Цель: способствовать становлению
родительской компетентности путем осознания и осмысления механизмов
диалогического общения и формирование умений и навыков конструктивного
взаимодействия с детьми в семье.
Задачи:
- Способствовать осознанию
основных принципов психического развития ребенка.
- Способствовать критическому
осмыслению устойчивых стереотипных установок в семейном воспитании.
- Расширить и обогатить знания о
роли эмоциональной сферы в становлении личности ребенка и отработать навыки реагирования
на детское поведение.
- Развивать умение строить
диалогическое взаимодействие при решении проблемных семейных ситуаций.
Оборудование: клубок ниток,
плакат "Дерево", карточки с фразами, бейджики с надписями,
разрезанные сюжетные картинки, иллюстрированные журналы, клей, ножницы,
фломастеры.
1. Сообщение темы и цели занятия
(5 мин.)
Общеизвестно, что становление
полноценной личности ребенка, зависит прежде всего от системы отношений в
семье. “Все мы родом из детства”, “Все – и хорошее, и плохое – человек получает
в семье”. Эти педагогические высказывания известны, наверное, всем.
Следовательно, понятно, что без радикальной перестройки традиционного семейного
воспитания, не следует ожидать серьезных успехов в сфере становления
полноценной личности: самостоятельной, ответственной, уверенной в себе,
инициативной, творческой, с четкими моральными установками. Мы попробуем с вами
сегодня выделить эффективные пути в общении с детьми.
2.Упражнение "Ожидания"
(10 мин.)
Цель: определить надежды и
ожидания участников от работы в группе. Участникам раздают стикеры, вырезанные
в форме яблок и тренер просит написать на них свои ожидания, прочитать и
приклеить на плакате, на котором изображено дерево, а сбоку корзину.
3. Упражнение „Как мы общаемся с
детьми?” (20 мин.)
Цель: рассмотреть особенности
общения родителей и детей и отработать коммуникативные умения.
Тренер предлагает
попрактиковаться взаимодействовать с ребенком на основе „правильных” и
„неправильных” обращений. Участник получает 2 карточки с различными обращениями
и должен с разной интонацией сказать фразу согласно ситуации.
1. а) Говорите с ужасом: „Оставь!
Не трогай этот молоток! Это мужское дело!
б) Говорите спокойно и
доброжелательно: „О! Я вижу, ты хочешь забить этот гвоздь. Посмотри, молоток
надо держать так, а гвоздь так...”
2. а) Ребенок хочет помочь Вам
сложить пазлы. Вы сердитесь, отвергаете его руки и говорите: „Оставь! Ты их
испортишь! Если ты испачкаешь пазлы, я буду вынуждена за них заплатить!!! Иди
делать уроки!”
б) Возьмите ребенка за руку и
скажите решительным тоном: „Мне важно, чтобы ты тщательно помыла руки и вытерла
их насухо! Потом придешь, и мы вместе составим пазлы. Руки должны быть чистыми,
потому что мы должны отдать пазлы в идеальном состоянии”.
3. а) Говорите с озабоченностью в
голосе: „Начни, наконец, учить этот стих. Ты же знаешь, что ты слабая ученица и
тратишь больше времени на учебу!” б) Скажите с радостью в голосе: «А помнишь,
как в прошлом году ты боялась того длинного стиха Тараса Шевченко, но выучила
на такую хорошую оценку! Выучишь и сейчас!»
4. а) Кричите: „Перестань его
бить! Ты ведешь себя, как бандит! Что из тебя вырастет!”
б) Поймайте ребенка за руку и
скажите решительным тоном: „Мне не нравится, что ты его бьешь! Драться нельзя!
Скажи брату словами, чего ты хочешь. Я верю, что ты сможешь защитить себя
достойно!”
5. а) Говорите сострадательным
тоном: „Сынок, почему ты такой ленивый! Ты же такой способный. Если бы ты не
был таким ленивым, то мог бы хорошо учиться. Я действительно не знаю, в кого ты
такой удался!”
б) Говорите решительно, но
дружелюбным и деловым тоном: „Сынок, ты достаточно умный и способный для того,
чтобы постичь это! Я жду решительных перемен в школе”.
6. а) Говорите недовольно и с
гневом ребенку, который не хочет выступать на публике: „Перестань бояться!
Здесь нечего бояться и стесняться! Ты уже большой, а ведешь себя, как ребенок!
Ну давай! Не бойся!”
б) Говорите спокойным голосом с
пониманием: „Ты боишься...? Ты наверное немного застеснялся...? Рассказывать
стихотворение на публике – это очень сложное дело даже для настоящих актеров...
Это называется волнением. Но, наверное, ты скоро победишь этот страх! Ты
убедишься...”
Обсуждения: - Как разные фразы
влияют на общение с ребенком? Итог тренера: Самооценка ребенка всегда зависит
от обращений к ним взрослых, в частности родителей. Часто родители в семьях при
обращении к детям используют унизительные слова (ярлыки): неудачник,
неряшливый, невнимательный... Известно, что при постоянных таких обращениях в
будущем ребенок к этому привыкает и считает себя таким, а это неуверенность в
себе, снижение самооценки. И в следующей игре я предлагаю, чтобы вы на
некоторое время оказались на месте ребенка и объяснили свои ощущения.
4. Информационное сообщение
Метафора „Река и берега” (5 мин.)
Цель: на эмоционально-смысловом
уровне помочь участникам осознать роль родительского влияния на становление
личности ребенка. „Мне нравится сравнивать ребенка с водой. Это река веселая и
стремительная, бурная, или же глубокая и медленная. Она плывет себе, куда ей
заблагорассудится, движется свободно и непринужденно. Но движение каждой реки
определяет ее русло, те берега, которых мы называем “отцами”. Они, всегда как
бы впереди, определяют основное направление ее движения. Если родители знают,
как воспитывать ребенка, имеют свои устойчивые ценностные установки, понимают,
что является важным для ребенка, - то это берега крепкие, надежные. Тогда и
река чувствует себя защищенной и более уверенной. Где вы видели такие берега,
которые бы давили на реку или заставляли ее плыть в другую сторону? Река плывет
свободно в соответствии со своей природой, но берега направляют ее движение.
Река, не имеющая берегов, растекается, постепенно превращаясь в болото. Так и
ребенок, который не чувствует поддержки, разумного контроля со стороны родителей
не имеет жизненных ориентиров, четкого осознания своих истинных желаний и
потребностей. Поэтому часто попадает под чужое влияние или давление окружения. Дети
подражают своим родителям, они будто отражают их поведение, манеры общения, но
главное – усваивают именно те ценности, те главные жизненные принципы, которые
исповедуют родители. Поэтому ошибаются те родители, которые уверены, что
ребенок будет делать так, как я говорю”. На самом деле, он будет делать так,
„как я делаю”. Поэтому родителям важно быть последовательными в мыслях,
убеждениях и действиях.”
Общение с ребенком проходит на
разных интонациях и благодаря следующему упражнению, мы попытаемся сделать
вывод, какое общение лучше для ребенка.
5. Ситуационная ролевая игра
„Ярлыки” (10 мин.)
Цель: ознакомить участников
тренинга с ярлыками, которые используются в семье в отношении ребенка, дать
возможность почувствовать эмоции, которые возникают у участников во время
общения, когда их заставляют действовать согласно стереотипам.
Тренер прикрепляет на участников
бейджики со словами, с которыми обычно взрослые обращаются к детям. Эти слова
могут иметь как негативный, так и позитивный оттенок.
Задания для участников. Составить
из кусков целую картину, при этом сотрудничать друг с другом, обращаясь в
соответствии с теми ярлыками, которые написаны у участника на полоске.
Обсуждение: Как Вы себя чувствовали в своей роли? Было ли Вам в ней комфортно
или же наоборот неуютно, неприятно? Или зависела работа от распределения ролей?
- Как ярлыки влияют на самооценку ребенка, его общения с окружающими? Вниманию
тренера! Перед проведением упражнения важно предупредить участников не
произносить вслух и не намекать игроку, к которому прикрепили бейджик, о том
слове, которое написано на нем. Задача
участников заключается не столько в составлении картины, сколько в ощущении отношения
окружающих к себе, как к ребенку, который имеет такой ярлык
6. Коллаж „Потребности ребенка
для гармоничного развития” (15 мин.)
Цель: способствовать осознанию
потребностей, желаний, возможностей, а также прав детей в семье.
Участники создают коллаж на тему
„Потребности ребенка для всестороннего развития”. По завершении работы родители
презентуют свои наработки. После презентации работы участники обсуждают свои
впечатления по поводу работы.
7.Информационное сообщение „Три
пути в воспитании” (10 мин.)
Цель: ознакомить участников с
различными подходами в семейном воспитании.
Родители во всем мире, воспитывая
своих детей, могут идти одним из трех путей: власти, уступчивости или диалога.
Предлагаю послушать краткую характеристику этих путей и возможные их
последствия для ребенка, для родителей, для семьи.
ВЛАСТЬ
Этот путь опирается на убеждение
взрослого, что родители всегда лучше знают и правы, демонстрируют ребенку, кто
главный. Ребенок должен подчиняться их воле, лучше без дискуссии. Родители чаще
всего выступают в роли контролера, экзекутора, судьи, обладателя полицейского,
а иногда и палача. Такой образ родителя вызывает у ребенка чувство страха,
злости, гнева, сожаления, несправедливости, обиды, унижения, стыда. У ребенка
появляется убеждение, что родители его не понимают, возможно, не любят.
В поведении ребенка может
появиться сопротивление, ложь, покорность, агрессия, враждебность, бунт или
лицемерие. Ребенок может думать: „никто не прислушивается к моему мнению, а,
значит, мои мысли глупы и ничего не стоят. Я ни на что не способен, если меня
надо постоянно контролировать, следить за мной, проверять. Только родители
знают, что хорошо для меня”
Возможные последствия для ребенка
– отсутствие желания меняться, зависимость от мнения и оценок других,
неспособность творчески мыслить, самостоятельно решать проблемы, заниженная
самооценка, отсутствие веры в собственные возможности. Возможные последствия
для родителей – чувство бессилия, неспособности повлиять на ситуацию, усиливают
недовольство ребенком и собой как родителями. Последствия для семьи –
холодность, неприязнь, эмоциональная отчужденность, враждебность, конфликты.
Семья превращается в поле битвы.
УСТУПЧИВОСТЬ
На этом пути родители ради
„святого покоя” уступают ребенку, хотя это противоречит их чувствам и
потребностям. Они подчиняются воле ребенка, чтобы избежать конфронтации. Фигура
родителей покладистая, но наэлектризованная злостью, раздражением к „самолюбивому,
полному желаний и претензий” ребенку.
Ребенок чувствует себя в выигрыше
- „Я победила”. Это порождает смешанные чувства: триумф, чувство вины,
неуверенность, вызванные отсутствием сопротивления со стороны взрослого. Он
может думать: „Все должны мне подчиняться”, „самые Важные мои чувства и
потребности”, „Родители все сделают ради меня, стоит только быть упрямой”. Свою
волю ребенок диктует с помощью крика, плача, шантажа, давления. Возможные
последствия для ребенка – отсутствие чувства безопасности через своеобразную
смену ролей – родители оказываются „слабыми”, а ребенок „сильным”. У ребенка
может развиться импульсивный способ реагирования, эгоизм, неспособность
подчиняться авторитету, общественным и этическим нормам, а также работать в
коллективе (возникают проблемы в школе, с ровесниками). Возможные последствия
для родителей – неприязнь к ребенку, бессилие, неудовлетворенность собой как
родителями, недовольство по поводу постоянных уступок ребенку вопреки своим
потребностям и чувствам. Последствия для семьи – отчужденность, холодность,
неприязнь (родители не могут выдерживать поведение своего ребенка, им не
нравится быть с ним).
ДИАЛОГ
На пути диалога родители передают
ребенку важные для них ценности, учитывая чувства и потребности ребенка, а в
ситуации конфликта ищут общее решение, которое бы удовлетворяло всех
заинтересованных. Родители уважают чувства, потребности и мысли ребенка.
Помогают ребенку раскрывать свои возможности, способствуют росту его адекватной
самооценки. Также родители уважают свои потребности и чувства, могут твердо
сказать „нет”, когда ситуация требует этого. Поэтому ребенок может быть доволен
сам собой, чувствовать уважение к собственной мысли и мнению родителей
(учителей, других людей), иметь высокое чувство собственной значимости и
ответственности за свои поступки. Ребенок может думать: „Я могу сам принимать
решения, я могу быть ответственным, я способен на многое и хочу попробовать
свои силы, а если у меня не получится, - попробую еще раз”.
Возможные последствия для ребенка
– желание сотрудничать с родителями, ему нравится быть с ними. У ребенка
развивается уверенность в себе, уважение к потребностям и чувствам других.
Возможные последствия для родителей – удовлетворение собой как родителями,
чувство близости, радость от пребывания вместе с ребенком, дружеские отношения
с ним. Возможность выразить свое недовольство (гнев, разочарование, злость), не
обижая ребенка. Последствия для семьи – меньше конфликтов, потому что они
решаются вовремя и с помощью диалога. Ребенок учится самостоятельности и
ответственности. Развивается конструктивные диалогические отношения между
родителями и детьми, формируются прочные эмоциональные связи и умение проявлять
взаимную заботу и уважение.
8. Упражнение „Ребенок вернулся
из школы” (15 мин.) Цель: показать влияние не эмпатийного реагирования
родителей на поведение ребенка.
Родители разыгрывают моделируемую
ситуацию. Один играет роль мамы, которая хозяйничает на кухне, а другой –
семилетней дочери, которая вернулась из школы.
-Мама, мама, я вернулась из
школы, - счастливо сообщает Лена.
-Хорошо, доченька, мой руки и
садись обедать, - говорит, не оборачиваясь и не отрываясь от своей работы мама.
-Мама, я тебе хочу столько
рассказать! Что сегодня в школе было!!! (Подпрыгивает девчонка, желая привлечь
внимание мамы). -Хорошо, хорошо, садись, сейчас будем обедать, - мама
сосредоточенно дальше занимается хозяйственными делами, оставляя дочь наедине
со своими переживаниями.
После нескольких попыток привлечь
внимание мамы, дочка поворачивается и идет прочь...
Обсуждение:
-Мама проявляет свою любовь к
ребенку, как именно?
-Об удовлетворении каких
потребностей ребенка она больше всего заботится?
-Что для ребенка в данный момент
является самым важным?
Итог тренера: для ребенка очень
важно опека мамы и ее забота, и на самом деле, таким образом, мама проявляет
свою любовь. Но на данный момент мама не учитывает важной для ребенка
потребности быть услышанной. А мама дочку не только не слышит, не видит, не может
совместно порадоваться пусть даже незначительным, но таким важным для ребенка
событиям!_____________________________________
Вас интересует отечественная гидравлика? Тогда вам стоит заглянуть на сайт компании "Отечественная гидравлика", которая предлагает широкий выбор запчастей хорошего качества для грузовых автомобилей и спецтехники по очень доступным ценам. Например, турбокомпрессор ТКР-8, 5Н-1 gidrorossia.ru/turbokompressor-tkr-85n-1/ вы сможете там приобрести всего за 4400 рублей.