Сдать экзамен - это же просто!
Прочитав этот заголовок, любой подросток может сказать: так утверждать легко тому, кто уже прошел через это! Конечно, для нас, взрослых, это уже давно пройденный этап. Кто-то, сдал экзамен, сказал себе: с меня хватит - достаточно и школы! Кто-то, набравшись мужества, идет дальше - институт, госэкзамены, защита диплома.
Самые неутомимые сдают экзамены вся жизнь: аспирантура, защита диссертации, курсы иностранных языков, курсы водителей, кроя и шитья. Да и разве можно забыть те чувства, которые возникают в момент приближении к закрытым дверям, из-за которых слышно неуверенный голос одногрупника. А дрожание в коленях, холодный пот, стук зубов, потеря голоса? Какое это все до боли знакомое!
Экзамены, как большинство явлений жизни, - этап проходящий. Когда он заканчивается, появятся ощущения свободы, забываются слезы, нервотрепки, ты опять спокойно спишь. Но можно сдать экзамен и с меньшими потерями для собственного здоровья, получить хорошие оценки и ожидать следующего экзамена без страха и бессонных ночей.
Начнем с...
Дети, которые готовятся к экзаменам, особенно выпускники, начинают бросаться от одних крайностей к другим. Одни круглосуточно зубрят даты, формулы и готовят шпаргалки по истории, или по математике, выпивают не один литр кофе, другие же наслаждаются отдыхом, изредка листая учебники и утешая себя тем, что всего не выучишь и, может, "пронесет". К счастью, у психологов есть третий, самый оптимальный вариант подготовки к сдаче экзаменов.
Начать следует, в первую очередь, из распорядка дня. Питаться надо три-четыре раза на день. Мед, греческие орехи, молочные продукты, рыба, мясо, овощи и фрукты обеспечат баланс калорий в организме и возобновят энергетические расходы. Нормальный здоровый сон и отдых уменьшат нагрузку на нервную систему. Не стоит отказываться от привычных занятий спортом, посещений бабушки, разговоров по телефону - это будет своеобразным отдыхом.
Не забывайте и о том, что не все дети одинаковые - "сову" трудно заставить активно работать в 6-8 часов утра, а "жаворонок" вряд ли будет засиживаться до 2-3-х ночи. Кстати, в большинстве людей уровень биологической активности снижен с 17 до 18 часов. Кофе лучший пить утром и немного, лишь, чтобы полностью проснуться (для тех, кто привык именно так начинать свой день). Кофе усиливает нервозность и тревожное состояние у неуверенных в себе детей.
Как правильно организовать изучение материала
Ребенка всегда пугает то, что объем материала для изучения слишком большой, потому справиться с ним очень трудно. Инстинктивно он отдаляет "день расплаты" и перед самим экзаменом оказывается перед горой не усвоенной информации. Эту гору и действительно трудно сдвинуть в такой ситуации. Как же правильно распланировать изучение материала?
Практика свидетельствует, что сначала следует пересмотреть весь материал и распределить его таким образом: если надо выучить 120 вопросов за четыре дня, то в первые 2 дня изучается 70% всего объема, на третий день - остальные, четвертый - повторяют изученное. При этом сложные темы стоит чередовать с более простыми - необязательно учить все вопросы подряд. Есть и некоторые психологические закономерности, которые должны учесть дети и их родители.
"Фактор предела". Лучше всего запоминается информация, изложенная в начале и в конце текста. Середина обычно быстро вылетает из головы. Поэтому во время запоминания и повторения уделите особенное внимание середине текста.
Повторять надо не механически, а вдумчиво, сосредоточившись на содержании. После "загрузки" в мозг информация, если ее не повторять, теряется на 20-30% в первые 10 часов. Чтобы этого не случилось, следует: прочитать текст, повторить его дважды, через 20 минут - трижды, а через 8-10 часов - четыре раза, спустя сутки - один раз. Только после этого можно быть уверенным в том, что информация крепко "поселилась " в голове ребенка.
Одна голова хорошо, а две - лучше?
Родителей обычно почему-то раздражает, что ребенок приглашает домой для совместной работы друга или подругу. Считается, что ничего хорошего из этого не выйдет и в лучшем случае они будут отвлекать друг друга. В действительности же подготовка к экзамену вдвоем имеет огромное множество преимуществ, конечно, если отнестись к этому серьезно и добросовестно. Запомните, что учить вместе действительно нельзя, а вот повторять, "репетировать" - даже желательно. Это можно делать накануне экзамена.
Каким образом ребенок может все лучше всего запомнить? Что для нее является ближе - текст, рисунок, логическая схема, речевое воссоздание? Ребенок сам должен определить, в какой системе ему лучше работать. Готовясь к экзамену по истории мы с моей дочкой всегда использовали схематические
шпаргалки по истории России. Схематическое изображение текста легче запоминается и дольше остается в памяти. Праверино не раз! Шпаргалки - вещь нужная
Вы не когда не сдавали экзамен по праву? В этом случае без шпаргалки по праву действительно не обойтись. Правда, это не значит, что срочно следует делать дополнительные карманы на подкладке пиджака или пришивать их к юбке. Использование шпаргалок на экзамене чаще всего заканчивается очень грустно. Они нужны потому, что материал лучше запоминается при конспектировании, - изложенный коротко (в виде тезисов), он лучше держится в памяти. Шпаргалки удобно перечитывать перед самим экзаменом, а вот брать на экзамен не стоит - можно и двойку получить.
"Спокойствие, только спокойствие"
Так всегда в экстремальных ситуациях говорил Карлсон. Воспользуйтесь его советом. Ведь нервничают всегда те, кто плохо знает материал. Чтобы преодолеть свой страх, рассказывайте сами себе изученный материал, вроде бы вы отвечаете на экзамене. Попробуйте представить сложную ситуацию на экзамене и найти из нее выход. Поставьте сами себе коварные вопросы и попробуйте ответить на них - переживите свой страх еще до экзамена. Попробуйте прибегнуть к аутогенной тренировке.
На экзамене не теряйте самообладания в сложный момент, хоть это и нелегко. Вспомните о чувстве юмора - иногда оно, оказывается, бывает и у экзаменаторов. Составте план ответа на экзамене - это тоже успокаивает.
Весь мир - театр
Экзамен - спектакль и лотерея в то же время. Вы сделали все возможное, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам, но все равно не определено, повезет вам или нет. Ваша цель - сдать экзамен как можно лучше. А оценка зависит от двух разных факторов: ваших знаний и вашего умения вести себя на экзамене. Бывает, что в сложной ситуации умения произвести нужное впечатление спасет от неминуемой двойки или тройки.
Прежде всего вы должны выглядеть уверенными в себе. Именно выглядеть, даже тогда, когда на душе невесело. Уверенный вид действует на преподавателя лишь положительно, и он будто проникается вашей уверенностью, а остальное - дело техники. Надо направить разговор в нужное вам русло. Не теряйте сознание, если натолкнулись на не известный вам вопрос. Втяните экзаменатора в непринужденный разговор, убедите, не сдавайтесь, свободно ведите диалог, пока вас не загонят в безвыходное положение.
Ишите выход, изменяйте ход мыслей, перестраивайте разговор в благоприятном для вас направлении - такая жизнь. Отрепетировав загодя свое выступление, говорите негромко, но четко, ясно и уверенно, улыбайтесь, призывая преподавателя в помощники, не шепчите, не мямлите - это раздражает экзаменатора. Настройте себя на непременный успех, особенно на первом экзамене. Продумайте свое поведение, внешний вид и стиль разговора с преподавателем.
Будьте спокойны и сосредоточены не на собственном лице, а на содержании ответа. Забудьте об обидах на родителей, учителей и вообще отстранитесь от всего ненужного. Успокойте себя тем, что завтра уже придет другой день, без экзаменов, потому именно сегодня надо показать себя наилучшим образом.
Желаем успеха!