию у учащихся мотивации к учебной деятельности.
Автор: Артемьева Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Куломзинская средняя общеобразовательная школа» Оконешниковского р-на Омской области
________________________________
Ну что же, скоро начало учебного года. Лето пролетело, пробежало и снова: диплом, учеба, сессии, курсовая заказать которую между прочим, если не хватает свободного времени, можно без проблем на сайте Diplom-city.
Ну что же, скоро начало учебного года. Лето пролетело, пробежало и снова: диплом, учеба, сессии, курсовая заказать которую между прочим, если не хватает свободного времени, можно без проблем на сайте Diplom-city.